• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конкурентоспособность российских компаний и отраслей

В курсе рассматриваются внутренние и внешние факторы конкурентоспособности экономик, отраслей и отдельных компаний как с позиции теории, так и с привлечением эмпирических данных по России. Большое внимание уделяется анализу кейсов из российской антимонопольной практики, поскольку эффективные конкурентные стратегии компаний зачастую вступают в противоречие с нормами закона "О защите конкуренции".

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление и знать о макро- и микроэкономических теоретических подходах к объяснению конкурентоспособности компаний и отраслей, овладеть основными методологическими подходами, использующимися в прикладных исследованиях конкурентоспособности, приобрести навыки работы с макро- и микроэкономическими данными, в том числе, полученными в ходе опросов предприятий.

В содержание дисциплины «Конкурентноспособность российских компаний и отраслей» входит изучение следующего круга вопросов:

  • определение понятия «конкурентоспособность»;
  • методологические подходы к оценке конкурентоспособности экономии;
  • инвестиционный климат и административные барьеры развития бизнеса;
  • ключевые факторы международной конкурентоспособности отраслей;
  • рыночная власть как фактор международной торговли;
  • агломерационные эффекты и кластеры предприятий;
  • методологические подходы к оценке международной конкурентоспособности;
  • соотношение и классификация факторов конкурентоспособности фирмы в рыночной экономике;
  • конкурентная стратегия; конкурентный статус предприятия – методы оценки;
  • источники получения информации о характеристиках и поведении предприятий;
  • размер компании как фактор конкурентоспособности фирмы;
  • гибридные формы организации бизнеса;
  • дифференциация товара и ассортиментная политика фирмы как фактор конкурентоспособности;
  • конкурентное окружение: стратегии взаимодействия компаний на рынке;
  • соотношение понятий конкуренции и конкурентоспособности;
  • бизнес-практики, противоречащие антимонопольному законодательству: кейс-стади антимонопольных дел в отношении российских компаний.

В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции,  семинарские занятия с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий.

Программой дисциплины предусмотрен текущий контроль в форме контрольной работы и итоговый контроль в форме экзамена.