• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Философия науки

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты

Программа дисциплины

Аннотация

«Изучение естественных наук я считаю отличной школой для ума. Нет школы лучше той, где дается понятие о чудном единстве и неуничтожимости материи и сил природы» Майкл Фарадей Задачи дисциплины «философия науки» - фундаментальны: освоение обязательного для любого культурного человека минимума естественнонаучных знаний, формирование основ научного мировоззрения, целостного материалистического взгляда на природные явления, ознакомление с принятой естественнонаучной картиной мира, с естественнонаучной базой современных технологий, понимание и освоение методологии естествознания, формирование основ инновационно-технологического мышления. В процессе изучения дисциплины слушатели, повышая свой культурный уровень (а естествознание – неотъемлемая часть единой культуры!), знакомятся не только со спецификой науки и этапами ее развития, панорамой культурно-исторических и научных сюжетов, но и с механизмами получения новых знаний, смены научных парадигм, с массивом основных естественнонаучных концепций. Естествознание – энциклопедия методов и моделей, примеров их применения. Рациональный научный метод, стартовав в примерах точного естествознания, в процессе обучения должен приобрести статус междисциплинарного, проникая в экономику, менеджмент, социологию, управление, экологию и др., оттачивая технологию и культуру моделирования, формируя особую модельную культуру мышления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате изучения дисциплины «философия наки» студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки, применимые в их последующем обучении и профессиональной деятельности: Знания: основных естественнонаучных явлений и законов, границ их применимости; основных естественнонаучных концепций, принципов, теорий в их взаимосвязи и взаимовлиянии; исторических аспектов развития естествознания; наиболее распространенных методов исследования в разных областях естествознания. Умения: объяснять и анализировать основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты, опираясь на современные естественнонаучные представления и концепции, используя знания фундаментальных естественнонаучных законов; работать с естественнонаучной литературой (информацией) разного уровня; понимать, критически анализировать базовую естественнонаучную информацию, опираясь на современные естественнонаучные представления; применять основы и результаты естественнонаучного опыта, а также пользоваться естественнонаучным рациональным методом при принятии решений в профессиональной области; готовность использовать на практике знания теоретических основ современной естественнонаучной картины мира, основных понятий, законов и моделей естествознания, представлений об основных естественнонаучных методах анализа. Навыки: использования основных естественнонаучных законов и принципов в важнейших практических приложениях; критического (рационального) мышления, анализа и оценки научной информации; применения основных методов естественнонаучного анализа для понимания и оценки природных и техногенных явлений; использовании творческого подхода в поиске, отборе, обобщении и применении на практике естественнонаучной информации. Компетенции: Готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • получение современных представлений о взаимодействии человека, живой и неживой природы.
  • понимание современных представлений о фундаментальной и прикладной науке, ее влиянии на современную цивилизацию.
  • Умение ориентироваться и разбираться в современных аспектах философии и естествознания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общефилософские аспекты естествознания
  • Физико-химические основы естествознания
  • Наука и жизнь
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 1st module
    0.5 * Доклад + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Отюцкий, Г. П.  Концепции современного естествознания : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Г. П. Отюцкий ; под редакцией Г. Н. Кузьменко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 380 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-8255-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433257 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Свиридов, В. В.  Концепции современного естествознания : учебное пособие для вузов / В. В. Свиридов, Е. И. Свиридова ; под редакцией В. В. Свиридова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09649-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438369 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Горелов, А. А.  Концепции современного естествознания : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Горелов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 355 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10214-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442448 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Концепции современного естествознания: астрономия : учебное пособие для вузов / А. В. Коломиец [и др.] ; ответственные редакторы А. В. Коломиец, А. А. Сафонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09065-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442377 (дата обращения: 28.08.2023).