• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
14
Апрель

Научно-исследовательский семинар

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Кто читает:
Факультет подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов (Нижний Новгород)
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

В этом научно-исследовательском семинаре студенты должны овладетьметодологическими основами и практическими навыками научно-исследовательской деятельности в области наук об информационных системах. В результате освоения НИС студент должен: знать особенности научно-исследовательской деятельности в области наук об искусственном, и в частности – наук об информационных системах; знать общую структуру дорожной карты исследований по методологии Design Science Research Methodology in IS (DSRM-IS), содержание основных этапов, критерии оценки качества и завершенности этапов научных исследований; уметь планировать научное исследование в рамках ВКР по методологии DSRM-IS, определять фактическое содержание этапов работы в соответствии с целями и задачами ВКР; уметь формировать критерии оценки результатов выполнения этапов исследования, проводить объективный анализ и сравнение полученных научных результатов с известными аналогами по данной проблематике; уметь выполнять поиск и анализ релевантной научной литературы, аналитических материалов по теме исследования в международных базах научного цитирования; иметь представление о ключевых направлениях научных исследований в области информационных систем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения НИС являются знакомство студентов и получение необходимых знаний и навыков для выполнения научно-исследовательских проектов на примере курсовых и выпускных квалификационных работ.
  • Целями освоения дисциплины «Научный семинар» являются: • обсуждение применения знаний математической статистики в типичных задачах бизнес-информации; • формирование основных знаний, умений и навыков, применяемых в анализе статистических данных; • умение определять точность вычислений, используя аналитические и численные методы; • понимание пределов использования основных аппроксимаций в теории и практике математической статистики.
  • уметь планировать научное исследование в рамках ВКР по методологии DSRM-IS, определять фактическое содержание этапов работы в соответствии с целями и задачами ВКР.
  • Уметь формировать критерии оценки результатов выполнения этапов исследования, проводить объективный анализ и сравнение полученных научных результатов с известными аналогами по данной проблематике.
  • Уметь выполнять поиск и анализ релевантной научной литературы, аналитических материалов по теме исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует умения текстового оформления полученных результатов
  • Составляет аннотированный список источников литературы, создает обзор литературы, используя качественные современные источники.
  • Аргументировать необходимость следования определенной методологии исследований при научной работе в области БИ
  • Аргументировать принадлежность БИ к категории наук об искусственном
  • Аргументировать принадлежность элементов искусственных систем к категории артефактов
  • Выделять входы, выходы, инструментарий и критерий завершенности для каждого этапа методологии DSRM применительно к собственному исследованию
  • Выделять границы изучаемой системы
  • Выявлять в релевантных статьях эвристики конструкции и эвристики ожидания.
  • Выявлять основные элементы системы и их взаимосвязи, проводящие к возникновению синергии
  • Выявлять риски исследований в контексте методологии DSRM.
  • Выявлять элементы карго-культа в профессиональной среде БИ
  • Давать оценку степени завершенности этапа
  • Иллюстрировать содержание оставшихся этапов методологии DSRM в терминах своего исследования.
  • Интерпретировать общий шаблон ответа на основной вопрос исследований в терминах собственной работы
  • Интерпретировать результаты научной деятельности с точки зрения существующей научной парадигмы
  • Классифицировать релевантные статьи на агрегатированные и конфигуративные.
  • Классифицировать собственное исследование по виду результата
  • Классифицировать собственное исследование по уровню результата
  • Классифицировать собственное научное исследование по типу проблем
  • Называть основные причины существенной сложности современных информационных систем
  • Объяснять методы оценки степени завершенности оставшихся этапов методологии
  • Объяснять назначение и взаимосвязь этапов исследований в методологии Design Science Research Methodology
  • Объяснять необходимость изменений в составе и связях системы для снижения влияния слабых сторон системы в SWOT-диаграмме
  • Объяснять проблематику сложности ИС на ряде актуальных примеров
  • Определять перечень количественных и качественных характеристик сравнения аналогов и создаваемыми артефактами
  • Определять состав трех категорий заинтересованных лиц системы по Черчману для изучаемой системы
  • Подготавливать результаты анализа в форме стандартных таблиц.
  • Различать виды научной деятельности по оси "Аналитические науки - Синтетические науки"
  • Разрабатывать адекватное название для изучаемой в рамках исследования системы
  • Разрабатывать методологию сравнения аналогов с созданным артефактом по выделенным характеристикам.
  • Разрабатывать модель использования созданного в рамках исследования артефакта.
  • Разрабатывать набор поисковых запросов для отбора релевантных статей
  • Разрабатывать наполнение таблицы SWOT-анализа на основе анализа изучаемой системы
  • Разрабатывать перечень близких аналогов по результатам анализа литературы
  • Разрабатывать перечень поисковых систем для поиска статей и критерии отбора
  • Формулировать достигнутые в исследовании результаты в терминах DSRM-канвы и основного вопроса исследований в области БИ.
  • Формулировать основные отличия и особенности наук об искусственном в сравнении с естественно-научным знанием
  • Понимание выбора распространенных аппроксимаций типа Гауссового, равномерного, лог-нормального распределений
  • Понимание рекламных трюков на языке математической модели и определение точности
  • Умение выбора «логичной» регрессионной кривой, понимание смысла параметров таких кривых
  • Умение вычислять функции распределения и плотности функций распределения с заданной точностью с помощью имеющихся вычислительных программ
  • Умение находить состояния равновесия и определять их устойчивость
  • Умение находить требуемые величины с наперед заданной точностью с помощью имеющихся вычислительных программ
  • Умение применять экстремальную статистику в задачах прогноза
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные характеристики и роль научного знания в современном обществе
  • Науки об искусственном
  • Бизнес-информатика, как наука об искусственном
  • Понятие системы в роли инструмента борьбы со сложностью
  • Введение в методологию исследований DSRM для БИ
  • Применение методологии DSRM для определения проблемы и мотивационных факторов исследования
  • Применение методологии DSRM для определения задач исследования
  • Дорожная карта продолжения исследования по БИ
  • Классификация научного исследования в области БИ по типу проблем, уровню и виду результатов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект по анализу предметной области как системы
  • неблокирующий Проект по реализации первого этапа исследования по методологии DSRM
  • неблокирующий Проект по реализации второго этапа исследований по методологии DSRM
  • неблокирующий Выступление на итоговом семинаре с защитой дорожной карты исследования
  • неблокирующий Тест в ЛМС
  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий реферат
  • неблокирующий устный экзамен
    Ссылка на zoom https://zoom.us/j/3757754381. На экзамене прокторинг не требуется.
  • неблокирующий Проект по анализу предметной области как системы
  • неблокирующий Проект по реализации первого этапа исследования по методологии DSRM
  • неблокирующий Проект по реализации второго этапа исследований по методологии DSRM
  • неблокирующий Выступление на итоговом семинаре с защитой дорожной карты исследования
  • неблокирующий Тест в ЛМС
  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий реферат
  • неблокирующий устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 2 модуль
    0.6 * устный экзамен + 0.4 * реферат
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.7 * самостоятельные работы + 0.3 * экзамен
  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.5 * 2020/2021 учебный год 2 модуль + 0.5 * 2021/2022 учебный год 2 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gorod, A., Gandhi, S. J., Sauser, B., White, B. E., & Ireland, V. (2014). Case Studies in System of Systems, Enterprise Systems, and Complex Systems Engineering. Boca Raton: CRC Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=802172
  • Hevner, A., & Chatterjee, S. (2010). Design research in information systems: theory and practice (Vol. 22). Springer Science & Business Media.
  • Ramage, Magnus, and Karen Shipp. Systems thinkers. Springer Science & Business Media, 2009.
  • Wieringa, Roel J. Design science methodology for information systems and software engineering. Springer, 2014.
  • Белов П. Г. - УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В 3 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 211с. - ISBN: 978-5-534-11406-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-riskami-sistemnyy-analiz-i-modelirovanie-v-3-ch-chast-1-445235
  • Белов П. Г. - УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В 3 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 250с. - ISBN: 978-5-534-11408-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-riskami-sistemnyy-analiz-i-modelirovanie-v-3-ch-chast-2-445237
  • Белов П.Г. - УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В 2 Т. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2015 - 733с. - ISBN: 978-5-9916-4703-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-riskami-sistemnyy-analiz-i-modelirovanie-v-2-t-383403