• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
19
Июнь

В Нижнем Новгороде состоялись Любимовские чтения в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции

В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества НИУ ВШЭ – Нижний Новгород провел ассоциированное мероприятие Любимовские чтения. В качестве слушателей и участников Чтений были приглашены студенты, аспиранты, работники школ, российских вузов и эксперты в области образования – ученые, педагоги, специалисты и руководители общеобразовательных организаций и организаций дошкольного образования.

В Нижнем Новгороде состоялись Любимовские чтения в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции

© Пресс-служба НИУ ВШЭ

Любимовские чтения, посвященные памяти заслуженного профессора НИУ ВШЭ, доктора экономических наук Льва Любимова, проходят в Нижнем Новгороде неслучайно. Лев Львович был одним из основателей нижегородского кампуса НИУ ВШЭ и немалую часть своей жизни посвятил вопросам реформирования общего образования. Конференция состоялась в формате круглых столов «Психологическое благополучие в образовательном процессе» и «Формирование критического мышления у обучающихся».

Наталья Серова, заместитель директора филиала НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде

Серова Наталья Александровна

Для меня Любимовские чтения – это открытая площадка для обмена практиками и получения профессиональной экспертизы. В этом году мы говорили о социализации и психологической адаптации обучающихся, школьников, студентов, преподавателей и учителей, о важности развития критического мышления как способа рефлексии окружающего мира и обретения психологического благополучия.

«В своих работах профессор Л.Л. Любимов акцентировал внимание на создании в учебном процессе социальных сред, способствующих социализации и повышению психологического благополучия взрослеющих детей, юношей и молодежи», – подчеркнула Наталья Серова.

Во время утренней сессии эксперты круглого стола «Психологическое благополучие в образовательном процессе» представили доклады о современном состоянии проблемы психологического благополучия и результаты собственных исследований. Эксперты убеждены, что учащиеся не в состоянии полноценно усваивать транслируемые знания в состоянии психологического дискомфорта.

Елена Моисеева, заместитель заведующего Центром довузовской подготовки НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Моисеева Елена Борисовна

Важно было с самого начала определиться с тезаурусом – мы совместно попытались дать определение, что же такое психологическое благополучие .

Дальнейшее обсуждение проблемы проходило с полным пониманием сути явления. Коллеги поделились практическим опытом работы с психологическим состоянием, а также способами первичной профилактики психологического неблагополучия через конференции, встречи, семинары – общий психологический ликбез.

Следующий уровень профилактики – это индивидуальные консультации. Спикеры отметили их необходимость и острую нехватку. В периоды, характеризующиеся высоким уровнем стресса у учащихся, - к примеру, во время экзаменов, очень важно говорить в учебных заведениях о психологическом благополучии.

«Тема актуальна и представляет обширную область психологических, педагогических и социологических исследований, – отметила Наталья Хомова, руководитель социально-психологической службы «Школы 800». – В рамках круглого стола мы обсудили с коллегами особенности социально-психологического сопровождения обучающихся в достижении самообеспечения и самоподдержания психологического благополучия».

Исследования и взгляды Льва Львовича про содержание образования чрезвычайно обширны, и сегодняшний обмен практиками в формате круглого стола позволяет увидеть, как идеи Льва Львовича воплощаются в жизнь.

В своем вступительном слове директор по развитию преподавательского мастерства НИУ ВШЭ (Москва), модератор второго круглого стола Андрей Дементьев, отметил, что тема «Формирование критического мышления у обучающихся» в рамках конференции, посвященной Льву Любимову, очень символична – Лев Львович всегда был для своих учеников больше наставником, поощряющим в них умение мыслить самостоятельно, чем строгим учителем, требующим четкого следования готовой инструкции.

На втором круглом столе эксперты обсудили технологии формирования критического мышления, практики обучения мышлению, формы организации деятельности обучающихся и способы оценивания результатов формирования критического мышления.

III Читающая школа – конференция для педагогов и специалистов образовательных организаций, посвященная памяти Льва Львовича Любимова, пройдет в день рождения ученого и педагога 14 июня 2023 года в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ.