Нейроанатомические корреляты языка: исследование функционально значимых корковых зон
Участники совместного проекта
Центр языка и мозга НИУ ВШЭ (руководитель проекта - Ольга Драгой);
Центр языка и мозга НИУ ВШЭ — Нижний Новгород (руководитель проекта - Мария Худякова).
Цель научного исследования
Изучение лингвистических и нейрональных механизмов нарушений речи и их динамики у пациентов после нейрохирургических операций.
Задачи научного исследования
сбор данных речевого тестирования до и после операции;
сбор данных структурной магнитно-резонансной томографии разных групп пациентов (отличающихся этиологией и локализацией образования, демографическими характеристиками, тяжестью речевых нарушений);
анализ структурных данных c помощью метода повоксельного картирования симптом-поражение;
анализ диффузионно-взвешенных данных с помощью трактографического метода;
анализ корреляций данных речевого теста и нейровизулизационных данных.
Участники проекта
Центр языка и мозга: Директор центра
Центр языка и мозга: Научный руководитель
Центр языка и мозга: Стажер-исследователь
Центр языка и мозга: Научный сотрудник
Центр языка и мозга: Стажер-исследователь
Центр языка и мозга: Стажер-исследователь
Центр языка и мозга: Стажер-исследователь
Отдел профориентации, олимпиад и конкурсов: Эксперт
стажер-исследователь
Центр языка и мозга: Менеджер
Мероприятия по проекту на 2024 год
- Регулярные семинары
- Обучение сотрудников тестированию, обработка МРТ изображений
- Участие в конференциях
Анонсы и новости о ходе проекта
Доклады на конференциях
X Международная конференция по когнитивной науке, 26-30 июня 2024
"Устный дискурс до и после операций по удалению опухолей мозга" (Худякова М.В.)
VIII Всероссийская научная студенческая конференция НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «Цифровые технологии в современной молодежной науке», 17-18 апреля 2024
"Различия в речевых нарушениях у пациентов с опухолями в левом и правом полушариях головного мозга" (Макарова И.В.)
Семинары по академическому письму
В Центре языка и мозга регулярно проводятся семинары по академическому письму, на котором сотрудники и стажеры Центра улучшают свои навыки написания и редактирования научных текстов. Семинары устроены по принципу peer-writing groups, то есть участники читают и редактируют тексты друг друга.
Со стороны часто лучше видно, где в тексте нарушается логика, а где написано недостаточно понятно. Во время семинаров развиваются не только навыки писать связные логичные тексты, но и умение грамотно критиковать и воспринимать критику, что очень важно для работы в науке.
На семинарах по академическому письму иногда выполняются учебные задания, например, написать краткие тезисы на основе материала из научной статьи, а иногда идет работа над редактированием текстов, написанных для подачи на конференцию или в журнал. Во время семинаров были подготовлены тезисы на всероссийские и международные конференции, а также ведется работа над статьями по результатам работы в рамках проекта "Нейроанатомические корреляты языка".
Обучение нейровизуализации
С 1 по 12 апреля сотрудники нижегородского Центра языка и мозга прошли обучение методам нейровизуализации у коллег из Москвы.
На протяжении двух недель стажеры-исследователи учились работать с данными структурной и диффузионновзвешенной МРТ, обрабатывать снимки, сегментировать очаги поражения и реконструировать проводящие пути (тракты) белого вещества головного мозга.
В течение первой недели сотрудники обучались работе с данными структурной МРТ и выделению поражений головного мозга по МРТ-снимкам под руководством научного сотрудника московского ЦЯиМ Алины Миннигуловой.
На второй неделе проводилось обучение обработке данных диффузионно-взвешенной МРТ. Сотрудники нижегородского ЦЯиМ имели возможность научиться проводить все этапы работы: от конвертирования МРТ-файлов до реконструкции проводящих путей белого вещества. Как отмечают исследователи, эта поездка стала возможностью обновить свои знания о нейровизуализации, нейроанатомии и многом другом, а также получить новые навыки и опыт работы с инструментами нейровизуализации.
Кроме того, некоторые стажеры ЦЯиМ смогли не только развить собственные исследовательские навыки, но и стать испытуемыми в исследованиях коллег.
Так, Капитолина Унтила, Ольга Тасенко и Ирина Макарова приняли участие в исследовании картирования речи при помощи транскраниальной магнитной стимуляции. Участие в этом исследовании стало для стажеров ценным опытом: они получили возможность познакомиться с методами нейролингвистических исследований и внесли свой вклад в науку, помогая лучше понять механизмы речи.
Сотрудники нижегородского ЦЯиМ хотели бы поблагодарить коллег из Москвы, в частности Алину Миннигулову, за оказанное гостеприимство и неоценимую помощь в обучении.
Полученные навыки будут применяться для работы над Межкампусным проектом по изучению нейроанатомических коррелятов языка.
Нейропятница “Проекты Центра Языка и Мозга”
В пятницу 22.03 прошла очередная нейропятница, посвященная основным проектам Центра Языка и Мозга. Сотрудники рассказали чем занимаются сейчас, какие направления скоро будут развиваться, и как присоединиться к работе.
Стажер-исследователь Ирина Макарова рассказала, как нейролингвисты могут помочь хирургам во время операции. В мозге за речевые функции отвечают разные центры – как корковые представительства, так и тракты белого вещества. Если в мозге возникают повреждения (опухоль, инсульт и т.п.), задевающие речевые центры, то могут возникнуть нарушения высших психических функций, в том числе и речи.
В ЦЯиМ мы занимаемся работой с пациентами, проходящими через удаление опухолей головного мозга. В первую очередь, для всех пациентов (по просьбе хирургов) проводится специальное тестирование Русским Афазиологическим Тестом до, сразу после и спустя 3 месяца после операции. Если планируется операция с пробуждением, то добавляются интраоперационные тесты, проводимые до операции и прямо во время нее. Нейролингвисты взаимодействуют с пациентом, проводят тесты и поддерживают его речь. Такой подход позволяет убедиться, что никакие речевые центры не были повреждены во время операции, и речь пациента останется в сохранности.
Стажеры-исследователи Евгения Парешина и Елизавета Дмитрова поделились информацией об исследованиях детской речи. Одно из направлений работы, которое на протяжении долгого времени развивалось в ЦЯиМ — изучение процессов чтения у типично развивающихся детей и детей с дислексией. Исследователи разработали тест для оценки навыков чтения младших школьников“ КАРАСИК” и доказали эффективность текстов, используемых в процедуре оценки навыков чтения. Кроме того, исследователи доказали, что тексты можно представлять как в бумажной, так и в электронной форме, и это никак не повлияет на результаты тестирования. Также, совместно с коллегами из московского ЦЯиМ и ПИМУ проводится исследование нейроанатомических коррелятов речевых нарушений речи у детей, с результатами которого мы будем знакомиться на последующих нейропятницах.
Научный сотрудник Центра Елена Красилова рассказала о будущем проекте по изучению речи людей с ментальными расстройствами. Планируется сбор соответствующих речевых данных, работа с корпусами и применение методов машинного обучения.
Кроме того, исследователи рассказали про свои курсовые работы. Ольга Тасенко поделилась информацией о своей работе о выявлении шизофрении по акустическим признакам с помощью моделей машинного обучения. Дарья Капитанова и Анастасия Губаренко представили исследование о синдроме иностранного акцента у детей с расстройством аутистического спектра.
Мы благодарим всех выступающих и слушателей за участие в этой нейропятнице и с нетерпением ждем всех на следующей!
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.