Учеба в магистратуре - это "фундамент судьбы"
"Магистратуру «Инновационный менеджмент» я воспринял как спасение и единственно верный путь развития. Спойлер - остался доволен". Интервью с Арсением Щельциным, основателем Российской Ассоциации Криптовалют и Блокчейна (РАКИБ) и директором АНО "Цифровые платформы".
Мы продолжаем знакомить вас с достижениями и успехами наших выпускников. На этот раз героем интервью стал выпускник нижегородской Вышки 2013 года Арсений Щельцин - основатель Российской Ассоциации Криптовалют и Блокчейна (РАКИБ) и директор АНО «Цифровые платформы».
Почему Вы решили поступать в магистратуру? И почему именно на специализацию "Инновационный менеджмент" направления "Менеджмент"?
- У моих родителей было советское инженерное образование. Отец обучался на радиотехника-кибернетика в политехе, а мама на "Вычислительной математике и кибернетике" в университете Лобачевского.
Сейчас многое зависит от спроса и предложения, поэтому мы остановились на Высшей школе экономики. Будучи сторонником IT, я сначала выбрал бакалавриат факультета бизнес-информатики и прикладной математики, а после усилил бизнес-составляющую в магистратуре по менеджменту (специализация "Инновационный менеджмент").
Еще на старте своей IT-практики я определил, что мало создавать веб-сервисы, нужно уметь их продвигать. А это целый спектр умений: упаковка и продажа, создание и управление финансово-хозяйственной деятельностью, выстраивание внутреннего и внешнего менеджмента, управление финансами и бизнес-планированием. Вы помните историю Эдисона или Стива Джобса? Эти люди - менеджеры-продажники, нежели ученые-изобретатели. Поэтому магистратуру «Инновационного менеджмента» я воспринял как спасение и единственно верный путь развития. Спойлер - остался доволен.
Какие впечатления были от учебы в магистратуре? Что особенно запомнилось?
- Во-первых, это сам курс. В 2011 году подобного образовательного направления на рынке не было. Для высокотехнологичного бизнеса необходимы инновационные менеджеры-предприниматели, коммерциализующие перспективные проекты. Они разбираются в венчурном инвестировании, способны выстраивать бизнес и разговаривать на одном языке с инвесторами и изобретателями. Подготовка таких профессионалов - задача кафедры инновационного менеджмента. Для меня этот курс был как вода в пустыне.
Во вторую (и главную) очередь, это преподавательский состав. Создал и руководил кафедрой тогда Эдуард Фияксель. Это крайне интересный, современный и успешный предприниматель, к тому же федеральный инвестор и научный деятель. Он собрал лаконичную команду, поэтому теория аккуратно разбавлялась деловыми играми, командными заданиями, бизнес-примерами, что напоминало MBA. Было приятно слушать теорию через практику.
В-третьих, Вышка с радостью принимала студентов из других вузов. На удивление, эти студенты серьезно убеждены в пользе магистратуры в филиале. Вышка притягивает талантливых и умных людей, и я благодарен ей за это окружение. В ВШЭ обзавелся множеством друзей и профессиональных коллег, здесь же познакомился со своей женой Евгенией. У нас сейчас две дочки Ульяна и София.
Чем Вы занимались (в плане работы или саморазвития) во время учебы в Вышке? И чем стали заниматься после окончания магистратуры?
- С начала нулевых я увлекался физикой, электронными устройствами и информационными технологиями. Еще будучи школьником, я осознал, что интернет - это драйвер роста всевозможных деловых и социальных процессов, как в ХIX веке электричество. С тех пор я конструирую информационные системы, и с 15 лет работаю на себя. В студенчестве мой вектор был IT + бизнес. Это сопровождалось постоянным потоком проектов: интернет-телевидение, развлекательные порталы, сервисы, в том числе социальная сеть и система оценки качества образования для ВШЭ, которую в 2008-2010 мы применяли во вузе с Дмитрием Шпилевым. Во время учебы в магистратуре удалось запустить бизнес по созданию сложных нагрузочных приложений с аналитикой. Возглавил управленческую команду Кирилл Багаев, талантливый выпускник ВШЭ. У компании был хороший спрос в Москве - с нами сотрудничали Администрация Президента, министерства, общественные организации и государственные компании. Еще в магистратуре опыт создания и продвижения различных проектов позволил мне увидеть серьезные барьеры в развитии высокотехнологичных компаний в РФ.
Не было законодательной платформы для рынков: телемедицины, краудинвестинга, блокчейна, криптовалют, больших данных, удаленных верифицирующих сервисов и т.д. Отсутствовали экосистемные требования к поддержке именно российских технологий, повсеместное применение иностранного программного обеспечения и тотальная интеграция иностранных стандартов. К примеру, шрифт официальных документов государства и вузов Times New Roman - иностранный и коммерческий.
Это помогло сместить мой фокус в сторону IT+экономики для поддержки разработчиков из России и для создания новых рынков.
Расскажите, что было дальше? Вы руководили проектами Института развития Интернета, который возглавлял советник президента Г. Клименко...
- Через два года после окончания магистратуры я стал директором по проектной деятельности в Институте развития интернета. Организация создана по поручению Президента, а председателем совета учредителей был советник Президента Герман Клименко. Главная задача - общение с экспертами и лидерами IT-отрасли, министерствами и депутатами для снятия законодательных барьеров, формирования нужных нормативных актов и распространение лучших практик применения IT в государстве, бизнесе и обществе.
Моя задача - проектирование точек роста. Информационные технологии выводят консервативные отрасли на новые уровни развития: интернет-образование, интернет-торговля, интернет-финансы, интернет-медицина, интернет-транспорт, интернет-город, интернет-госуправление, применение сквозных технологий. В мою работу входило много интересных тем: исполнение поручений Президента, импортозамещение, мессенджеры, госстандарты дизайна. Закон об НДС на иностранные компании, льготы на страховые взносы для IT-компаний, телемедицина, пилотные проекты по импортозамещению, российский софт для чиновников - эти инициативы уже приносят многомиллиардную пользу рынку и бюджету страны.
Сегодня же эта работа называется не «Интернет-экономика», а «Цифровая экономика», и помимо внимания прибавились бесконечная бюрократизация.Главное - не забыть, что эта работа для граждан и для экономики.
Вы сооснователь Российской ассоциации криптовалют и блокчейна. Криптовалюта по прежнему вне закона, что удалось вам сделать?
- Далее с пути поддержки технологий в России я не сходил. В 2017 году совместно с Юрием Припачкиным и Германом Клименко основал Российскую ассоциацию криптовалют и блокчейна (РАКИБ) и стал директором.
Мы собрали компетентную команду партнеров - Центробанк, ВЭБ, ВТБ, Сбербанк, Росатом, Ethereum, IBM, QIWI, Финам, Acronis, Waves и других. Наша повестка уже в первые недели получила внимание таких американских СМИ, как Bloomberg и Forbes. А за первый месяц нам удалось донести свою позицию до министров и ответственных органов власти, включая заинтересованных глав регионов. Мы объяснили перспективность применения блокчейна для повышения доверия и прозрачности старых процессов и позитивные последствия легализации криптовалют. Удалось собрать 4500 активистов, предпринимателей и экспертов, сформировать и запустить законопроекты по криптовалютам и краудинвестингу. Всё с учетом постоянного обмена опытом с международными партнерами. Удалось сформировать региональные центры компетенции по блокчейну и иницировать пилотные проекты по внедрению блокчейна.
Но сейчас мяч на стороне регуляторов и блокчейн-команд. Согласование международных стандартов и формирование лучших практик внедрения поможет создать план применения блокчейна и криптовалют в экономике страны.
Вы являетесь участником государственных советов по цифровой экономике в Совете федерации и Государственной думе. Чем вы занимаетесь сейчас?
- В этом году я сконцентрировался на новом проекте - преобразовании приоритетных отраслей экономики России от социальных услуг до промышленности с помощью применения российских цифровых платформ. Для этого создана автономная некоммерческая организация «Цифровые платформы». Структура формирует экспертную базу развития цифровой экономики для власти в интересах бизнеса и общества.
Важнейшие вещи в цифровой экономике это поддержка источников инноваций - малого и среднего бизнеса, - и ориентация на гражданина для увеличения качества жизни в стране. Для этого мы продвигаем лучшие IT-практики и не жадничаем, а помогаем странам-партнерам из ЕАЭС и БРИКС. Сейчас мы формируем каталог приоритетных практик на сайте цифровых платформ.
Каковы ваши рекомендации абитуриентам, которые думают о поступлении на магистерскую программу "Менеджмент"?
- Если вы созидатель и хотите не только смотреть на высокие технологии, но и организовывать их, то поступайте не глядя. В Вышке я закончил бакалавриат, магистратуру и MBA, брал студентов вуза на работу. Каждые полгода меняются задачи в бизнесе так, что ни один работодатель в России не скажет, какие условия и требования будут к работникам через 2-3 года, даже если этот работодатель - вы сами.
Поэтому учеба в магистратуре, в первую очередь, помогает укреплять своеобразный «фундамент судьбы». И чем быстрее эта учеба произойдет, тем легче претендовать на высокие позиции в мире. Потому что современные инновации - это катализатор мировой экономики, а инновационные менеджеры - катализаторы этого мира. Ориентируйтесь не на успех в городе, или даже стране, ориентируйтесь на успех на континенте и в мире. Потому что необходимые мозги, поддержка и образовательные возможности для этого есть.