• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социология

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс имеет вводный характер. Его цель - познакомить студентов с основными принципами и понятиями социологии, сформировать у них представление о некоторых основных теоретических подходах к изучению общества и его подсистем, привить им навыки социологического мышления, развить способность анализировать факты и события с позиций социальной науки. Среди рассматриваемых тем и категорий, такие как сущность и особенности социологического знания; взаимосвязь культуры и общества; социальные институты; социализация индивида; социальные группы и формальные организации; социальные равенства и неравенства; социальные процессы (обмен, кооперация и конкуренция, конфликт и солидарность); социальные изменения и социальные движения; массовое поведение (слухи, паника, мода и т.п.) и массовые сообщества (конгломераты, толпы, публики). Итоговая оценка выставляется по результатам прохождения тестов в онлайн-курсе в процентном соотношении к правильно данным вариантам ответов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: ознакомление студентов с основными принципами и элементарными понятиями социологии, сформировать у них представление о некоторых основных теоретических подходах к изучению общества и его подсистем, привить им навыки социологического мышления, развить способность анализировать факты и события с позиций социальной науки
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о социологии как науке, об общей характеристике социологии, ее основных чертах и особенностях.
  • Имеет представление о культуре и обществе, а также взаимосвязи социальных и культурных процессов и явлений.
  • Имеет представление о социальных институтах, сущности социальных институтов, их структуре, функциях, значении.
  • Имеет представление о семье как социальном институте.
  • Имеет представление об экономике как социальном институте.
  • Имеет представление о религии как социальном институте.
  • Имеет представление о социализации индивида, о процессе социализации, подходах к ее изучению, способах и агентах, особенностях в современных обществах.
  • Имеет представление о социальных группах и организациях, о природе и типах социальных групп, формальных организациях, бюрократии, об общинах.
  • Имеет представление о социальных равенстве и неравенстве как реальности, ценности, идеале; о социальной стратификации и типах; о социальной мобильности.
  • Имеет представление о социальных процессах и социальных изменениях, об обмене, кооперации, конкуренции, конфликте, солидарности как социальных процессах, о сущности и факторах социальных изменений.
  • Имеет представление о массовом поведении, массовых сообществах и социальных движениях; о специфике массовых процессов (моде, панике, слухах, массовой истерии и паранойи); о массовых сообществах: конгломератах, толпах, публиках; о природе и значении социальных изменений для социального развития.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Социология как наука: Что и как изучает социология.
    Общая характеристика социологии, ее основные черты и особенности.
  • Тема 2. Культура и общество.
    Взаимосвязь социальных и культурных процессов и явлений.
  • Тема 3. Социальные институты.
    Сущность социальных институтов, их структура, функции, значение.
  • Тема 3.1. Семья как социальный институт.
    Обзор социального института семьи.
  • Тема 3.2. Экономика как социальный институт.
    Обзор социального института экономики.
  • Тема 3.3. Религия как социальный институт.
    Обзор социального института религии.
  • Тема 4. Социализация индивида.
    Процесс социализации, подходы к ее изучению, способы и агенты, особенности в современных обществах.
  • Тема 5. Социальные группы и организации.
    Природа и типы социальных групп, формальные организации, бюрократия, община.
  • Тема 6. Социальные равенства и неравенства.
    Социальные равенства и неравенства как реальность, ценность, идеал; социальная стратификация и типы; социальная мобильность.
  • Тема 7. Социальные процессы и социальные изменения.
    Обмен, кооперация, конкуренция, конфликт, солидарность как социальные процессы. Сущность и факторы социальных изменений.
  • Тема 8. Массовое поведение, массовые сообщества и социальные движения.
    Специфика массовых процессов (мода, паника, слухи, массовая истерия и паранойя). Массовые сообщества: конгломераты, толпы, публики. Природа и значение социальных изменений для социального развития.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий онлайн-тест
  • неблокирующий Итоговый онлайн-тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * Итоговый онлайн-тест + 0.3 * онлайн-тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Отв. ред. Глазырин В. А. - СОЦИОЛОГИЯ 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 414с. - ISBN: 978-5-9916-6321-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-426540

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Фененко, Ю.В. Социология управления: учебник для студентов вузов, обучающихся по социально-гуманитарным специальностям / Ю.В. Фененко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 215 с. - ISBN 978-5-238-02151-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028935