• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

09.03.04 Программная инженерия

Утверждение программы
№ 6.18.1-01/1508-11 от 15.08.2014
Дата обновления паспорта
26.08.2021
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года 5 месяцев

Очно-заочная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUS

Обучение ведётся полностью на русском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Конкурентные преимущества программы

Конкурентные преимущества программы

Программа направлена на подготовку ведущих технических специалистов, квалифицированных разработчиков и архитекторов программного обеспечения, менеджеров по качеству программного обеспечения и процессов его разработки. Необходимость в таких специалистах диктуется потребностями информационно-коммуникационной отрасли: открытием ИТ-технопарков, стремительным развитием рынка оффшорного и заказного программирования, информатизацией государственных структур, потребностями частного бизнеса.

В чем преимущества программы? 

1. Сочетание теоретической подготовки с практическим опытом работы в компаниях. НИУ ВШЭ – Нижний Новгород заключил договоры с ИТ компаниями – лидерами индустрии. Это открывает перед студентами возможности получения компетенций в реализации широкого спектра реальных IT-проектов во время прохождения учебной, технологической, производственной и преддипломной практик.

2. Высокий уровень подготовки. В реализации образовательной программы «Программная инженерия» вместе со штатными преподавателями НИУ ВШЭ-Нижний Новгород принимают участие ведущие сотрудники высокотехнологичных софтверных компаний (MERA, INTEL, «Яндекс», НИИТ и других). 

3. Активная проектно-исследовательская работа Практическая работа занимает пятую часть всей образовательной программы. Студенты в полной мере используют все ресурсы Высшей школы экономики как научно-исследовательского университета, а также компаний – партнеров факультета. Важной особенностью процесса обучения является получение умений и навыков командной работы в типичных условиях разработки ПО, участие в реальных командных проектах при прохождении практик и стажировок в ведущих российских и западных компаниях, специализирующихся в области разработки, консалтинга и управления программными проектами.

4. Высокий уровень подготовки студентов по английскому языку и надпрофессиональным навыкам, необходимым в проектной работе.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Где я буду работать?

Выпускники программы становятся разработчиками и архитекторами программного обеспечения, менеджерами по качеству ПО и процессов его разработки. Они работают:

  • в ведущих российских и зарубежных компаниях-производителях ПО;
  • в научно-исследовательских центрах транснациональных компаний;
  • в системных интеграторах и IT-департаментах крупных российских компаний и государственных структур.
  • Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

    Профессиональные стандарты устанавливают требования к профессиональным компетенциям по квалификационным уровням для ИТ-специалистов. В основу разработки ФГОС ВО подготовки бакалавров по направлению 09.03.04 «Программная инженерия» положены профессиональные стандарты по профессиям программист, системный аналитик и системный архитектор. Областью профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 09.03.04 «Программная инженерия» в соответствии с образовательным стандартом является индустриальное производство программного обеспечения для информационно-вычислительных систем различного назначения.

    В соответствии со стандартом объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

    -     программный продукт (создаваемое программное обеспечение);

    -     программный проект (проект разработки программного продукта);

    -     процессы жизненного цикла программного продукта;

    -     персонал, участвующий в процессах жизненного цикла;

    -     методы и инструменты разработки программного продукта.

    Содержание образовательной программы для направления подготовки 09.03.04 «Программная инженерия» определяется конкретными видами профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

     

Характеристики образовательных модулей программы

Характеристики образовательных модулей программы

Код компетенции

Формулировка компетенции

ПК 1

Способен применять основные концепции, принципы, теории и факты, связанные с информатикой при решении научно-исследовательских задач

ПК 2

Способен к формализации в своей предметной области с учетом ограничений используемых методов исследования

ПК 3

Способен использовать методы и инструментальные средства исследования объектов профессиональной деятельности

ПК 4

Способен обосновать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнение экспериментов по проверке их корректности и эффективности

ПК 5

Способен готовить презентации, оформлять научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, публиковать результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях

ПК 6

Способен формализовать предметную область программного проекта и разработать спецификации для компонентов программного продукта

ПК 7

Способен выполнить начальную оценку степени трудности, рисков, затрат и сформировать рабочий график

ПК 8

Способен готовить коммерческие предложения с вариантами решения

ПК 9

Способен создавать программное обеспечение для ЭВМ и систем различной архитектуры

ПК 10

Способен проектировать, конструировать и тестировать программные продукты

ПК 11

Способен читать, понимать и выделять главную идею прочитанного исходного кода, документации

ПК 12

Способен моделировать, анализировать и использовать формальные методы конструирования

ПК 13

Способен оценивать временную и емкостную сложность программного обеспечения

ПК 14

Способен создавать программные интерфейсы

Для студентов до 2020/2021 года набора:

  1. В блоке «Общий цикл» включаются обязательные дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, История.
  2. В блоке «Профессиональный цикл» Базовая часть образовательной программы представляет собой совокупность элементов, устанавливаемых НИУ ВШЭ; курсы по выбору образовательной программы  включают элементы, устанавливаемые разработчиком программы бакалавриата по данному направлению в рамках ОС НИУ ВШЭ и  выбираемые студентами.
  3. Блок «Дополнительный профиль (Minor)» дает возможность получения дополнительного профиля, представляет собой пакетное предложение другой образовательной программы или 4 отдельных дисциплины разных программ (по выбору студента).
  4. Блок «Практика, проектная и/или исследовательская работа» включает в себя:

Практики: учебная (по получению первичных профессиональных и профориентационных навыков), технологическая (по изучению современных технологий, используемых при разработке программного обеспечения),производственная (по закреплению профессиональных навыков) и преддипломная (для выполнения практической части ВКР работы. Во время преддипломной практики студенты должны показать умение решать профессиональные задачи для подготовки ВКР).

Практики проводится в организациях и учреждениях по направлению подготовки, а также в структурных подразделениях НИУ ВШЭ.  Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.

Проекты: выполнение отдельного группового проекта, участие в проектах, организуемых кафедрами и предприятиями-партнёрами НИУ ВШЭ по направлению подготовки, участие в «сервисных» проектах.

Проектная работа может осуществляться в структурных и научных подразделениях НИУ ВШЭ, на производственных площадках организаций и учреждений.

Тематика проектных работ формулируется руководителем проекта и утверждается руководителем ОП.

Научно-исследовательский семинар: форма поддержки научно- исследовательской деятельности направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы в области бизнес-информатики: поиску и работе с источниками, планированию исследовательской деятельности, использованию общих и специальных методов исследования, структурированию и оформлению научных текстов, представлению результатов научной работы в письменной и устной форме, а также участию в дискуссии. Проектный семинар является формой, поддерживающей проектную работу студентов.

Курсовая работа – это письменная работа, которая является результатом научного исследования. Курсовые работы, выполняемые студентами, носят междисциплинарный характер. Темы работ определяются научными руководителями и утверждаются руководителем ОП. Структура работы, ее содержание определяются поставленной целью курсовой работы.

  1. В блок «Факультативы» входят факультативные дисциплины по выбору образовательной программы и факультатив «Английский язык», включающий в себя обязательные экзамены: внутренний экзамен по английскому языку, независимый экзамен по английскому языку, подготовку и защиту Project Proposal по теме ВКР.
  2. В блок «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.

Для студентов 2020/2021 года набора и позднее:

1. Базовый профессиональный модуль образовательной программы представляет собой совокупность элементов, устанавливаемых НИУ ВШЭ, в вариативный модуль образовательной программы включаются элементы, устанавливаемые разработчиком программы бакалавриата по данному направлению в рамках ОС НИУ ВШЭ и  выбираемые студентами. В вариативный модуль включаются научно-исследовательские и проектные семинары.

 Научно-исследовательский семинар как форма поддержки научно- исследовательской деятельности направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы в области бизнес-информатики: поиску и работе с источниками, планированию исследовательской деятельности, использованию общих и специальных методов исследования, структурированию и оформлению научных текстов, представлению результатов научной работы в письменной и устной форме, а также участию в дискуссии. Проектный семинар является формой, поддерживающей проектную работу студентов.

2. Модуль «Практика» включает в себя:

Профессиональную деятельность – учебную, технологическую и производственную практики;

Практики: учебная (по получению первичных профессиональных и профориентационных навыков), технологическая (по изучению современных технологий, используемых при разработке программного обеспечения), производственная (по закреплению профессиональных навыков).

 Практики проводится в организациях и учреждениях по направлению подготовки, а также в структурных подразделениях НИУ ВШЭ.  Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.

Проектную деятельность - выполнение групповых прикладных проектов, прохождение преддипломной практики, написание ВКР (если ВКР пишется в формате проекта);

Проектная работа может включать: выполнение отдельного группового проекта, участие в проектах, организуемых кафедрами и предприятиями-партнёрами НИУ ВШЭ по направлению подготовки, участие в «сервисных» проектах.

Проектная работа может осуществляться в структурных и научных подразделениях НИУ ВШЭ, на производственных площадках организаций и учреждений.

Тематика проектных работ формулируется руководителем проекта и утверждается руководителем ОП.

 

Преддипломная практика: основная задача преддипломной практики - выполнение практической части ВКР работы. Во время преддипломной практики студенты должны показать умение решать профессиональные задачи для подготовки ВКР).

Научно-исследовательскую деятельность – выполнение курсовых работ, подготовку выпускной-квалификационной работы (ВКР), преддипломную практику (если ВКР выполняется в формате научно-исследовательской работы).

Курсовая и выпускная квалификационная работа – это письменная работа, которая является результатом научного исследования. Курсовые и ВКР работы, выполняемые студентами, носят междисциплинарный характер. Темы работ определяются научными руководителями и утверждаются руководителем ОП. Структура работы, ее содержание определяются поставленной целью курсовой или ВКР работы.

 

Преддипломная практика: основная задача преддипломной практики - выполнение практической части ВКР работы. Во время преддипломной практики студенты должны показать умение решать профессиональные задачи для подготовки ВКР).

Для студентов 2023/2024 года набора и позднее:

3. В модуль «Дисциплины общего цикла» включаются обязательные дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, История России, Социология, Основы российской государственности.

4. Модуль «Minor» дает возможность получения дополнительного профиля, представляет собой пакетное предложение другой образовательной программы или 4 отдельных дисциплины разных программ (по выбору студента).

5. Модуль «Английский язык» включает в себя обязательные экзамены:  дополнительные факультативные учебные дисциплины, направленные на формирование иноязычной компетенции.

6. Модуль «Data Culture» включает в себя дисциплины, направленные на формирование цифровой грамотности и навыков работы с данными.

7. В модуль «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Программная инженерия (очно-заочное обучение)»

Перейти к содержанию программы