• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студент магистратуры на III Конгрессе "Инновационная практика: наука плюс бизнес"

Студент магистратуры на III Конгрессе "Инновационная практика: наука плюс бизнес"

7 декабря в Ломоносовском корпусе МГУ им. М.В.Ломоносова состоялся III Конгресс «Инновационная практика: наука плюс бизнес» с участием представителей руководства страны, академического сообщества, крупного бизнеса и потенциальных работодателей.

Конгресс был посвящен актуальной для современного общества, экономики и рынка труда проблеме — формированию компетенций XXI века. Студент 2 курса магистратуры факультета менеджмента Касаткин Кирилл посетил это мероприятие и поделился с нами впечатлениями и итогами проведения конгресса.

Конгресс начался с пленарного заседания, на котором Герман Греф, Олег Белозёров, Александр Дюков, Андрей Фурсенко, Виктор Садовничий, Игорь Шувалов и другие известные главы крупных государственных компаний обсудили экономику знаний и пути повышения национальной конкурентоспособности.

Топ-менеджеры заявили, что бизнес может стать ведущей силой для продвижения этих изменений, поскольку у предпринимателей есть представление о том, какие профессии и навыки будут востребованы в будущем.

«Экономика переходит в эпоху цифровой трансформации. Навыки, которые становятся рутиной, делает машина. И мне кажется, что для всех нас это вызов, потому что через некоторое время учить нас будет Google и Facebook», - заявил на пленарной сессии конгресса президент «Ростелекома» Сергей Калугин.

Президент Сбербанка Герман Греф в качестве одного из первых шагов по реформе системы образования предложил обучать детей в школе навыкам так называемого "эмоционального интеллекта", который он определил, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания окружающих. Эти навыки позволяют человеку быстрее адаптироваться к окружающей среде, эффективно взаимодействовать с людьми и достигать высоких результатов.

Первый заместитель председателя российского правительства Игорь Шувалов заявил, что такие компании, как «Сбербанк» и «Ростелеком» способны изменить ландшафт российского образования, особенно, если их примеру последуют и другие.

Первый вице-премьер рассказал о новом институте, который зарождается в недрах российской системы образования – «технологических долинах», которые будут созданы при тридцати лучших университетах страны. «Технологические долины» будут работать по несколько другим принципам, чем сами университеты и станут центрами новых компетенций.

После пленарного заседания в рамках конгресса проходили 4 параллельных сессии: 

  • Секция 1 – «Компетенции и интеллектуальная собственность»
  • Секция 2 – «Компетенции и инвестиции»
  • Секция 3 – «Компетенции и предпринимательство»
  • Секция 4 – «Компетенции и образовательные технологии»

Параллельно со всеми секциями и дискуссиями проходила выставка образовательных проектов и технологий, на которой было продемонстрировано множество научных и технологических проектов, стартапов и организаций, которые представили свои достижения и новые продукты в области науки, технологий и образования.


Основными вопросами, которые были поставлены в секции «Компетенции и образовательные технологии», были:

  • Какие компетенции необходимо развивать со школьного возраста сегодня?
  • Кто будет источником и проводником новых образовательных технологий?
  • Какие задачи стоят перед российским образованием и какие технологии и подходы являются более актуальными?
  • Как сочетать фундаментальные знания с практико-ориентированным подходом в образовании?
  • Новые форматы образования, связанные с формированием компетенций человека 21 века.
  • Роль совместной подготовки специалистов университетами и компаниями.

На вопрос «Кто должен быть источником образовательных инноваций?» голоса присутствующих распределились так:

Хотя исключительное большинство экспертов утверждало, что без сомнений голосовало за вариант «Субъекты инновационной экосистемы», все мы видим результат голосования. Налицо конфликт понимания между участниками этого процесса. В данный момент нет четкого видения процесса и внедрения образовательных инноваций, и не только их этапов и результатов, но и самых общих ключевых вопросов.
На образовательной секции затрагивалось много важных и сложных вопросов современного образования и его изменения, поэтому хотелось бы тезисно представить те итоги, к которым мы пришли в результате обсуждения:
  • Традиционные методы обучения неэффективны;
  • Недостаточно свободы выбора. Нужно дать возможность выбора ребенку, свободу действий, оставив минимальные ограничительные и директивные рамки;
  • Отсутствие технологий и инструментов (лифтов) внедрения инноваций снизу;
  • Современная система образования базируется на 1-ом уровне системы Выготского: шаблон получил – применил – оценили – повторил;
  • Образование – основная потребность общества будущего;
  • Несомненно, важна и даже необходима проектная и командная работы, чтобы уметь реализовать идею от начала и до конца;
  • Нет панацеи и единого решения для всей образовательной системы. Нужно ее подстраивать для каждого объекта, системы, времени и отрасли отдельно;
  • Добавлять soft skills можно только параллельно к основному образованию, но не подменяя его и не забывая про основу, фундамент (знания, как таковые);
  • Три основных требования от человека сейчас: базовая профессиональная грамотность, способность к адаптации и креативность;
  • Нам не стоит забывать, что после всем известного Agile еще идет Simplicity и Result. У нас во всех сферах создается культ гибких методов, оптимизации, реорганизации и ортогонализации (Грамма-Шмидта);
  • Основная оценка образования - это результат, а это легкость поиска работы, KPI на работе, результаты развития науки, бизнеса, страны;
  • Лучшая проверка любой компетенции – это время.

Подытоживая, конгресс получился стоящим и интересным, собрав нужных людей для обсуждения насущных вопросов современной науки, технологий, образования и их взаимодействия с бизнесом. Было немало сказано о новых методах обучения, компетенциях, кардинальных изменениях в системе образования и проводниках этих изменений, но что будет дальше – увидим. 

Ясно, что мир и реальность таковы, что нельзя сейчас просто создать какой-то шаблон или паттерн в образовании, испытать его, задокументировать и начинать вводить «инъекциями» 5 раз в неделю подрастающему поколению. Будет ли это образовательный конструктор, полностью свободный выбор дисциплин обучающимися, специальные программы с самого детского сада и quidestveritas, опять же, – увидим.

Главное, чтобы будущее образование и обучение было как в общеизвестном девизе ВШЭ – для жизни, а не наоборот, как в рассказах у Чехова.