• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
14
Апрель

Псковская судная грамота

Назад в библиотеку

 

Ся грамота выписана из великаго князя Александровы грамоты, и из княжь Костянтиновы грамоты, и изо всех приписков Псковъских пош­лин, по блвнию оц своих попов всех 5 съборов, и сщенноиноков, и диаконов, и сщенников и всего Бжия сщньства, всем Псковом на вечи, вь лето 6905.

Грамота, составленная по выпискам из грамот великого князя Александра и князя Константина, а равно из всех приписок, сделанных на основании Псковских обычаев, по благосло­вению отцов попов своих всех пяти соборов, священноиноков и всего божия свя­щенства, всем Псковом на вече 1397—1467 г.

 

1. Се суд княжей. Ож клеть покрадут за зомком, или сани под полостью, или воз под титягою, или лодью под полубы, или в яме, или скота оукрадают, или сено сверху стога, имать, то все суд княжой, а продажи 9 денег. А разбой, наход, грабеж 9 гривен, а княжая продажа 19 денег, да 4 деньги князю и посаднику.

1. Княжий суд. Если обкрадут клеть за замком, или сани под полостью, или воз, увязанный в дорогу, или ладью поставленную в закрытое помещение, или украдут скот, или с вершины стога сено, все подобного рода кражи подлежат суду княжему; взыскание же 9 денег. За разбой, нападение, грабеж определяется взыскание в 9 гривен, в пользу же князя (княжа продажа) 19 денег и сверх того 4 деньги в пользу князя и посадника.

 

2. И владычню наместнику суд, и на суду не судити князю ни судиям ни наместнику княжа суда не судите.

2. Владычний наместник имеет свой суд, дела которого не могут подлежать суду князя; дела, подсудные кня­зю, не могут подлежать суду ни судей, ни наместника.

 

3. А которому посаднику сести на посадничество, ино тому посаднику крест целовати на том, что ему судит право, по крестному целова­нию, а городскими кунами не корыстоватися, а судом не мстится не на когож, а су­дом не отчитись, а праваго не погубити, а виноватаго не жаловати; а без неправы чело­века не погубити, ни на суду, на вечи.

3. Вновь определенный по­садник дает клятву, что он будет судить справедливо, согласно данной присяге, не будет пользоваться принадле­жащими городу деньгами, ни­кому не будет мстить сво­им судом, не будет при­нимать в расчет родство, губить правого, оправдывать виновного и никого без расследования дела осуждать ни на суде, ни на вече не будет.

 

4. А князь и посадник на вечи суду не судить; судити им у князя на сенех, взираа в правду, по крестному цело­ванию. А не въсудят в прав­ду, ино Бог буди им судиа на втором пришествии Хри­стове. А тайных посулов не имать ни князю, ни посаднику.

4. Князь и посадник не производят суда на вече, суд учрежден в княже­ском помещении для обоих, где они судят согласно за­кону и данной ими присяге. Если же они будут судить несправедливо, то да будет им судья Бог на втором пришествии Христа. Взяток тайных не брать ни князю, ни посаднику.

 

5. А которому княжому человеку ехать на пригород наместником, ино целовати ему на том крест, что ему хотети Пскову добра, а судит прямо, по крестному целованью, А коли ему ехать на которое…

5. Если кто из служащих у князя назначен будет в пригород на должность наместника, то он должен дать присягу в том, что будет желать Пскову добра, судить справедливо, по крестному целованию. Если же ему ехать на какое…

 

6. А который посадник слезет степени своей, орудиа и судове самому управляти; а иному насед, его судове не пересужати.

6. Посадник, оставивший свою должность, обязан окончить производством все возникшие при нем дела (орудиа) и судебные разбиратель­ства; преемник не может перевершать его дел.

 

7. А кримскому татю и коневому, и переветнику, и зажигальнику, тем живота не дати.

7. Вора, совершившего кражу в кремле, конокрада, государственного изменника и поджигателя лишать жизни.

 

8. Чтобы и на посаде покрадется, ино двожды е пожаловати, а изличив казнити по его вине; и в третий ряд изличив, живота ему не дати, кромъскому татю.

8. За кражу, совершенную на посаде (в городе) виновного дважды помиловать (не лишать жизни), а наказать по вине как бы за кражу (т. е. денежной пеней), в третий же раз виновного в краже казнить смертью, как и кремлевского (храмового) вора.

 

9. А коли будет с кем суд о земли ополней (Э. о полней), или о воде, а будет на той земли двор, или нива розстрадни, а стражет и владеет тою землею, или водою, лет 4 или 5, ино тому исцю съслатся на сосед, человек на 4 или на 5. А суседи став, на коих шлются, да скажут как прав пред Богом, что чист, и той человек, который послался, стражет и владеет тою землею, или водою, лет 4 или 5; а супротивен в те лета ни его судил (В.-Б. судили), ни на землю наступался, или на воду, ино земля его чиста, или вода, целованиа ему нет. А тако не доискался, кто не судил, ни наступался в те лета.

9. Если возникнет судебный процесс о полевой земле, или о воде, и если на этой земле будет двор или обработанные поля, ответчик же обрабатывал эту землю и владел ею или водой 4 или 5 лет, то он должен сослаться на соседей, на 4 или 5 человек, и если соседи, на которых он сослался, при допросе, по совести покажут, что ответчик, сославшийся на них, владеет спорным имуществом, обрабатывает и пользуется землей или водой 4 или 5 лет, а противник его в эти лета не вел процесса с ним, и этой земли или воды не требовал, то спорная земля составляет принадлежность ответчика, присяги от него не требуется. Таким образом, тот, кто не искал судом и не требовал в течение указанных лет спорной зем­ли, проигрывает дело.

 

10. О лешей земли будет суд. А положат грамоты, и двои, на одну землю, а зайдут грамоты за грамоты, а исца оба возмут межников, да оба изведутца по своим грамотам, да пред госпóдою ставши, межником межничество съимут, ино им присужати поле.

10. Относительно земли необработанной (пустоши) суд таков: если в суд представят обе тяжущиеся стороны письменные документы на одну и ту же землю и если в том и другом будет указана одна и та же земля, то тяжущиеся должны взять межевщиков и указать по документам в натуре ос­париваемые участки, затем каждый пред судьями (гос­подою) доказывает свое право на участок, означенный межевщиком, или спор разрешается поединком.

 

11. А которой своего исца перемож… (Э. …ет на поли, ино тому присужати землю по его грамоте).

11. Кто на поединке одо­леет, тому (и присуждается земля по представленному им документу).

 

12. А которой истец… (Э. а будет побит с сво­ими грамотами) там…, ино то­го человека повинити, и гра­моты его посудить; а правому человеку на ту землю и судница дати; се подсудничье князю и посадником и с сот­скими всеми взяти 10 денег.

12. Кто из тяжущихся не докажет правильность своих претензий имеющими­ся у него грамотами или ак­тами, того признать винов­ным, а грамоты его недей­ствительными. Признанному же в своих требованиях правым выдается су­дебное определение (судница) о праве владения землей. Судебных пошлин князю и посаднику с сотскими — всем вместе 10 денег.

 

13. А кто у кого имеет землю отимати викупком, а старые грамоты у того чело­века, у кого землю отимают, ино воля того человека, у ко­го старые грамоты: хочет на поле лезет, или своего истца к правде ведет на его выкупке, покуду отнимает.

13. Если кто начнет от­нимать землю по имеющейся у него выкупной записи, меж­ду тем владелец земли, от которого отнимают зем­лю, предъявит старые грамоты в подтверждение сво­их прав на нее, что пре­доставляется его воле, то или идет с истцом на поеди­нок, или может требовать от своего противника при­сяги о действительности вы­купной записи в течение то­го времени, какое назнача­лось на предъявление подоб­ного рода исков.

 

14. А кто положит доску на мртваго о зблюденъе, а иметь искати на приказникох о того соблюдениа, сребра или платиа, или круты, или иного чего животнаго, а тот умръшей с подряднею, и рукопи­сание у него написано и в ларь положено; ино на тых приказниковъ не искати чрез рукописание; ни зсудиа без заклада и без записи, и на приказникох не искати ни­чего; а только будет заклад, или запись, ино волно искати по записи и кто животом владеет по записи, или по закладу, а у приказников умръшаго а не будет заклада, ни записи умръшаго на кого, ино им не искати ни­чего ж, ни съсудиа, ни тор­говли, ни зблюдениа, ничегож.

14. Если кто представит к умершему иск по доске о данном вкладе на хранение и станет искать на на­следниках этой поклажи: денег, платья, белье (кру­ты) или другого какого-либо движимого имущества и если имел расписку в уплате («порядня») и умерший в свое время сделал завеща­ние (рукописание) и положил в ларь (св. Троицы), то вследствие такого завещания умершего не может быть предъявлен иск к наслед­никам о вещах по доске, точно также как нельзя предъявлять иска к наслед­никам умершего о ссуде без заклада и записи (пись­менного обязательства). При существовании же закладной или обязательства письмен­ного можно вчинить иск. И обратно: если кто владеет движимым имуществом по записи и по закладной, а у наследников умершего нет ни того ни другого, то они не имеют права искать что-либо из указанного: ни ссу­ды, ни долга по торговле, ни отданного на сохранение.

 

15. А у котораго умръша­го, а будет отец, или мать, или сын, или брат, или сестра, или кто ближняго пле­мени, а а животом владеет, а только не стороннии людие, ино им волно искать без заклада и без записи умръшаго, а на них волнож искати.

15. Если у кого по смер­ти останется отец, или мать, ­сын, брат, сестра или ближ­ний родственник, но отнюдь не чужой и владеет имуще­ством умершего («а живо­том владеет») то они совершенно свободно могут вчинить иск, не имея за­клада или письменного обязательства умершего.

 

16. Если кто приезжий из чужой земли, или во время пожара, или, по грехам, во время междоусобия отдаст кому-либо свое имущество на сохранение и после будет требовать его обратно, а принявший вклад будет запираться, тот может предъявить иск…

 

16. Если кто приезжий из чужой земли, или во время пожара, или, по грехам, во время междоусобия отдаст кому-либо свое имущество на сохранение и после будет требовать его обратно, а принявший вклад будет запираться, тот может предъявить иск…

17. (М. А. кто) с чюжой земли приехав, или пожар за неделю, или по грабежу, и тот имет запиратся, ино тот суд судить на того волю… (Э. на ком сочет) хочет сам поцелует, ино на поле лезет, или у креста положит своему исцу.

17. …с чужой земли приехавший или не позже одной недели после приезда, пожара или грабежа… противник же будет запираться. Выбор доказательств на суде предоставляется на волю ответчика: хочет сам присягает или идет на поединок, или положит спорную вещь у креста.

 

18. А кто по волости ходит закупен, или скотник, а имет искати такоже соблюдениа, или верши, ино госпóде обыскать правда, такоже присужает на ком сочат: хочет сам поцелует, или на поле с ним лезет. А хочет ему, у креста положит.

18. Если закупень или скотник (торгующий скотом) при обходе волости предъявит иск о поклаже или хлебе («верши»), то госпóда должны произвести расследование и предоставить ответчику право разрешить иск или присягой или поединком или представлением вещи к кресту.

 

19. А кто имет искати зблюдениа по доскам, безимено старине, ино тот не доискался.

19. Кто начнет иск по поклаже («зблюдениа») по доскам, без поименного обозначения вещей, отданных на сохранение, тот его про­игрывает.

 

20. А кто на кого имет сачить бою, или грабежу по позовничи, и князь и посадником и сотцким обыскати, как послух, где будет обедал, и и где начавал, и послух изведется иночаем его, или где обедал; такоже и битого опросить: где есть били и грабели? явили кому? и на тех ему слатся; а на кого сошлются, а тот став скажет, как право пред Богом, што битый являл бой свой и грабежь, а послух на суде став, а послухует в тыеже речи, ино тотъ судит на того волю, на ком сочат: хочет с послухом на поле лезет, или послух (Э. послуху) у креста положит, чего искал.

20. Если кто вызовет кого к суду («по позовничи») по обвинению в нанесении ему побоев или в ограблении, то князь, посадник и сотский должны допросить по­слуха: где обедал и где ночевал послух, не был ли соначлежником истца и вместе обедал; также должно опросить и потерпевшего: где били, или грабили его; кому он объявлял о побоях или грабеже. На них потерпевший может ссылаться. Если тот, на кого сошлются, скажет по совести на суде, что потерпевший объявлял о побоях или грабеже, и если послух, став на суде, тоже подтвердит это, то решение дела предоставляется на волю ответчика: хочет идет с послухом на по­единок, или послух поло­жит у креста то, что по­терпевший искал.

 

21. А против послуха… (М. станет, Э. истец будет) стар, или млад, или чем безвечен, иди поп, или чернец, ино против послуха нанять волно наймить, а послу­ху наймита нет.

21. Если против послуха должен выступить на поединок старый, несовершеннолетний, увечный, поп, монах, то они могут взять наймита за себя стать на поединке, но послуху такой наем не дозволяется.

 

22. А на которого послуха истец послется, и послух не станет, или став на суде не договорит в тыж речи, или переговорит, ино тот послух не в послух, а тот не доискался.

22. Если послух, на ко­торого сошлется истец, не явится на суд, или на суде покажет не то, о чем заявил потерпевший, то такое свидетельство не признается достоверным, а истец те­ряет свой иск.

 

23. Или который истец пошлется (М. в бою. Э. в чем) на послуха, а на кото­ром сочат… (М. Э. станет слаться на своего послуха) аркучи: тот мене сам бил с тым своим послухом, а нонеча на невож шлется; ино тот послух в послух, ко­тораго на суде наимянуют.

 

23. Если истец сошлется на послуха, а ответчик вы­ставит своего послуха, го­воря: тот (истец) меня сам бил вместе с своим по­слухом, а теперь на него же ссылается, то тот по­слух допускается к суду, которого признает суд.

24. Или покы тойж ис­тец, на ком сочат раз­боя, не почнет слатся на послуха, ино штоб не слался один истец, ино госпóде послать с суду своих людей; а которой не слался, ино его в том не повинити, что не слался. А то, госпóде от Пскова, без дива.

24. Если ответчик, ко­торого обвиняют в разбое,­ не будет ссылаться на послуха, то, чтобы не дать преимущества одной сторо­не, судебная власть должна послать к суду своих лю­дей для исследования дела на месте, а что ответчик не представил своего послуха, то ему в вину не ставить, потому что это для Псков­ской судебной власти не имеет значения («без дива»).

 

25. А которой позовник пойдет истца звати на суд, и той позваный не пойдет на погост к церкви позывницы чести, или стулится от позывницы, ино позывница прочести на погосте пред попомъ,  или пакы тоиж позваный позывницею, не емля оброку, да не станет на суд пред госпóдою, ино госпóде дать на него грамота, на виноватаго на 5 день, позовником.

25. Если позовник будет вызывать ответчика на суд, а ответчик не явится на погост к церкви для прочтения повестки о вызове, или скроется («стулится») от по­зовницы, тогда позовнице по­вестку следует прочесть на погосте в присутствии попа, равным образом, если позванный позывницей не признает самого срока достаточным и не явится на суд, то суд выдает на не­го обвинительный приговор по истечении 5 дней после назначенного для явки срока.

 

26. А кто возмет грамоту на своего истца, и оною (М.) (В.-Б. и оному, Э. ино) ограмочому поимав пограмоте, не мучит, ни бить, поставити пред господою; а ограмочному против своего исца не битися, ни колотися, а толко имет сечися, или колотися, да учинитъ головшину, ино быти ему самому в головшине.

26. По получении обвинительного приговора истец («ограмочой»), поймав ответчика, не должен его мучить или бить, но обязан представить его судебной власти, а равно и обвиняемый не должен драться или рубиться с истцом; если же он допустит это и во время драки совершит («головшину») убийство, то он становится уголовным преступником, как убийца.

 

27. А где оучинитса бой у торгу, или на улицы, во Пскове, или на пригороде, или в селе на волости, в пиру, а грабежу не будет, а тот бой многы люди видели в торгу, или на улицы, или в пиру, а ставши перед нами человеки 4 или 5, аркучи (М.) (В.-Б. а ркучи) слово: того бих; ино кто бился, того человека их душа выдати… (Э. на их душа выдати в рубли) битому человеку; а княжая продажа. Той же бить учнет клепать грабежом, ино ему ходит исца послухом одным человеком того дела, занеж и поле присужать.

27. Если произойдет где драка на рынке, на улице, в Пскове, пригороде, в селе, в пределах волости или на пиру, но без грабежа, и если эту драку видело несколько человек на рынке, улице или на пиру, а затем человека 4 или 5 скажут на суде; того-то били, то и человека, причинившего побои, выдать…; в пользу же князя присуждается денежное взыскание. Если тот же битый начнет обвинять обидчика еще и в грабеже, то обвинение свое он должен доказать показанием послуха, который допускает­ся один, потому что им одним должен быть присужден поединок.

 

28. А кто на ком имет сочать съсуднаго серебра по доскам, а сверх того и заклад положит; ино воля того человека, кто имет серебра сочить по закладу; хочет сам поцелует, да свое серебро возмет; а хочет, заклад ему у креста положить и он, поцеловав, да свой заклад возмет; а поле через заклад не присужати, а закладных доск не посужати.

28. Если кто будет искать деньги, отданные в ссуду по доскам, а сверх того представит в суд и за­клад, полученный им при выдаче ссуды, то отдается на волю истца; хочет сам присягает и получает свой долг, хочет положит у креста заклад и предоставит присягнуть ответчику и взять свой заклад обратно. Поединок по закладной не назначается и доски и заклад считаются недействительными.

 

29. А который человек кому заклад положит в чем, грамоты, или иное што в серебри, да изымает своего исца из невести, или перед госпóдою изгодит своего исца; а у того исца, у кого заклад положен, не будет доски на заклад, ино его в том не повинити, нять вера ему, кто выложит заклад в чем скажет, да судом судит на того волю, кто за­клад выложит: хочит сам поцелует на своем серебри, или у креста ему положит, и поцеловав, да свой заклад возмет.

29. Если кто выдаст в обеспечение займа заклад, или письменное обязательство, или иное что, а затем захватит своего должника врасплох или внезапно по­ставит его судебной власти («пред господою»), а если у того, кому выдан заклад, не будет доски на заклад, то это не ставить ему в вину, а поверить тому, что ска­жет представивший заклад, суд должен предоставить его воле: хочет — сам при­сягает, что дал деньги в долг ответчику, или заклад положит у креста и предо­ставит присягать ответчику и взять его заклад.

 

30. А кто имет давать се­ребро в заим, ино дати до рубля без заклада и без за­писи, а болши рубли не давати без заклада и без запи­си. А кто имет сочити с су­да серебра по доскам, без заклада, боле рубля, ино того доска повинити, а того права на ком сочат.

30. Давать деньги взай­мы можно до рубля без за­клада или расписки, а свы­ше рубля без заклада или расписки не давать. Кто предъявит иск по ссуде по до­скам без заклада, и их будет больше рубля, то до­ска не признается достаточ­ным доказательством и от­ветчик считается оправдан­ным.

 

31. Хто на ком имет (Э. В.-Б. сочити) ссуднаго серебра, по доскам, а сверх того и заклад положит на него платной, или доспех, или конь, или иное што назрячи и жи­вотное, а тот заклад того серебра не судит, чего ищет, отопрется своего закладу, а молвит так: у тебе есми то­го не закладал; а тебе есми не взимал ничегож; ино кто ищет, тому человеку тем закладом владети, а тот прав на ком сочат.

 

31. Начавший иск о воз­врате занятых денег по доскам и сверх того пред­ставивший заклад на платье, доспехи, лошадь или вообще на всякую движимость и ес­ли заложенная вещь стоит меньше цены иска, и ответ­чик отопрется от заклад­ной и скажет: я у тебя ни­чего не закладывал и ниче­го у тебя не занимал; — ста­новится владельцем заклада, а ответчик оправдывается.

32. А который человек по­ручится за друга в серебре, а имет тот человек сочит на поручнике своего серебра, и тот истец, по ком рука дана, вымет против своего исца рядницу, а молвит так: аз, брате, тобе заплатил то серебро, за тою рукою, а у мене и рядница, што ему не сочить истьцу на исце того серебра, ни на поручнике; ино тая порядня повинити, аже в лары не будет в тыж речи, а исцу знати поручника в своем серебре, кто по ком руку дал.

 

32. При взыскании долга с поручителя, если ответчик, за которого дано поручительство, представит пла­тежную расписку и скажет: я, брат, уплатил тебе долг, по которому дано поручи­тельство, и у меня есть расписка, то такая расписка, освобождающая от платежа ответчика и поручителя, ес­ли копии ее не отыщется в ларе св. Троицы, не имеет значения, а истец ищет уп­лату долга с давшего пору­чительство.

33. А поруку быть до руб­ля, а болши не быти рубля.

33. Поручительство может быть до рубля, но не выше.

 

34. А у котораго Псковитина, у какова оучинится татба в Пскове, или пригороде, или в сели на волости, ино явити старостам или околным суседом, или иным сторонным людем; а в пи­ру, ино к пировому старо­сте, или пивцам явити, а го­сударю пировому… (Э. целованья) нет; а Псковитину (Э. всех суседов на) волости, во Пскове на волную роту не взяти; весть ему к роте, на кого ему не любовь.

34. При обнаружении кра­жи, совершенной у кого бы ни было в Пскове, приго­роде или в селе какой-либо волости, обязательно следует об этом заявить старостам или ближайшим соседям, или другим посторонним лицам; если кража совер­шена на пиру, то пировому старосте или участникам пиршества, но не его хозяи­ну (Государю), Псковитиняну… волости во Пскове не допускать до вольной прися­ги («рота»), он может тре­бовать присяги от того, с кем потерпевший состоит во вражде.

 

35. Кто из церкви, где татба учинилась, також и пригорожане, или селянин Псковитин на пригороде, или на торгу не звати, вести ему к роте Псковитину, где татба учинилася.

 

35. Если кража соверше­на из церкви, то пригорожанину или сельскому жителю Псковитиняну, не давать присяги ни в пригороде, ни на рынке, а дает ее там, где совершена кража.

36. А на котором человеке имут сочити долгу по доскам или жонка, или детина, или стара, или немощна, или чем безвечен, или чернец, или черница, ино им наймита волно наняти, а исцомъ целовати; а наймитом битись, а противу наймита исцу своего наймита волно, или сам лезет.

36. Когда иск о долге по доскам предъявляет женщина, несовершеннолетний, старец, больной, увечный, монах, монахиня, то они могут нанимать за себя наймита на поединок, или давать присягу, наймиты же могут идти на поединок; ответчик может выставить своего наймита или сам идти на поединок.

 

37. А которому человеку поле будет с суда, а став на поле, истец поможет своего исца, ино ему взять, что сочил на исцы, а на трупу (Э. В.-Б.) (М. труд у) кун не имати, толка ему доспех сняти, или ино што, в чем на поле лезет; а виноватому платити и княжа продажа и приставное двема приставом, толка побьются, по 6 денег, а только прощение возмут, ино приставом по 3 деньги, а князю продажи нет, ож истец чего не возможет.

37. Если кто на поединке одолеет («поможет») своего противника, то он получает то, против чего вел иск, но не может брать денег (с родственников) за выкуп трупа убитого, а может снять с него доспехи или другую одежду, в какой он был на поединке, и виноватый должен платить денежное взыскание в пользу князя и денежное вознаграждение приставам, на каждого пристава; если состоялся поединок, по 6 денег, если же состоится примирение, то приставам по 3 деньги; в пользу князя взыскание не делается, если обвиненный окажется несостоятельным

.

38. А кто имет на ком сочит торговых денег, по доскам, тот человек противуположит рядницу, а в рядницы будет написано о торговли же, а противу той рядницы не будет во всятей церкви (Троицы) в лари в теж речи другой, ино тая рядница повинити.

 

38. По иску по доскам о деньгах, взятых в заем для торговли, если ответчик представит платежную расписку, в которой будет указано, что взятые для торговли деньги уплачены, но копии ее в ларе св. Троицы не окажется, то расписка такая на суде лишена значения.

39. А которой мастер плотник, или наймит (Э. а пойдет прочь от государя, а) отстоит свой урок, и плотник или наймит, свое дело отделает (Э. ино им найму взяти по томуж. В.-Б. ино им вольно) на государех и в заклич сочит своего найма.

 

39. Если плотник или другой наемный рабочий отработает свое урочное время, или окончит взятую работу, для которой был нанят, то он может искать платы с хозяина путем публичной огласки («в заклич») о невыдаче ему расчета.

40. А который наймит дворной пойдет прочь от государя, не достояв своего урока, ино ему найму взяти по счету, а сочит ему найма своего за год, чтобы 5 годов или 10 годов стоявши, и всех тых ему год найма сочить как отыде за год сочить, только будет найма не имал оугосударя; а только пойдет больши года, ино им не сочити на государех.

40. Если («наймит дворной») работник отойдет от хозяина ранее условного сро­ка, то он может искать наемную плату по расчету, но лишь за один год, хо­тя бы он прожил 5 или 10 лет; из заработной платы за все эти годы он может искать уплаты своего жалованья, если он не брал у хозяина, только за один последний год и если со времени выхода от хозяина прошло не более года; по истечении же года иск не может быть начат.

 

41. А который наймит плотник, а почнет сочить найма своего на государи, а дела его не отделает, а пойдет прочь, аркучи (М.) (В.-Б. а ркучи) так государю: у тебе есми отделал дело свое все; и государь молвит: не отделал еси всего дела своего; ино государю у креста положить чего сочить, или государь сам поцелует, аже у них записи не будет.

 

41. Если наемный плотник, не окончив работы, оставит ее и возбудит иск против хозяина, говоря ему: «Я окончил всю твою работу», а хозяин возразит и скажет: «нет, ты всей работы не окончил», то хозяин имеет право: или положить у креста то, что ищет в уплату, или целовать крест, если только у них не окажется какого-либо письменного условия.

42. А который государь захочет отрок дати своему изорнику, или огороднику, или кочетнику, ино отрок быти о Филипове заговенне; також захочет изорник отречися с села, или огороднику, или четник, ино томуж строку быти, а иному отроку не быти, ни от государя, ни от изорника, ни от котечника, ни от огородника; а запрется изорник, или огородник, или кочетник отрока государева, ино ему правда дать, а государь не доискался четверти, или огородной части, или с ысады рыбной части.

42. Если хозяин захочет отказать («отрок дати») своему напащику, взявшему у него землю, или огороднику, или рыболову («кочетнику»), то отказ должен сделать на Филипьево заговенье, точно также если захочет отказаться и напащик от взятой в наем земли, огородник или кочетник, то для отказа и им тот же срок; другого срока отказа нет ни для хозяина, ни для напащика, огородника или кочетника, а если напащик, огородник или кочетник запрутся и скажут, что они получили отказ несвоевременно, то им предоставляется присяга, а хозяин поте­ряет свою часть как в земле, так и в огороде и рыбной ловле.

 

43. А которой кочетник заложет весну, или исполов­ник у государя, ино ему заплатити весна своему госуда­рю, как у другой чате доставалося на том же ысаде (М. Э.) (В.-Б. том же ысаде).

43. Кочетник, заложив­ший весенний улов кому бы ни было и исполовник — тоже хозяину свои произведе­ния, платит хозяину в раз­мере того улова, какой был в другой части («чате») той же рыбной ловли.

 

44. А государю на изорники, или на огородники, или на кочетники волно и в за­кличь своей покруты и сочить серебра и всякой верши по имени, или пшеница ярой, или озимой, и по отроку государе­ву, или сам отречется.

44. Хозяин может ис­кать уплаты по договору с напащика, огородника и кочетника  путем публичной огласки («закличь») на рынке за вы­данные им деньги, хлеб, поименно, или пшеницу яровую и озимую, когда наемщику откажет хозяин или сам откажется.

 

45. А кто имат сочить торговли, или поруки, или зблюдениа, или съудна, или выморишни беизмянно, ино той не доискался.

45. Истец, не указавший в своем иске: по торговле, по поручительству, по вкла­ду, взятому на хранение, по ссуде или по наследственно­му имуществу перечня оты­скиваемаго, теряет иск.

 

46. А которой человек у человека узнает свое што изгибшее, я потому молвит то слово; купил если на торгу, а тогож если не знаю у ко­го купил, ино ему правда дать на том, что чисто бу­дет на торгу купил, а с татем не поделился, а не по­ставит его, а сам не ук­рал, ни пословицы не было будет, ино тот не доискался.

46. Если кто опознает пропавшую у него вещь у другого, а последний ска­жет: «я купил на рынке, но у кого, не знаю», то от­ветчику дать присягу в том, что опознанную вещь он действительно купил на рын­ке, а не получил ее от вора, хотя его и не предста­вил, и молвы или слухов таких в народе не было, то истец теряет иск.

 

47. А кто что купил на чюжой земли, или на городе, или найдет где, а кто поимается толко, ино тот судить как в торгу.

47. Если кто купил что-либо в чужой земле или в городе, или нашел где-либо, а другой будет признавать это своим, то дело разби­рать так же, как дело о куп­ленной вещи на рынке и впоследствии опознанной.

 

48. А кто почнет на волостях посула сачить, да и портище соймет, или конь сведет; а молвить так: в посуле есми снял, или конь свел, ино быти ему в гра­бежи, хто в посули снял, или коня свел.

 

48. Если кто на во­лостеле станет искать взятки и сни­мет с ответчика платье, или сведет у него лошадь, говоря, что снял платье или увел коня за взятку, то су­дить его как за грабеж.

49. А княжим людем, или подвоским ездить дворить, а езд имати на 10 верст денга, а што бы двое или трое ехали, а езд им взять один. А княжой человек не поедет ис тово, или подвоский, ино Псковитину послать ис того волно ис тех же ездов.

49. Княжеским чиновни­кам или подвойским ездить по служебным обязанностям за прогонные деньги по 1 деньге за 10 верст; ес­ли едут двое или трое, то те же прогоны по 1 деньге. Если за эти прогоны княжеский чиновник или под­войский не пожелают ехать, то Псковитянин может по­слать за те же прогоны ко­го угодно.

 

50. А княжей писец възмет по силе истъцево от позовницы, или от безсудной гра­моты, или от приставной, а захочет не по сим, ино вол­но инде написати, а князю запечатать; а не запечатает князь, ино оу святей Тройцы запечатать, в том измены нет.

50. Княжеский писец за написание повестки о вызове в суд ответчика или об­винительного приговора («без­судной грамоты»), или при­каза приставу берет, смот­ря по средствам истца; если же писец потребует не­посильного вознаграждения, то истец может изготовить указанные бумаги в другом месте; князь обязан при­ложить свою печать; если же князь не изъявит желания приложить печать, то ее мож­но приложить у св. Троицы, — эта печать имеет то же значение, как и княжеская.

 

51. А коли изорник имет запираться у государя покруты, а молвит так: у тебе есми на селе живал, а тебе есми не виноват, ино на то государю тому поставить люди сторонние, человеки 4 и 5, а тым людем сказати как прямо пред Богом, как чи­сто на селе седел; ино государю правда давши взять свое, или изорнику веритъ, то воля государева. А толко государь не поставит людей на то, что изорник на селе седел; ино тот человек покруты своея не доискался.

51. Если напащик будет запираться в получении де­нег, взятых у хозяина на обзаведение, и скажет, что он хотя жил в его имении, но должным ему себя не считает, то хозяину пре­доставляется право предста­вить на суд посторонних лиц 4 или 5 и они должны по совести показать, что напащик действительно брал землю; тогда хозяин может принять присягу и взять ему принадлежащее, или предо­ставить дать присягу напащику. Если же хозяин не представит посторонних лю­дей в удостоверение того, что напащик жил в его имении, то он теряет свой иск.

 

52. А на тати и на раз­бойника же, чего истец не возмет, и князю продажа не взяти.

52. Если с вора или раз­бойника потерпевший ничего не взял, то и князю не брать взыскания в виде пош­лины.

 

53. Аже сын отца, или матерь не скормит до смер­ти, а пойдет из дому, части ему не взять.

53. Если сын не прокор­мит отца или матерь их и­ уйдет от них (отделится при жизни еще родителей), то он лишается своей части из общего имущества.

 

54. А штобы и по суду, или у креста поставить своего исца, у кого купил, ино суд с тем человеком, кто ис­кал, кто снял, а тот прорука, кто извод поставил.

54. Если купивший вещь (пропавшую) потребует от продавца явки его на суд или потребует от него при­­сяги, то продавец обязан исполнить это и явиться на суд с тем человеком, ко­торый начал иск (опознал вещь), купивший же должен быть поручителем в явке ответчика или продавца («из­вод поставления»).

 

55. А у кого поимаются за отморшину отца его, или приказной, а и суседом будет ведомо, или сторонним людем, а став человек 4 или 5, а молвят как право пред Богом, что чисто у него отморшина отца его, ли приказ­ное, ино у кого поимался, и целованьа ему нет; а тот не доискался; а толко (Э. не) будет человек 4 или 5, ска­жут как пред Богом, ино ему правда дать, как чисто отморшина.

55. Если кто признается к вещи, перешедшей к ко­му-либо от отца по наслед­ству («за отморшину») или по завещанию и если это будет известно соседям или посторонним лицам и из них 4 или 5 скажут на суде по совести, что эта вещь владельцу ее перешла действительно от отца по наследству или по завещанию, то ответчик свободен от присяги, а истец теряет свой иск. Если же не бу­дет человека 4 или 5, которые сказали бы по совести, то ответчик должен дать при­сягу в том, что спорная вещь ему досталась по наследству.

 

56. А такоже кто купил на торгу, а у кого купил не знает его, а людем будет добрым ведомо, а у него имаются человек 4 или 5, скажут како пред Богом: пред нами в торгу купил, ино той прав, у кого имаются, и целованья ему нет; а не будет у кого свидетелей, ино ему правда дати, а той не доискался.

56. Равным образом, если кто купил вещь на рынке, но у кого купил — не знает, а людям, пользующимся общественным доверием к ним, известно, что он действительно купил вещь на рынке, и у него найдется человека 4 или 5, которые на суде скажут по совести: «пред нами купил ту вещь на рынке», то от­ветчик считается правым и присягать ему не нужно. Если же у ответчика не бу­дет свидетелей, то он до­лжен присягнуть, а истец теряет свой иск.

 

57. А кто возмет пристава у князя, или у посадника, обыскувати татбы, ино князу и посаднику приставы отпустити люди добрые, неизменны; а тым приставом, где будет татба, обыскивати. А толко те приставе рекут то слово: приехали есмы на двор татбы обыскивати, и тот человек нам не дал обыскивати и в хоромы нас не пустили, и з двора согнали, и тот человек, кого было обыскивати, а молвит то слово: у мене, госпóдо, теи приставы не бывали: или той ж человек взмолвит то слово: были, той есть у мене те пристави, а аз есми им хоромы отворял и они мене не обыскиваючи, да сами с дво­ра збежали, а тым мене згонением облыгают; ино князю и посаднику опросити при­ставов: есть ли у вас тот человек з двора согнал? Ино приставом на се поста­вит люди, человека 2 или 3, а ты люди, став на суде, рекут как право пред Богом: пред нами тот человек тех приставов с двора согнал, а обыскивати им не дал; ино тым приставом правда дати, а тот человек в татбе; или пакы тыи пристави, но тии пристави не в пристави, а тот татбы своей не доискалъся, чии таковии пристави.

57. Если кто возьмет пристава у князя или посадника для обыска по обнаруженной краже, то князь и посадник должны назначить приставов из лучших людей и надежных, которые и должны произвести обыск там, где предполагается скрытым украденное. Если приставы скажут: «по приезде ко двору для обыска владелец его не позволил производить обыска и со двора согнал», а этот человек скажет: «у меня, господа, те приставы не бывали», или он скажет: «действительно были у меня те приставы и я им двери отворял, но они меня не обыскивали, сами же со двора убежали, а теперь кле­вещут на меня, будто я их сгонял со двора. Тогда кня­зю и посаднику следует спро­сить приставов так: «есть ли у вас свидетели, которые видели, как этот человек со двора вас согнал?» При­ставы должны поставить на суд человека 2 или 3, ко­торые на суде скажут по совести: «пред нами этот человек прогнал со двора приставов и произвести обы­ска им не дал». В та­ком случае этих приста­вов оправдать, а человека, не допустившего приставов до обыска, признать виновным в краже; если приставы ока­жутся неправыми, то тех приставов лишать мест, а тот, кто взял таких при­ставов, теряет свое право на обвинение в краже.

 

58. А на суд помочью не ходити, лести в судебницу двема сутяжникома, а пособников бы не было ни с од­ной стороны, опричь жонки, или за детину, или за черньца, или за черницу, или которой человек стар велми или глух, ино за тех по­собнику быти. А хто опрочь нейметъ (М.) (В.-Б. не имет. Э. опрочней) помогать, или силою в судебню полезет, или подверник ударит, ино всадити его в дыбу, да взять на нем князю рубль, а подверником 10 денег.

 

58. На суд с (пособни­ками) доверенным не ходить,­ а в присутствие суда («су­дебницу») являться обеим тяжущимся сторонам, за ис­ключением: женщины и ма­­лолетнего, монаха, монахини, дряхлого старика, глухого; эти могут иметь своих пособников (или доверенных); если же кто станет помо­гать, или силой войдет в суд, или ударит подверника, тому надеть колодку и взять с него в княжескую казну рубль, а в пользу подверника 10 денег.

59. А тым подверником быть от князя человеку, и от Пскова человеку же, а целовать им на том крест, што праваго не погубити, а виноватаго не оправить; а со всякаго суда имать им денга одна обема на виноватом человеки.

59. Подверник должен быть назначаем один кня­зем, а другой от Пскова; они принимают присягу в том, что не будут напрас­но обвинять правого и оправдывать виновного; в поль­зу их идет одна деньга со всякого обвиненного.

 

60. А татю веры не нять; а на кого восклеплет, ино дом его обыскать, и знайдут в дому его что полишное, и он тот же тать, а не найдут в дому его, и он свободен.

60. Вору не давать веры, кого он оговорит, того дом подвергнуть обыску, и если при обыске найдется что-либо краденое (полишное), то оговоренный также признается вором; если же в доме ничего не найдется, то от суда он освобождает­ся.

 

61. А князю и посаднику грамот правых не посужати, а лживых грамот и до­ски обыскавши, правда судом посудити.

61. Князь и посадник не могут снова перерешать по­становления суда по таким делам, по которым уже был выдан письменный при­говор (правая грамота), за исключением случаев, ког­да будет возбуждено сомнение в подлинности грамот, составленных по этим делам.

 

62. А кто на ком иметь чего искать по доскам, или по закладом, а смолве (М.) (Э. с молве) у своего истца возмет от много мало по суду, и чтобы у креста; ино в том пени нет, чтобы и даром отпустил своего истца без целованья.

62. Истец по доскам или по закладу после перегово­ров (с молве) с ответчиком может согласиться на меньшее против первоначального требования при возбуждении иска, он не подвергается штрафу даже в том случае, если бы истец совершенно простил свое взы­скание ответчику, не подвер­гаясь и присяге.

 

63. А который изорник отречется у государя села, или государь его отрьчет, и государю взять у него все половину своего изорника, а изорник половину.

63. Напащик, отказавшийся от обработки взятой им у владельца земли и хозяин, отказавший напащику — оба пользуются половинными частями доходов земли.

 

64. А которие пристава, княжей человек, или подвоской, или Псковитин, а поедет человека позвать на суд, или росковать, или сковати, а езд имать на 10 верст денга.

64. Пристава княжеские, подвойские или те, кто будет приглашен на поездку в село для вызова к суду, для наложения и снятия кандалов, прогонными деньгами рассчитываются по одной день­ге на 10 верст.

 

65. А которой пристав поедет на татбу, ино ему езд имати двое; платить татю виноватому. А толко не вымет татбы, ино приставное и дверское платити тому, кто пристава взял.

65. Приставу, поехавшему на дознание по делу о воровстве, полагаются прогоны двойные, которые платит признанный виновным. Если же воровство не открыто, то платеж прогонов и («дверское») вознаграждение дверникам падает на тех, кто вызывал пристава.

 

66. А который пристав, или дворянин, и возмет своему узду (Э. К. У. истцу) конь, или иное что у него возмет, ино ему дать на руку стороннему человеку; а не возмет на руку, ино ему собою свести; а взять езды на том, кто его не оутяжет.

66. Пристав или служа­щий при дворе («дворянин») князя, если арестует в своем уезде лошадь (своему узду конь) или что-либо иное, обязан арестованное передать на хранение постороннему человеку, и если такого не окажется, то должен это имущество взять с со­бой; уплата вознаграждения за поездку падает на того, кто по суду будет признан виновным.

 

67. А истец, приехав с приставом, а возмет что за свой долг силой, не оутяжет своего истца, ино быти ему у грабежу; а грабеж судити рублем, и приставное платить виноватому.

67. Истец, приехавший с приставом и взявший от ответчика что-либо за свой долг самоуправно, насильно, тогда как при разбирательстве на суде ответчик бу­дет оправдан, отвечает как за грабеж, за который взимается штрафу один рубль, потерявший иск платит и вознаграждение приставу.

 

68. А посаднику всякому за друга ему не тягатся, опрочь своего орудиа, или где церковное старощение дръжит, ино им волно тягатся.

68. Никакой посадник не может быть поверенным в тяжбе другого кроме своего личного или дел той церкви, где он состоит ста­ростой.

 

69. И взякому властелю за друга не тягатись, опрочь своего орудиа.

69. Волостели (начальники) также не могут вести чужих дел кроме своих личных.

 

70. А за церьковною землю и на суд помочью суседи не ходят; итти на суд старостам за церковную землю.

70. По спору о церковной земле прихожане через сво­его доверенного не могут вести дел на суде, пред­ставителями интересов церк­ви на суде должны быть церковные старосты.

 

71. А одному пособнику, одного дни, за 2 орудиа не тягатся.

71. В один и тот же день один поверенный не может защищать два дела.

 

72. А которому человеку будет кормля написанна в рукописании, и да грамотами владет землеными начнет, или исадским (М. В.-Б.) (Э. исадскими), а продаст тую вемлю, или исад, или иное что, а доличит того человека, ино ему земля та, или исад, или иное выкупити, а свою коръмлю покрал.

72. Если кто, получив имение («кормля») по завещанию в пожизненное вла­дение, если у него на ру­ках будут и грамоты (крепостные акты) на это иму­щество, но если он про­даст землю или рыбные ловли или что другое, в чем будет изобличен, то такой обязан проданное вы­купить, а самое право по­жизненного владения, достав­шегося ему по завещанию имущества, теряет («коръ­млю покрал»).

 

73. А которому человеку на ком будет имание по записи, да и гостинец будет писан на записи, а приидет зарок, ино ему явит госпо­де о своем гостинце, ино по зароки ему взять свой гости­нец. А толко не явит за­рока господе, гостинца ино ему не взять по зарока.

73. Имеющий долговое обя­зательство, в котором ука­заны и проценты (гостинец), при наступлении срока (а приидет зарок) уплаты долга, о процентах должно заявить суду, чтобы сохранить за со­бой право на получение их по уплате долга; не сделав­ший такого заявления лишает­ся права на получение про­центов после уплаты долга.

 

74. А кто почнет имать своего исца в своем сребре до зарока, ино ему гостинца не взять. А на коем сребро имати, и тот человек до за­року учнет сребро отдавать кому виноват, ино гостинца дать, по счету ему взять.

74. Предъявивший требо­вание к ответчику об уп­лате долга ранее срока, про­центов не получает. Если должник пожелает упла­тить долг до срока, то он платит проценты по расчету времени, какое находился у него капитал.

 

75. А которой изорник на государя положит к чему доску, ино та доска посудит. А старому изорнику вози вести (У. возвести) на государя.

75. Доска, представленная напащиком на хозяина, на суде не принимается во вни­­мание, старый (прежний) же напащик должен отбывать на хозяина подводную повин­ность.

 

76. А которой изорник с села збежит за рубеж, или инде где, а изорнич живот на сели останется, государю покрута имать на изорники; ино государю у князя и у по­садника взять пристава, да и старость губных позвати, и сторонних людей, да тот живот изорнич, пред при­става и пред сторонными людь­ми, государю попродати, да и поимати за свою покруту. А чего не достанет, ее по том времени явится изорник, ино государю добровольно искать остатка своего покруты; а го­сударю пени нет; а изорни­ку на государи живота не со­чит, а сочить Псковским (Э. судьям).

76. Если напащик, оставив село, уйдет за пределы Псковского государства, или скроется куда-либо, а имущество его («изорнич живот») останется в селе, хозяин же будет иметь долг на напащике за вы­данную ему ссуду при обза­ведении, то хозяин должен взять от князя или посад­ника пристава и пригласить губных старост и посто­ронних людей и при приста­ве и посторонних людях продать имущество напащика на удовлетворение долга по обзаведению. Если выручен­ных денег будет недоста­точно на покрытие всего дол­га, между тем возвратится напащик, то воле хозя­ина предоставляется взыскать и недостающую сумму дол­га. Хозяин за это не под­вергается штрафу, напащик не может отыскивать остав­ленного у хозяина своего имущества.

 

77. И судьям Псковским (Э. пригородским), и посадником погородским, и старостам пригородским, (В.-Б. подгородским) потомуж крест целовать на том, што им судити право по крестно­му целованью, а не судет право, ино суди им Бог в страшный день втораго при­шествия Христова.

 

77. Судьям Псковским, а городским (погородским) посадникам и пригородским старостам дать присягу в том, что будут судить по всей справедливости и согла­сно крестному целованию, ес­ли же не будут судить по закону (правде), то судит их Бог в страшный день пришествия Христова.

78. А которому княжему человеку ездити на межу с сотьскими, ино ему такоже целовати крест.

78. Служащий по назначе­нию князя при поездках с сотскими по исследованию гра­ниц спорного владения тоже дает присягу.

 

79. А коли имуть тягаться о земли, или о воде, а положать двои грамоты, ино одны грамоты чести дьяку княжому, а другие грамоты чести дьяку городскому. А коли приидет грамота с пригорода, а ты грамоты и чести дьяку город­скому.

 

79. Представленные тяжущимися о земле или воде гра­моты должен рассматривать и докладывать княжеский дьяк, а все другие — городской; пригородные грамоты то­же докладывает городской дьяк.

80. А кто с ким побьется в Пскове или на приго­роде, или на волости на пи­ру, или где инде, а толко приставом не позовутся, а промеж себе прощенье возмут, ино ту князю продажи нет.

80. Когда случится драка в Пскове, пригороде, воло­сти, на пиру или где бы то ни было и, не позвав при­става, рассорившиеся поми­рятся сами между собой, то они не подвергаются взыска­нию в пользу княжеской казны.

 

81. А на приставное и на ссылку, княжим людем ез­дить со Псковскими подвоскими по половинам.

81. Псковские подвойские и княжеские люди в качестве приставов или для вызова свидетелей должны ездить на половинных издержках прогонов.

 

82. А княжой писец имет писати судницу о земли, ино ему от судницы взять 5 де­нег, а от позовницы денга, а от печати денга, а от без­судной и от приставной, все то им имати (Э. от грамоты) по денги. А толко княжой пи­сец захочет не по силе, ино инде волно написати, а князю запечатать. А не запечатает князь, ино у святей Тройцы запечатать, а в том измены нет.

82. Княжеский писец за написание судебного определения («судницы») о земле по­лучает 5 денег, за повестки о вызове — одну деньгу, за печать одну деньгу, за на­писание определения по заоч­ному решению и приказа приставу — по одной деньге. Если княжеский писец по­требует вознаграждения не по средствам тяжущихся, то последним дозволяется изго­товлять требуемые бумаги в других местах, князь дол­жен приложить печать; ес­ли он не пожелает этого, то приложить печать у св. Троицы; в этом нет никакой разницы.

 

83. А которому Псковитину имать грамота у князя и у по (М. посадника) о своем деле за рубеж; и от той грамоте княжему писцу взять денга; а печатная денга.

83. За паспорт заграничный («за рубеж»), взимаемый по частной надобности от князя или по (садника), взи­мается в пользу княжеского писца одна деньга и за печать одна деньга.

 

84. А которой изорник по умрет у государя на сели, а не будет у него ни жены, ни детей, ни брата, ни племени, ино государю також живот изорнич с приставами и сторонними людьми попродаватъ, да за свою покруту поимати, а потому плямени изорничи, на брату, ни сочит жи­вота изорнича.

84. Когда умрет в селе у хозяина напащик и у не­го не останется ни жены, ни детей, ни брата, ни других родственников, то хозяин может продать имущество умершего при посредстве при­става и в присутствии посторонних людей и из вырученного удержать следую­щее ему вознаграждение за выданное им пособие при об­заведении при найме земли; поэтому ни родственники напащика, ни брат его не мо­гут описывать имущества (проданного в удовлетворе­ние хозяина за выданное им пособие при обзаведении) умер­шего напащика.

 

85. А у которого человека, у государя, изорник помрет в записи, в покрути (Э.) (М. пскрути), а жена у него ос­танется и дети не в записи, ино из оной изорнич (Э.) (М. но из оной изорниче. В.-Б. ино изорничи) жене и детем откличи нет о государеве покруте, а та им покрута платит по записи; а будет не в записи был изор­ник, ино их судити судом Псковской пошлине.

85. Если же у хозяина села умрет напащик, у ко­торого была запись всему, выданному ему хозяином в пособие при обзаведении, и ес­ли у него останутся жена и дети, которые в составлении записи не участвовали, то жена и дети не могут от­казаться от исполнения ус­ловной записи. Если у напа­щика не было заключено письменного договора с хо­зяином (а словесно), то спор разрешается судом по Псковским обычаям.

 

86. А будет у изорника брат, или иное племя, а за живот поимаются, ино госу­дарю на них и покруты ис­кать. Изорнич (М. Э. изорничу. В.-Б. изорничи) брату и изорничи племяни государа не татбит ни лукошки, ни кадки. А толко будет конь, или корова, ино волно искати у государя.

86. Если после смерти напащика останутся брат или другие родственники, ко­торые потребуют свое на­следство, то хозяин может против них начать иск об уплате денег, выдан­ных напащику в пособие при обзаведении. Брат и род­ственники умершего не дол­жны скрывать от хозяина оставшегося имущества, ни лукошка, ни кадки, но если это будет конь или корова, то могут отыскивать их у хозяина.

 

87. А изорник поимается за живот у государя, и госу­дарь изведется тем, за что изорник поимался за свой живот у государя, а сторон­ним людем ведомо будет и околным суседом, што го­сударево; ино изорник не доискался, а государь прав.

87. Если напащик нач­нет тяжбу с хозяином об имуществе, между тем хо­зяин докажет («изведется») на суде, свидетельством сто­ронних лиц, что требу­емое имущество принадлежит ему, то напащик теряет свой иск, а хозяин оправдывается.

 

88. А у которого человека помрет жена, без рукописа­ния, а оу ней останется отчина, ино мужу ея владети тою отчиною до своего живота, толко не оженится; а оженит­ся, ино кормли ему нет.

88. Вотчина жены умер­шей и не оставившей завещания поступает во владение мужа пожизненно, если только он не вступит в но­вый брак; в последнем случае он теряет право на пожизненное владение.

 

89. А у которой жены муж помрет, без рукописаниа, и останется отчина или живот, ино жене его покормится до своего живота, толко не пой­дет за муж, а пойдет за­муж, ино ей нет.

89. Вотчина и движимое («живот») имущество умер­шего и не оставившего завещания мужа поступают в пожизненное владение жены до выхода ее замуж, в по­следнем случае она теря­ет право на пожизненное владение оставшимся имуще­ством мужа.

 

90. А оу котораго человека помрет жена, а муж ея оженится, и ження мать, или сестра, или иное племя, а имут искать платья; ино муж ея, право по души, платья отдасть, а на останки мужеви о женни платьи и (М.) (Э. о мужу в женни платьли. В.-Б. о мужеви о женни и т. д.), целованья нет. Також коли муж помреть, а имуть (Э. ис­кать) моужня платья на же­не его отець его, или братьа, иное и отдаст (М.) (В.-Б. ино еи отдать) платья право по души, что у него останет­ся, а на останки жене в мужни платьи целованиа нет.

 

90. Если по смерти жены муж снова женится и мать жены или ее сестра или другие родственники («иное пле­мя») начнут требовать платье покойной, то муж должен отдать его по совести; от мужа не требуется присяги, что он отдал все платье. Также, если муж умрет, а отец, братья будут у жены требовать платья, то она тоже должна отдать все платье, по совести, какое осталось. От жены на то, что другого имущества не осталось, присяги не требуется.

91. А у кого помрет сын, а невестка останется, да учнет на свекри, и на девери скруты своеа искати, или платья своего; ино свекру или деверю отдать платье, или крута. А чем невестъка клеплеть, ино свекру или деверю воля, чимъ хочет: хочет сам по­целует крест, или у креста невестка положит, чим учнет клепати.

91. Если умрет сын и оставшаяся невестка будет искать со свекра или деверя свое приданое («скрута») или платье, то они должны выдать требуемое. Если же не­вестка будет требовать то­го, что по заявлению свекра и деверя не принадлежит ей, то предоставляется их воле: или самим присягнуть, или требовать, чтобы невестка положила то у креста, чего она несправедливо ис­кала.

 

92. А кто на ком учнет искать сябренаго серебра, или иного чего, опрочь купетскаго дела и гостебнаго, да и доску положить на то, ино то судит, на того волю, на ком ищуть; хочет сам поцелует, или своему исцу оу креста положит, или с ним на поле лезет.

92. Если кто начнет ис­кать денег или вещей («сябреное серебро»), принадле­жащих пайщикам, кроме имущества отданного им по купеческим или торговым делам, и представит на суд доску, то предоставляется во­ле ответчика; хочет сам присягает, или требует от истца положить спорную вещь у креста, или решить дело судебным поединком.

 

93. А оу кого стулится должник в записи а на зарок не станет, или изорник в записи будет, а оучнет тулится, а что оучинится проторы, или приставное, или заповедь, ино все платить виноватому, кто отулится, и железное,

93. Если должник по срочному обязательству не явится в срок уплаты денег, а напащик станет скрываться при исполнении данного им письменного обязательства, то за происшедшие убытки, а равно и в уплату вознаграждения приставу, за нарушение условия пеню («заповедь») и за наложение кандалов платит виновный, кто скрывается.

 

94. А которой вятший брат с меньшим братом жиоучи в одном хлебе с вятшим братом, а скажут дому отцово, а на отца записи не будет, ино вяшьчему брату правда дать, да заплатит опчим животом, да остатком делится.

94. Если к старшему бра­ту, живущему нераздельно с младшим, будет предъявлен иск о доме их отца, а письменного обязательства не будет, то на суде отвечать старшему брату, который должен дать присягу (что этот дом сделан отцом, а не им), если иск будет признан правильным, то уплатить долг из общего иму­щества, а остаток разделить поровну.

 

95. А которой меньший брат, или братань, жиоучи в одномъ хлебе с вятшим братом или з братом, а искористуются сребром у брата своего, или у брата, и учнет запиратися, ино ему правда дать как за ним не бу­дет, а животом делится.

95. Если меньший брат или племянник, живущие нераздельно с старшим братом или с дядей, воспользуются братними деньгами или деньгами дяди и станут отпираться, то они должны дать присягу (что они не сделали этого) и затем произ­вести раздел общего иму­щества.

 

96. А где учинится головшина, а доличат коего головника, ино князю на головникох взять рубль продажи.

96. Обвиненный убийца (со­вершивший головшину) пла­тит в пользу княжеской казны один рубль.

 

97. А штобы сын отца убил, или брат брата, ино князю продажа.

97. Если сын убьет от­ца или брат брата, то убий­цы подвергаются взысканию в пользу князя.

 

98. А которой человек с приставом приедет на двор татю имать, и татбы искать, или длъжника имать, а жонка в то время детя вывержет, да пристава учнет головшиной окладати, или исца; ино в том головшины нет.

98. Если кто приедет к кому-нибудь с приставом на дом арестовать вора или для производства дознания о краже или для ареста долж­ника, а в это время жена произведет выкидыш и она станет обвинять пристава в убийстве, то в этом нет убийства.

 

99. А которой истец на судней роте не станет, ино ему заплатит без целованья, а цена ему, что искали на нем.

99. Ответчик, не явив­шийся по требованию суда к присяге, должен без при­сяги заплатить истцу по пол­ной цене иска.

 

100. А которой человек при своем животе, или пред смертью, а что дасть своею рукою племяннику своему плат­но, или иное что животное, или отчину, да и грамоты даст пред попом, или пред сто­ронными людьми, ино тому тем даньем владеть, чтобы и рукописаниа не было.

100. Если кто-либо при жизни или пред своею смер­тью собственноручно отдаст своему племяннику (вообще родственнику) что-либо из платья, материи, холста или из движимости или вотчину и при священнике или по­сторонних лицах на вла­дение подаренным выдаст грамоту, то получивший владеет этим даром, хотя бы о нем в завещании и не упоминалось.

 

101. О торговли и о пору­ке. А кто имет на ком торговли искать, или порукы, или именнаго чего (Э. иного чего), ино того судити на того во­лю, на ком сочат: хочет на поле лезет, или у креста положит.

101. О торговле и пору­чительстве. Если кто начнет иск по торговле или поручительству или с поимен­ным («именнаго чего») обо­значением отыскиваемых ве­щей, то предоставляется на волю ответчика: или дело решить судебным поедин­ком с истцом или истцу положить требуемое у креста.

 

102. А которой мастерь иметь сочить на ученики учеб­наго, а ученик запреться, ино воля государева: хочет сам поцелует на своем учебном, или ученику верить.

102. Если мастер начнет иск против своего ученика о вознаграждении с него за обучение, на что уче­ник скажет: вознаграждение уже уплачено хозяину, то предоставляется воле хо­зяина: или самому дать при­сягу, или дать веру ученику.

 

103. А подсуседник на государи ссудьи или иного чего волно искати. А которому с ким суплетка была за­писью или закладом, и потом тот человек, который в за­писи был, или заклад закла­дывал кому, да учнет на томже чего искать, ссудья, или зблюденья, или иного че­го, по доскам, или по тор­говли, ино судити судом по Псковской пошлине.

103. Квартирант («подсуседник») может вести иск против хозяина о ссу­де и о чем-либо другом. Если у кого-либо с кем-либо было заключено обязательство («суплетка») письменное или заклад, а впоследствии давший обязательство или заклад начнет (встречный) иск о возврате ссуды или отданного на со­хранение или чего-либо ино­го, по доскам, или по тор­говым документам, то спор разрешается на основании Псковского обычного права.

 

104. А которыи исцы вымут на умершаго заклад, грамоты двои, или трои, или пятеры на одну землю, или на воду, или на один двор или на одну клеть, а у тех исцов, у кого закладныя гра­моты, сверх того и записи, и на того умершаго и на его заклад, и у иных истьцов не будет записи, толко за­клад грамот, ино им прав­да давши, да делят по делом, и по серебру, колко серебра, ино и доля ему по тому числу. Ож ближни племя восхощет заклад и записи на умершаго, ино ему целованья нет на его дело.

104. Если несколько лиц представят на умершего за­кладную и из них двое, трое, пятеро — грамоты на од­ну и ту же землю, или на воду, или на двор или на строение (клеть) и одни из тяжущихся сверх заклада имеют еще и письменные обязательства умершего, а у других не будет письменных обязательств, а толь­ко заклад по грамоте, то по решении дела судебным порядком, удовлетворение истцов производится через про­порциональный дележ де­нег и вещей. Если бли­жайший родственник умер­шего пожелает выкупить за­клад и письменные обяза­тельства его у истцов, то для исполнения сего не тре­буется присяги.

 

105. А которой чюжейземець на чюжей земли [Э. на чужей земце] имать искать бою и грабежу, ино воля того на ком ищуть: хочет сам поцелует, как будет его не бил, ни грабили; или ему у креста положит, чего на нем ищуть.

105. Если чужеземец принесет обвинение на туземца в нанесенных ему побоях или грабеже, то на воле от­ветчика: или присягнуть в том, что он не бил и не грабил чужеземца, или у креста положить ему то, чего от него ищут.

 

106. А кто с ним ростяжутся о земли, или о борти, да положат грамыты старые и купленную свою грамо­ту, и его грамоты зайдут мно­гих бо сябров земли и бор­ти, а сябры вси станут на суду в одном месте отвечаючи. Ктож за свою землю, или заборть, да и грамоты пред господою покладут, да и межников возмут и той отведут у стариков по сво­ей купной грамоте свою часть, ино ему правда дати на своей части; а целованью быть од­ному. А поцелует во всех сябров, ино ему и судница дать на часть, на которой поцелует.

106. Кто начнет иск о земле или о бортяных ухо­жах и на суд будут представлены старые грамоты и позднейшая куп­чая крепость и, если послед­ние будут касаться земель и бортяных ухожей многих пайщиков, которые явятся на суд ответчиками, каждый за свою часть, причем предъ­явят письменные документы и сверх того через межев­щика определят границы каждого из своих владений при посредстве показа­ний старожилов и согласно указанию документов, то истец должен подтвердить присягой, что отыскиваемая им часть принадлежит ему; присяга должна быть одна, или истца, или одного из пайщиков за всех товари­щей; ему выдается и судебное определение на владение той части, по которой приносил присягу.

 

107. А кто коли заклад положить в пенезех что лю­бо, а потом времяни имет пенязи отдавати, а своего за­клада просит, и он запрется его закладу, а молвит так: тебе есми пенязь не давал, а у тебе есми заклад не взял; ино той суд как зблюдению, на три воли тому человеку, на ком сочат: хочет сам поцелует, как за ним заклад не будет, или ему закладную цену ценою поло­жить у креста, или с ним на поле лезет.

107. Если давший заклад и получивший за него деньги («пенязи»), начнет производить и уплату деньгами и будет требовать возврата за­клада, а взявший будет запираться в получении закла­да, говоря: «я тебе денег не давал и заклада не по­лучал», то как при иске о поклаже, представляется усмотрению ответчика — или самому дать присягу, что у него нет закладной, или по­ложить стоимость у креста, или дело решить судебным поединком.

 

108. А которой строке пош­линой грамоты нет, и посадником доложити господина Пскова на вече, да тая стро­ка написать. А которая стро­ка в сей грамоте не люба будет господину Пскову, ино та строка волно выписать вонь из грамот.

108. Если в настоящем своде старых обычаев нет какой-нибудь статьи («стро­ки»), то посадник должен доложить об этом Псков­скому вече, чтобы нужная статья была внесена в этот свод. Если же какая статья будет неугодна господину Пскову, то ее из свода ис­ключить.

 

109. А попы, и диаконы, и проскурницы, и черньца, и черница судитъ наместнику владычьню. Аже поп, или диакон, или противу, черньца или черницы ж, а будет обаи не простые люди церковные, ино не судить князю, пи по­саднику, ни судиам не судить,занеж суд влядычня наместника. А будет один человек простый истец мирянин, аже (М. Э. а не) церковный человек с церков­ным, то судити князю и по­саднику с владычним на­местником вопчи, також и судиам.

109. Попы, диаконы, про­свирни, монахи и монахини подлежат суду владычнего наместника. Если старостами в деле будут поп или дьякон и станут против монаха или монахини и оба тяжущиеся будут не простые люди церковные, то дело их не подсудно ни князю, ни по­саднику, ни судьям, потому что оно подсудно владычному наместнику. Если один из тяжущихся простой мирянин, а не церковный судится с церковным (т. е. оба не церковные), то дело подле­жит суду князя, посадника и судей совместно с владычним наместником.

 

110. У которого человека имутся за конь, или корову и за иную скотину, чтобы и за собаку, и тот молвит: то у мене свое рощенье, ино ему правда дати, как чисто рощеное.

110. Если кто начнет тяжбу о лошади, корове или об ином животном, хотя бы даже о собаке, а ответ­чик скажет, что это его доморощенное, то он дол­жен в этом дать присягу.

 

111. Кто пред господóю ударит на суде своего истьца, ино его в рубли выдать тому человеку, а князю продажа.

111. Ударивший на суде кого-либо из тяжущихся платит потерпевшему один рубль, а при несостоятельно­сти выдается головой потер­певшему и подвергается долж­ному взысканию в княжес­кую казну.

 

112. А боран присужать 6 денег, а за овцу 10 денег государю, а судьи 3 деньги, старая правда. А за гусак и за гусыню присужати по 2 денги государю, на суд (М. а судье) 3 денги. А за оутицу, и за селезня, и за кур, и за кокощь, присужать по 2 денги.

 

112. На суде хозяину при­суждается: за барана 6 де­нег, овцу 10 денег, а судье 3 деньги по старому закону, за гусака и за гусыню по 2 деньги хозяину и 3 деньги судье; за утку, селезня, курицу и петуха по 2 деньги.

113. А братыщина судить, как судьи (Э. В.-Б.) (М. судили).

113. Общество пирующих в складчину судит со всеми правами судей.

 

114. А кто с ким на пьяни менится чим, или что купит, а потом проспятся, и одному исцу не любо будет, ино им разменится; а в том целованиа нет, ни присужати.

114. Если кто поменяется вещами в пьяном виде или купит у него что, а затем проспавшись одному из них сделка не понравится, то они могут разменяться, причем присяги не требуется.

 

115. А княжим людем по дворам коръмы не держать ни во Пскове, ни на пригоро­де, ни в ведро, ни в ко­рец, ни бочкою меду не продавати.

115. Служащие у князя люди не имеют права тор­говать крепкими напитками, ни в Пскове, ни в приго­роде — ни ведром, ни кор­цом, ни бочкой продавать мед.

 

116. А кто зажоги на ком учнет сочить, а долики никаковы не будет, ино на волною роту позвать вольно.

116. Если кого будут обвинять в поджоге, но доказательств не окажется, то он может для очищения се­бя от подозрения принять вольную присягу.

 

117. А кто оу кого бороду вырвет, а послух опослушествует, ино ему крест целовати и битися на поли, а послух изможет, ино за бороду присудити два рубля, и и за бой. А послуху быти одному.

117. Если кто вырвет бороду и на это будет свидетелем послух, то последний должен дать присягу и идти на судебный поединок, если послух одолеет обвиняемого, то с последнего взимается 2 рубля за выр­ванную бороду и за драку. Послуха достаточно одного.

 

118. А корову купить за слюблено, а по торговли телят не сочить, а толка корова кровью помачиватся имет, ино тая корова назад воротити, чтобы и деньги заплачены были.

118.  Продавший корову за полюбовную цену [«слюблено»] не имеет права требовать, после продажи, телят от нее; если она окажется больной (станет мочиться кровью), то купивший может возвратить её продавцу с истребованием денег.

119. А жонки с жонкою присужать поле, а наймиту от жонки не быти, ни с одну сторону.

119. Женщина с женщиной могут быть присуждаемы к поединку, но наймитов иметь ни одной из спо­рящих сторон не дозво­ляется.

 

120. А кто учнет на ком сочить бою пять человек, или десять, или сколко ни буди, на 5, или на одном боев своих, да утяжут; ино им присужать всим, за вси боеви, один рубль, и княжая продажа одна.

120. Если человек пять, десять, или сколько бы то ни было будут обвинять 5 или одного в нанесении им побоев и выиграют дело, то с виновных за все побои присуждается взыскание один рубль, и в пользу княже­ской казны одно вознаграж­дение.

 
Выверено по изданию:  Российское законодательство X–XX вв. под общей редакцией О.И. Чистякова. Т.1. М.: Юридическая литература, 1984.