• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Положение о губернских и уездных земских учреждениях

 
     Именной указ, данный Правительствующему Сенату 1 Января 1864 года, распубликованный 8-го того же Января. – Признав за благо призвать к ближайшему участию в заведывании делами, относящимися до хозяйственных пользы нужд каждой губернии и каждого уезда, местное их население, посредством избираемых от онаго лица, Мы повелели Министру Внутренних Дел составить, на указанных нами началах, проекты постановлений об устройстве особых земских, для заведывания упомянутыми делами, учреждений.

     Составленные на сем основании и разсмотренные в Государственном Совете проекты: Положения о губернских и уездных земских учреждениях и временных для них Правил по делам о земских повинностях, народном продовольствии и общественном призрении, Мы находим соответствующими нашим Намерениям и, вследствие чего, утвердив их и препровождая при сем в Правительствующий Сенат, повелеваем:

     1. Положение о губернских и уездных земских учреждениях и временные Правила для сих учреждений ввести ныне же в действие в губерниях: Владимирской, Вологодской, Воронежской, Вятской, Екатеринославской, Казанской, Калужской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Олонецкой, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Пермской, Полтавской, Псковской, Рязанской, Самарской, С.-Петербургской, Саратовской, Симбирской, Смоленской, Таврической, Тамбовской, Тверской, Тульской, Харьковской, Херсонской, Черниговской и Ярославской.
     2. Министру Внутренних Дел, составя немедленно Правила, необходимыя для открытия, на сем основании, в поименованных губерниях, земских учреждений и для первоначальных их действий, внести сии Правила на Наше утверждение чрез Государственный Совет.

     Правительствующий Сенат не оставит сделать к исполнению сего надлежащия распоряжения.

Положение

Гл. 1. - Положения общия

     1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим Положением.
     2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:
          I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
          II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения, содержимых за счет земства.
          III. Меры обеспечения народного продовольствия.
          IV. Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.
          V. Управление делами взаимного земского страхования имущества.
          VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
          VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
          VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчою, сусликами и другими вредными насекомыми и животными.
          IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений и участие в делах о почтовой повинности.
          X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по губернии и уездам возлагается на земские учреждения, на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, Высочайшею властию утвержденных.
          XI. Назначение, раскладка, взимание и расходывание, на основании Устава о земских повинностях, местных сборов, для удовлетворения земских потребностей губернии или уезда.
          XII. Представление, чрез губернское начальство, высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд губернии или уезда, и ходатайство по сим предметам, также чрез губернское начальство; добавление, по требованиям высших правительственных учреждений и Начальников губерний, сведений, до земского хозяйства относящихся.
          XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений.
          XIV. Дела, которые будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений.
     3. Круг действий земских учреждений ограничивается пределами губернии или уезда, каждому из сих учреждений подведомственных.
     4. На земские учреждения возлагается обсуждение, определение и приведение в исполнение всех законных мер, необходимых для хода дел, ведению означенных учреждений вверенных.
     5. Земские учреждения имеют право именем земства, на основании общих гражданских законов, приобретать и отчуждать недвижимые имущества, заключать договоры, принимать обязательства, вчинать гражданские иски и ответствовать в гражданских судах по имущественным делам земства.
     6. Земские учреждения, в кругу вверенных им дел, действуют самостоятельно. Закон определяет случаи и порядок, в которых действия и распоряжения их подлежат утверждению и наблюдению общих правительственных властей.
     7. Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постановленное, признается недействительным.
     8. Земские учреждения подвергаются законной ответственности, порядком, ниже сего указанным, за превышение власти, за действия, противныя существующим законам, за неисполнение основанных на законе требований местных начальств, за неправильные распоряжения по вверенным им хозяйственным делам и за всякий ущерб или стеснение, нанесенные обществам или частным лицам.
     9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам, или общим государственным пользам. В порядке и сроках такого распоряжения соблюдаются правила, указанные в 94, 95 и 96 ст. сего Положения. Министр Внутренних Дел, с своей стороны, в промежуток времени между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить постановление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том Собранию в первое назначенное для его заседаний время. В дальнейшем ход дела, Земское Собрание и Министр руководствуются правилами, изложенными в ст. 97-й.
     10. Если земскими учреждениями не будет сделано распоряжений к исполнению тех повинностей, отправление которых закон признает обязательными для земства, то Начальник губернии, когда напоминания его останутся безуспешными, приступает, с разрешения Министра Внутренних Дел, к непосредственным исполнительным распоряжениям на счет земства.
     11. Земским учреждениям предоставляется на относящиеся до них распоряжения Начальника губернии и высших административных властей приносить жалобы Правительствующему Сенату (по 1-му Департаменту). Сроком для принесения таковых жалоб полагается время, назначенное для созвания первого, после сообщения правительственного распоряжения, Земского Собрания (ст. 76 и 79), до которого дело относится.

Гл. 2. - Состав земских учреждений

     12. Земские учреждения разделяются, согласно ст. 1-й сего Положения, на уездные и губернские.
     13. Уездные земские учреждения суть: Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа.
     14. Уездное Земское Собрание составляется из Земских Гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами.
     15. В С.-Петербурге и Москве, а также в Одессе, где образовано уже новое городское управление, заведывание земскими делами, до сих городов относящимися, возлагается на Городские Думы; при чем пользуются правами и несут обязанности: Общая Дума – Уезднаго Земскаго Собрания, а Распорядительная Дума – Земской Управы. Уезды С.-Петербургский, Московский и Одесский имеют особые от сих городов Земския Собрания и Земския Управы (ст. 43).
     16. Выбор Уездных Гласных, присутствующих в Уездном Земском Собрании, производится:
          а) на съезде уездных землевладельцев;
          б) на съезде городских избирателей;
          в) на съезде выборных от сельских обществ.
     17. Не могут участвовать в избирательных съездах: а) лица моложе 25 лет; б) лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; в) лица, опороченные по суду или общественному приговору, и г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России.
     18. За лица женского пола, за отсутствующих и за достигших гражданскаго совершеннолетия (21 года), но не имеющих положенного в предшедшей статье возраста, допускаются к выборам лица, снабженные доверенностями, а за малолетних, несовершеннолетних и состоящих в опеке – их опекуны и попечители, если как поверенные, так и опекуны и попечители, подходят под имущественные условия, для участия в избирательных съездах ст. 23 и 28 постановленныя, и если к допущению их в сии съезды нет препятствий, указанных в ст. 17-й. Сверх того, лица женского пола могут уполномочивать на участие в выборах своих отцов, мужей, сыновей, зятей и родных братьев, даже и в тех случаях, когда уполномочиваемые не соответствовали бы означенным выше имущественным условиям, если только к допущению их в избирательные съезды не будет препятствия по ст. 17-й.

Примечание.
Упомянутые в сей статье доверенности на участие в земских выборах должны быть написаны на установленной для доверенностей гербовой бумаге и подписаны самим верителем и двумя свидетелями, с удостоверением подписи верителя полициею, или ближайшим начальством, или Мировым Посредником (а по учреждении должности Мировых Судей – Мировым Судьею). Лица, явившиеся на съезд с доверенностями, писанными на простой бумаге, допускаются к участию в съезде не прежде, как по уплате следующей за гербовую бумагу пошлины.

     19. Богоугодные, благотворительные, учебные и другия учреждения, общества, компании и товарищества, владеющия недвижимым имуществом, дающим право на участие в земских выборах, назначают от себя для присутствования в избирательных съездах поверенных, с соблюдением условий, в предшедшей статье установленных.
     20. Неотделенные сыновья могут участвовать в выборах, вместо своих отцов, по их уполномочию.
     21. Лица, арендующия в уезде участки земли по законным контрактам, заключенным не менее как за два года до выборов и на сроки не менее шести лет, и если при том до истечения срока контракта остается не менее трех лет, могут участвовать в выборах вместо земледельцев, у коих они арендуют землю, но только в тех случаях, когда земледелец, не имея, по какой либо причине, возможности присутствовать лично на избирательном съезде, передаст свой голос такому арендатору, по доверенности, совершенной порядком.
     22. Никто не может иметь на уездном избирательном съезде более двух голосов: одного голоса по личному праву и одного по доверенности или уполномочию.
     23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:
          а) лица, владеющие в уезде, на праве собственности, пространством земли, определенным для того уезда в прилагаемом расписании;
          б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ниже 15 тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением не ниже той же капитальной ценности или имеющим общий годовой оборот производства не менее 6 тысяч рублей;
          в) назначенные на основании ст. 18–21 поверенные от частных владельцев, также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих пространством земли и имуществом, указанных в двух предшедших пунктах а) и б) сей статьи;
          г) уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, составляющим не менее двадцатой доли оного..;
          д) уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею в размере, определенном в 462–465 ст. Свода зак. Т. Х ч. III кн. II и в приложении к ст. 523-й Свода зак. Т. IХ (изд. 1857 г.).

Примечание.
В избирательном съезде землевладельцев участвуют лично, или через уполномоченных, те крестьяне, которые приобрели в собственность, вне пределов крестьянского надела, участки земли, достигающие размеров, указанных в пунктах а) и г) сей статьи.

     24. Означенные в пунктах г) и д) ст. 23-й уполномоченные от землевладельцев, учреждений, обществ, компаний, товариществ и Священнослужителей избираются ими на особых предварительных съездах. В уездах, смотря по местным уездам, или созывается один общий для всего уезда съезд, или образуются отдельные съезды по становым участкам. По воспоследования и распоряжения Предводителем Дворянства, коему вместе с тем поручается и председательство на означенных съездах.
     25. Число уполномоченных, избираемых предварительными съездами, определяется количеством земель, принадлежащих лицам, явившимся на съезд, полагая одного уполномоченнаго на пространство земли, определенное в пункте а) ст. 23-й.
     26. При вычислении пространства земли, дающего, на основании 23-й статьи, право участия в избирательных съездах, не различается, состоит ли означенная земля в непосредственном распоряжении владельца по праву собственности, или отведена в постоянное пользование крестьян, или же отдана в арендное содержание другим лицам. Но выкупленные крестьянами земельные участки, со дня окончательного утверждения выкупной сделки, исключаются из счета обшаго пространства земель, принадлежащего владельцу имения.
     27. Созвание избирательного съезда землевладельцев, по воспоследовании распоряжения о выборе Гласных, производится Уездным Предводителем Дворянства, на котораго возлагается вместе с тем и председательство на означенном съезде.
     28. В городских избирательных съездах участвуют:
          а) лица, имеющие купеческие свидетельства;
          б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6 тысяч рублей;
          в) лица, владеющие на городской земле недвижимою собственностью, оцененною, для взимания налога, в городских поселениях, имеющих более 10 тысяч жителей, не ниже 3 тысяч руб.; в городских поселениях, имеющих от 2000 до 10000 жителей, не ниже 1000 руб., и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 рублей;
          г) назначенные на основании ст. 18–20-й поверенные от частных владельцев и также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах б) и в) сей статьи.
     29. В городских избирательных съездах председательствует Городской Голова.
     30. Съезды для избрания Уездных Гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды. Этих выборщиков полагается не свыше трети общего числа лиц, имеющих право по закону участвовать в волостном сходе, с тем, чтобы от каждого сельского общества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя.
     31. В каждом назначается, по распоряжению Губернского Правления, несколько избирательных съездов от сельских обществ. Эти съезды разделяются по мировым участкам, а в случае местного для того неудобства – по странам. Каждый из сих съездов, избирает сообща, без различия ведомств, всех Гласных, причитающихся на участок.
     32. Избирательный сельский съезд открывается, впредь до учреждения должности Мирового Судьи, Мировым Посредником, который предлагает выборщикам назначить из своей среды председателя съезда; утверждает это назначение, и затем разрешает все возникающия при выборе Гласных недоразумения.
     33. Для определения числа Гласных, избираемых в каждом уезде избирательными съездами от землевладельцев, городов и сельских обществ (ст. 23, 28 и 30), принимаются в соображение: число землевладельцев, количество принадлежащих им удобных земель, населенность городов, число и ценность городских недвижимых имуществ, число волостей, количество сельского населения и пространство угодий, состоящих в наделе сельских обществ. На сем основании полагается число Гласных в каждом уезде согласно прилагаемой при сем ведомости.
     34. Если бы на съезде число избирателей оказалось менее числа подлежащих избранию Гласных (ст. 33), то выборы не производятся, а все наличные избиратели признаются Гласными, о чем в то же время составляется акт за общим подписом.
     35. В Гласные избираются, в определенном в ст. 33-й числе:
          а) съездом уездных землевладельцев – члены онаго, в ст. 23-й означенные;
          б) городскими избирательными съездами – члены оных, в ст. 28-й означенные, не исключая и тех землевладельцев, которые имеют право участия в городских избирательных съездах;
          в) избирательными съездами сельскаго сословия – лица, участвующие в сих съездах; и члены избирательного съезда землевладельцев, а также местные Православные: приходские Священники и вообще Священнослужители.
     36. Не могут быть избираемы в Гласные: местные Начальники губерний, Вице-Губернаторы, Члены Губернских Правлений, Губернские и Уездные Прокуроры и Стряпчие и чины местной полиции.
     37. Поверка числа Гласных, законности и действительности выбора возлагается на самое Земское Собрание.
     38. Гласные избираются на три года, в сроки, назначаемые Министром Внутренних Дел, по Особому росписанию губерний.
     39. Гласным никаких служебных преимуществ не присваивается и содержания не полагается.
     40. Независимо от избираемых, вышеизложенным порядком, Гласных, в состав Земских Собраний тех уездов, в которых находятся казенные и уездные земли, не отведенные в постоянное пользование крестьян, назначаются члены от ведомств государственных имуществ и удельного, по избиранию начальства сих ведомств.
     41. Если количество находящихся в непосредственном распоряжении казны или удела земель составляет менее четверти всего пространства уездных земель, то в Земское Собрание назначается один член от ведомства государственных имуществ или один от удельного, или по одному от того и другого ведомства, когда в уезде находятся и казенные и удельные земли, если количество сих земель составляет от одной четверти до половины всех земель уезда, то могут быть назначаемы два члена, если же более половины, то три.
     42. Для законного состава заседаний Земскаго Собрания требуется присутствие не менее третьей части всего числа Гласных, Собрание составляющих, и во всяком случае не менее десяти.
     43. В Уездном Земском Собрании председательствует Уездный Предводитель Дворянства.
     44. Для производства дел, на время заседаний, Уездныя Земские Собрания избирают Секретарей из числа своих членов.
     45. Общие Городские Думы в С.-Петербурге, Москве и Одессе и Земские Собрания уездов сих городов могут, по требованию своих Председателей (обоих или одного), иметь соединенныя заседания с разрешения: в С.-Петербурге и Москве – Начальников губерний, а в Одессе – местного Генерал-Губернатора. В таком соединенном заседании председательствует Городской Голова. В случае, если против постановления большинства такого соединенного собрания будет заявлено несогласие большинства членов Думы или большинства членов Уезднаго Собрания, то дело поступает на решение Губернского Земского Собрания (ст. 15).
     46. Уездная Земская Управа составляется из Председателя и двух членов, избираемых на три года Уездным Земским Собранием из числа участвующих в нем лиц. Собрания могут, если найдут нужным, увеличивать число избираемых членов управы до шести.
     47. Не могут быть избираемы в члены Управ лица, поименованные в 18 и 21 ст., члены судебных мест (исключая Мировых Судей), чиновники местных Казенных Палат и Уездных Казначейств, и лица духовного звания. Прочия служащия лица допускаются к занятию должностей членов Земских Управ не иначе, как с разрешения их начальства.
     48. Избранный Земским Собранием Председатель Уездной Управы (ст. 46) утверждается в этой должности Начальником губернии. В случае отсутствия Председателя, место его заступает один из членов Управы, также с утверждения Начальника Губернии.
     49. Назначение содержания Председателю и членам Уездной Управы зависит от Уездного Земского Собрания.
     50. Губернские земские учреждения суть: Губернское Земское Собрание и Губернская Земская Управа.
     51. Губернское Земское Собрание составляется из Гласных, избираемых Уездными Земскими Собраниями на три года.
     52. Число Губернских Гласных от всякого уезда определяется соразмерно числу Гласных местного Уездного Собрания, на основании ведомости, приложенной к ст. 33-й. В Губернских Земских Собраниях С.-Петербургском, Московском и Херсонском участвуют Гласные, выбранные для сего Городскими Думами С.-Петербурга, Москвы и Одессы в числе, показанном в той же ведомости.
     53. В Губернском Земском Собрании, в тех случаях, когда Государю Императору неугодно будет назначить для председательствования в оном особое лицо, председательствует Губернский Предводитель Дворянства.
     54. Правила о законном составе Уездных Собраний и об избрании Секретаря Собрания (ст. 42 и 44) распространяются и на Губернския Земския Собрания.
     55. В Губернском Земском Собрании присутствуют, на равных правах с прочими членами, Управляющие местною Палатою Государственных Имуществ и местною Удельною Конторою.

Примечание 1.
Если в губернии, где находятся казенные земли, нет Палаты Государственных Имуществ, то назначение члена от ведомства государственных имуществ в Губернское Земское Собрание предоставляется Министерству Государственных Имуществ.
Примечание 2.
Если в губернии не одна Удельная Контора, или удельныя земли, в губернии находящиеся, состоят в заведывании Конторы, учрежденной в другой губернии, то назначение члена от удельного ведомства в Губернское Земское Собрание предоставляется Департаменту Уделов.

     56. Губернская Земская Управа состоит из Председателя и шести членов, избираемых на три года Губернским Земским Собранием из своей среды, с соблюдением правил, установленных в ст. 47-й. Избранный Земским Собранием Председатель Губернской Управы утверждается в должности Министром Внутренних Дел. В случае отсутствия Председателя, место его заступает один из членов Управы, также с утверждения Министра Внутренних Дел.
     57. Назначение содержания Председателю и членам Губернской Управы зависит от Губернского Земского Собрания.
     58. Назначение сумм на содержание Канцелярий Земских Управ зависит от постановлений Земских Собраний, а образование и состав сих Канцелярий от распоряжения самих Управ.

Примечание.
Порядок созвания избирательных собраний, составления избирательных списков и производство выборов, определяется на вышеизложенных основаниях, в особых правилах об открытии земских учреждений.

     59. Земским Собраниям предоставляется, независимо от выбора Председателей и членов в Земские Управы, назначать по выбору из своей среды уполномоченных, для заведывания принадлежащими земству недвижимыми имуществами, заведениями и учреждениями и вообще для исполнения поручений Земских Собраний.
     60. Земским Управам предоставляется, с разрешения Земских Собраний, приглашать, как для постоянных занятий по делам, вверенным ведению Управ, так и для исполнения временных поручений, посторонних лиц с назначением им вознаграждения, по взаимному с ними соглашению, за счет назначенных для сего по смете сумм.

Гл. 3. - Предметы ведомства и пределы власти земских учреждений

     61. Губернские земские учреждения заведывают теми из земских дел, поименованных во 2-й ст. сего Положения, которые относятся до всей вообще губернии или нескольких ее уездов.
     62. Независимо от сего, к ведомству губернских земских учреждений, в особенности, относятся:
          I. Разделение на губернские и уездные: земских зданий, сооружений, путей сообщения, повинностей, заведений общественнаго призрения, а равно перемены в сем разделении.
          II. Дела об открытии новых ярмарок и о перенесении или изменении сроков ярмарок существующих.
          III. Дела об открытии новых пристаней на судоходных реках и о перенесении существующих пристаней.
          IV. Представление, чрез Начальника губернии, ходатайств о перечислении, по уважительным причинам, земских дорожных сооружений или целых дорог в разряд государственных.
          V. Распоряжения по взаимному земскому страхованию имуществ от огня.
          VI. Раскладка между уездами сумм государственных сборов, которых разверстание возложено на земския учреждения по закону или особому, Высочайшей властию утвержденному, распоряжению правительства.
          VII. Разсмотрение и разрешение затруднений, могущих встретиться в утверждении смет и раскладок уездных сборов.
          VIII. Рассмотрение жалоб, приносимых на действия Земских Управ.
     63. Уездные земские учреждения заведывают земскими делами (ст. 2 сего Пол.), относящимися до каждого отдельного уезда.
     64. К ведомству уездных земских учреждений, кроме того, в особенности, относятся:
          I. Раскладка внутри уезда тех государственных и губернских сборов, которых разверстание по уезду будет возложено, по закону или распоряжению правительства, на уездные учреждения.
          II. Составление предварительных предположений, для губернских смет, о размерах и способах исполнения в уезде повинностей, к разряду губернских отнесенных, и представление означенных предположений в Губернскую Управу.
          III. Представление губернским земским учреждениям местных сведений и заключений по предметам хозяйства.
          IV. Разрешение на открытие торгов и базаров.
          V. Отнесение проселочных и полевых дорог в разряд уездных, а также уездных дорог в разряд проселочных; изменение направления уездных земских дорог.
          VI. Содержание бечевников; представление чрез Начальника губернии ходатайств об отнесении, по уважительным причинам, содержания бечевников за счет казны.
          VII. Местные распоряжения и надзор, по указаниям губернской управы, в пределах уезда, по устройству губернских путей сообщения, по исполнению потребностей управления, на губернские повинности отнесенных, и по взаимному страхованию; представление о действиях по сим предметам отчета Губернской Управе (ст. 72).
     65. В круге обязанностей, возлагаемых на земские учреждения по 2, 61–64 ст. сего Положения, принадлежат: Земским Собраниям – распорядительная власть и общий надзор за ходом дела, а Земским Управам – как распоряжения исполнительные, так и вообще ближайшее заведывание земскими делами.
     66. Губернские Земские Собрания могут издавать обязательныя для местных земских учреждений той же губернии постановления, а Уездные Земские Собрания – давать, с своей стороны, инструкции Уездным Управам своих уездов, равно как подчиненным им лицам, собственно о способе исполнения постановлений Губернских Собраний, с тем: 1) чтобы означенные постановления и инструкции ни в каком случае не выходили из круга предметов, предоставленных ведению земских учреждений, и 2) чтобы они ни в чем не были противны существующим общим узаконениям и настоящему Положению.
     67. Губернские Земские Собрания могут разрешать Управам, по непредвиденным и нетерпящим отлагательства надобностям, отступления от смет, временные заимствования и т.п., определяя в этих случаях границы такого полномочия.
     68. К ведомству Губернских Земских Собраний, в особенности, относятся:
          1) рассмотрение и утверждение губернских земских смет и раскладок денежных и натуральных повинностей, составление земской росписи;
          2) разрешение приобретения и отчуждения недвижимых имуществ губернскаго земства;
          3) распоряжение губернскими земскими капиталами;
          4) образование, сверх принадлежащих земству капиталов обшественнаго призрения, народнаго продовольствия и взаимнаго страхования, других постоянных капиталов на предметы губернских земских потребностей;
          5) разрешение предположений о займах на нужды земства губернии;
          6) разрешение кратковременных заимствований из губернских капиталов земства, имеющих определенное назначение;
          7) отнесение проселочных дорог в разряд земских губернских, а сих последних в разряд проселочных; изменение направления губернских земских дорог;
          8) установление новых сборов на губернския земския потребности;
          9) назначение сборов с приходящих и проезжающих по губернским земским дорогам, мостам и переправам;
          10) назначение губернских выставок местных произведений, с целью поощрения местных промыслов;
          11) обсуждение заключений и сведений, высшему Правительству представляемых, по его требованиям, или по ходатайству Управ и членов Собрания;
          12) представление, чрез Начальника губернии, на разрешение высшаго Правительства предположений об учреждении Губернских Земских Банков, а также заключений по предметам местной торговли, земледелия и промыслов в тех случаях, когда меры, признаваемыя Земским Собранием полезными, превышают пределы предоставленной ему власти;
           13) уполномочия Губернским Управам и разрешения по возникающим недоразумениям, или особо важным вопросам;
           14) рассмотрение жалоб на Губернския Земския Управы;
           15) утверждение отчетов по земскому хозяйству;
           16) производство выборов Председателей и членов Губернских Управ и назначение сумм на их содержание; поверка выборов в Губернские Гласные.
     69. На обязанности Губернских Управ, независимо от исполнения распоряжений Губернских Собраний и управления, под руководством Губернских Земских Собраний, имуществами земства и вообще земским хозяйством губернии, лежит: составление губернских смет, раскладок и отчетов; подготовление всех нужных для Собрания сведений и заключений; надзор за поступлением земских доходов; расходование губернских земских сумм; ведение, под наблюдением Земских Собраний, исков по имущественным делам земства и разсмотрение жалоб на Уездныя Земския

Управы.

     70. Уездные Земские Собрания имеют те же обязанности по уездному хозяйству, как Губернские по губернии, исключая предметов, в ст. 62-й поименованных.
     71. Губернские и Уездные Земские Собрания для поверки земской отчетности избирают из среды своей особые ревизионные Комиссии, заключения которых поступают на утверждение Земских Собраний (ст. 113).
     72. Обязанности Уездных Земских Управ по уезду суть те же, как и Губернских Управ по губернии. Кроме того, Управы исполняют упомянутыя в VII пункте 64-й ст. обязанности по поручению Губернской Управы.
     73. Земские Собрания и Управы в действиях своих строго соблюдают общие пределы власти, земским учреждениям предоставленной (ст. 3, 7).
     74. Земские Управы не могут учреждать никаких сборов и повинностей, кроме утвержденных Собраниями, и вообще не имеют права отступать, без особого разрешения Собраний (ст. 67), от установленных Собраниями смет и раскладок. В случае же неотложной необходимости произвести расход, не показанный в смете, Управы могут употреблять для своего сбережения от сметных сумм, не выходя однако из общей суммы, назначенной по смете на все расходы.
     75. Земские Собрания и Управы не могут приводить в исполнение, без утверждения местного или высшего Правительства, те из распоряжений своих, для которых такое учреждение требуется законом (ст. 90 и 92)…

Выверено по изданию: Хрестоматия по истории государства и права России под ред. Ю.П. Титова.- М.: "Проспект", 1997. - 472с.