Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
В предлагаемом кейсе описана непростая ситуация необходимости внедрения организационных изменений – культуры safety - в провинциальном производственном подразделении лидирующей мировой компании Pasabahce-Russia - заводе Посуда. Сложность внедрения организационных изменений усугубляется характерным для предприятия клановым типом корпоративной культуры, определяющейся традиционализмом, паттернализмом, централизацией управления, директивным стилем коммуникаций и реактивным типом управления, отсутствием единого взгляда на ситуацию со стороны топов компании.
Актуальность (контекст) тематики статьи. Россия является мировым лидером по числу женщин, входящих в состав управленческих органов в спорте высших достижений. При этом профессиональная мотивация женщин, осуществляющих деятельность в сфере бокса, и ее связь с психологическим благополучием не были специальным предметом изучения. Вместе с тем, целенаправленное управление мотивацией сотрудников могло бы способствовать повышению их профессиональной эффективности, удовлетворенности реализацией себя в профессиональной сфере и, вследствие этого, достижению устойчивого психологического благополучия.
Цель данной работы: изучить профессиональную мотивацию женщин, являющихся сотрудниками Федерации бокса России (ФБР), и ее связь с психологическим благополучием.
Описание хода исследования. Было проведен опрос 39 женщин в возрасте от 23 до 59 лет, являющихся членами ФБР. Для исследования профессиональной мотивации были использованы опросник профессиональной мотивации Э. Деси и Р. Райана (в адаптации E.Н. Осина, Т.Ю. Ивановой, Т.О. Гордеевой) и авторская анкета. Для изучения психологического благополучия применялась шкала К. Рифф в адаптации Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной.
Результаты исследования позволили определить факторы привлекательности деятельности в ФБР, где лидирующее место занимают «интерес к деятельности», «возможности профессионального развития» и «коллектив». Внутренняя профессиональная мотивация доминирует, что согласуется с данными о привлекательности выполняемой деятельности в ФБР вследствие интереса к ней, возможности личностного развития, ощущения психологического благополучия от процесса и результатов своей деятельности. Установлены положительные корреляционные связи автономной профессиональной мотивации с психологическим благополучием.
Выводы. Полученные данные позволили описать профессиональную мотивацию женщин, работающих в ФБР, и ее связь с психологическим благополучием.
Ключевые слова: профессиональная мотивация, теория самодетерминации, психологическое благополучие, бокс, женщина в боксе
Цель исследования. Оценка распространённости насилия среди детей, родившихся в России в 1980-ые годы, в начале 1990-ых, и в конце 1990-ых годов c помощью ретроспективного опроса молодежи.
Контекст и актуальность исследования. Оценка распространённости насилия над детьми представляет собой не решенную до конца научную и методическую проблему. Существуют разногласия в подходах к оценке распространённости насилия, в интерпретации полученных результатов. Однако главной проблемой является проблема надежных измерительных инструментов. Многие исследования показывают широкую вариативность в оценке распространенности и даже в сравниваемых параметрах; еще большие расхождения возникают, если речь идет о выявлении факторов и последствий насилия над ребенком. Такая широкая вариативность оценок связывается с недостаточным качеством самих измерительных инструментов и процедур исследования.
Дизайн исследования. В работе анализировались данные о распространённости насилия у «постсоветских детей», «детей 90-ых» и «детей 21 века». Наличие и характер взаимосвязи проверялись с помощью методов математической статистики (корреляционный анализ и анализ значимости различий).
Выборка исследования: Выборка исследования состояла из 537 человек в возрасте от 18 до 24 лет (M=20,23, SD =1,84), проживающих на территории Российской Федерации. Выборка респондентов 2006 года включала в себя 144 человека (25,7% мальчиков, 74,3% девочек), 2012 года - 203 человек (36,4% мальчиков, 63,6% девочек), 2018 года - 190 человек (35,7% мальчиков, 64,3% девочек).
Методы. Международный опросник ICAST-R (ICAST - Retrospective) (в адаптации Е.Н. Волковой, О.М. Исаевой).
Результаты. Сравнительный анализ распространённости насилия у «детей 21 века», «постсоветских детей» и «детей 90-ых» показал, что между этими группами наблюдается скорее сходство, чем различия в выраженности видов, форм насилия и частоты их встречаемости (за исключением случаев сексуального насилия, процент случаев которого значительно снижается от 2006 года исследования к 2018-ому году).
Основные выводы. Ретроспективный опрос молодежи с помощью ICAST – R позволяет оценить распространённость насилия среди детей, а также состояние системы защиты детей от насилия и содержание общественных представлений в отношении насилия над детьми.
В статье представлены результаты исследования особенностей психологического благополучия преподавателей российских университетов как условия их психологической готовности к организационным изменениям. В исследовании приняли участие преподаватели (101 человек; 12,9% мужчин, 87,1% женщин) менеджмента, экономики, психологии, педагогики, права в возрасте от 22 до 62 лет. В ходе исследования были использованы психодиагностическая методика «Готовность к организационным изменениям» Д.Холта в адаптации Е.Наумцевой, Методика оценки психологического благополучия К. Рифф в адаптации Трошихиной Е., Жуковской Л. Результаты исследования показали высокий уровень информированности преподавателей о предстоящих изменениях – внедрении дистанционной формы обучения: 92% респондентов понимают содержание и сущность изменений. Отношение преподавателей к изменениям скорее отрицательное: 80,2% преподавателей негативно относятся к вводимым изменениям. Около трети преподавателей (28,7%) не хотят участвовать в нововведениях и поддерживать их, а 27,7% - занимают нейтральную позицию в этом вопросе. Вместе с тем, уровень собственных знаний для внедрения нововведений оценивается преподавателями как более, чем достаточный (только 7,9 - 12,9% не уверены в своих силах для обеспечения нововведений). Личное отношение к нововведениям напрямую зависит от уровня психологического благополучия преподавателя. Готовность преподавателей университетов поддержать руководство в вопросах внедрения организационных изменений и готовность реализовывать предлагаемые нововведения также связаны с характеристиками психологического благополучия. Проведенное исследование показало наличие связи уровня психологического благополучия и готовности преподавателей университетов к организационным изменениям. Уровень психологического благополучия может выступать предиктором готовности преподавателей университетов к нововведениям.
В статье представлен обзор исследований 1999-2020 годов, посвящённых проблеме развития эмоционального интеллекта, выполненных с использованием баз данных научного цитирования Scopus и Web of Science. Отбор публикаций для анализа осуществлялся на основе рекомендаций PRISMA-2009. Для детального анализа было отобрано 58 статей, объединённых в шесть направлений исследований. В ходе проведенного обзора были выявлены предпосылки и условия развития эмоционального интеллекта, рассмотрены методы, технологии, средства развития эмоционального интеллекта, актуальные направления развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного и школьного возрастов, студентов, а также специалистов различных профессий.
Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций» адресован науч-ным работникам, руководителям и специалистам органов государственного и муниципального управления, менеджменту предприятий и организаций, преподава-телям, аспирантам, студентам и другим заинтересованным лицам.
В статье приводятся результаты исследования гендерной специфики личностного компонента в структуре карьерного потенциала у студентов-будущих менеджеров. Выявление уровня сформированности составляющих карьерного потенциала на начальном этапе обучения в вузе позволит наметить программу гармонизации компонентов карьерного потенциала и реализовывать ее на каждой ступени вузовского обучения, с учетом возрастных, личностных особенностей и профессиональной направленности студентов. В исследовании приняли участие 275 студентов 18-19 лет, из них 123 юноши и 152 девушки. В результате было обнаружено, что юноши, по сравнению с девушками, показали более высокий уровень развития по ряду параметров мотивационной, регулятивной и эмоциональной характеристик личностного компонента в структуре карьерного потенциала, что в будущем может стать основой для их быстрого карьерного роста. Обозначена необходимость разработки и внедрения программ поддержки индивидуального карьерного пути студента вуза.
В настоящем сборнике кейсов представлен опыт компаний, реализующих систему управления талантами.
Описаны лучшие практики оценки и развития талантов, существующие в компаниях Сбербанк, Amway, Heineken, Hoff, Pasabahce.
Книга адресована специалистам в области HR-менеджмента, интересующимся вопросами управления талантами, студентам, обучающимся по направлению «Менеджмент», «Управление человеческими ресурсами», а также широкому кругу читателей.
Цель исследования: провести оценку сформированности надпрофессиональных компетенций (soft skills) у будущих менеджеров с помощью методов психологической диагностики и графологии. Дизайн исследования. Оценка надпрофессиональных компетенций будущих менеджеров (целеустремленность, коммуникабельность, критическое мышление, креативность, гибкость мышления) проходила в три этапа. На первом этапе была проведена оценка развития навыков с использование методов психологической диагностики: «Анаграммы» А. Зака, «Диагностика мотивации достижения» А. Мехрабиана, тест «Закончи рисунок» Э. П. Торренса, «Тест критического мышлении» Ю. Ф. Гущина, «Диагностика коммуникативной социальной компетентности» Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова. На втором этапе оценка этих же навыков проводилась с помощью графологической экспертизы. На третьем этапе был проведен сравнительный анализ полученных результатов. В исследовании приняло участие 390 человек – студентов факультета менеджмента НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. Результаты. Диагностика уровня развития надпрофессиональных компетенций будущих менеджеров, проведённая с помощью методов психологической диагностики, показала высокий уровень развития «коммуникабельности» у 86% студентов и высокий уровень развития «критического мышления» у 89% респондентов. Для 96% студентов характерен низкий уровень развития «целеустремленности». Около половины студентов имеют низкие показатели по «гибкости мышления» (41%) и «креативности» (55%), вторая половина отличается средним уровнем развития этих надпрофессиональных компетенций (59% и 45% соот- ветственно). Результаты оценки надпрофессиональных компетенций будущих менеджеров на основе графологической экспертизы в незначительной степени подтвердили результаты, полученные с помощью методов психологической диагностики. Обнаружились различия в интерпретации результатов самими графологами, что может свидетельствовать о субъективности и ненадёжности графологического анализа как метода оценки надпрофессиональных компетенций. Ценность результатов. Такие надпрофессиональные навыки, как: целеустремленность, креативность, коммуникабельность, критическое мышление, гибкость мышления, - не представляется возможным оценить с помощью графологической экспертизы. Для их оценки стоит использовать более надёжные и валидные методы оценки.
Учебный курс посвящен качественным методам принятия управленческих решений. Структура курса состоит из двух блоков: принятие решений (темы 1—3) и принятие управленческих решений (темы 4—7). Особое внимание уделено роли субъектных (психологических) факторов принятия решений. Проводится сравнение нормативного и дескриптивного подходов к анализу процессов принятия управленческих решений. Учебник содержит полный комплект методического оснащения: лекции, практикум (вопросы для самопроверки, кейсы, проблемные ситуации, психологические опросники), темы рефератов, итоговый тест, глоссарий и список рекомендуемой литературы. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Учебник предназначен для студентов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика».
В статье обсуждается вопрос развития эмоционального интеллекта у студентов – будущих HR – менеджеров. Представлен опыт организации сетевого взаимодействия кафедры организационной психологии НИУ «Высшая школа экономики» в Нижнем Новгороде и HR-менеджеров компаний-партнеров как способа развития эмоционального интеллекта у студентов, обучающихся на специализации «Управление человеческими ресурсами». Представлены направления, задачи, формы сетевого взаимодействия, необходимые ресурсы, а также роли, реализуемые партнерами. В статье обращается внимание на важность создания условий для междисциплинарной коммуникации в процессе обучения, «ухода» от главных и второстепенных форм обучения для развития эмоционального интеллекта, разработки обобщающего самостоятельного курса «Эмоциональный интеллект».
В учебнике проанализированы и обобщены современные представления о карьере и карьерных процессах. Конкретизируются стратегии и механизмы построения успешной карьеры. Особое внимание уделено отборочным технологиям при трудоустройстве в организацию, а также планированию карьерного пути посредством персонального бренда. Предложены задания для самоконтроля и самопознания. Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Менеджмент», а также для пред-ставителей других специальностей, интересующихся проблемами управления карьерой.
Аннотация. Международная программа «Направляемый диалог» (ICDP) представляет собой эффективную практику работы с родителями с целью повышения качества их взаимодействия с детьми. В основе программы «Направляемый диалог» лежит идея о том, что наилучшим образом помочь детям можно посредством обучения и развития взрослых, воспитывающих детей. Такая практика работы способствует формированию благополучия детей. В результате обучения родителей основным принципам хорошего взаимодействия, в числу которых относят: проявление любви к ребенку, следование инициативе ребенка, похвала и невербальное общение с ним; умение концентрировать внимание ребенка на окружающих предметах и явлениях, придавать смысл этому, расширять значение полученных знаний, а также регулировать поведение ребенка позитивным образом, путем постепенного объяснения границ дозволенного, - у родителей формируется положительный образ себя как воспитателя, появляется уверенность в себе, своих силах, что проецируется и на ситуацию детей. У ребенка также формируется уверенность в себе, вера в успех и готовность преодолевать препятствия, чувство защищенности и доверия к окружающему миру, что и является традиционными психологическими признаками эмоционального благополучия. Кроме того, центральное место в программе уделено развитию эмоционального интеллекта родителей. В ходе обучения по программе ICDP удается развить основные способности эмоционального интеллекта родителей: идентификацию эмоции, использование эмоции, понимание эмоции и управление эмоциями для эффективной деятельности. Родители расширяют свой эмоциональный словарь; научаются понимать причины своих эмоциональных состояний и состояний своих детей; понимать, к чему может привести продолжительное нахождение детей в том или ином эмоциональном состоянии; становятся способными эффективно использовать текущее эмоциональное состояние или управлять им, если этого требует ситуация. Развитый эмоциональный интеллект родителей способствует формированию эмоционального благополучия их детей.
Лидерство представлено как междисциплинарная и прикладная отрасль знания, изучающая различные аспекты этого явления в контексте общества и культуры, организации, личностного развития. Раскрыты подходы к пониманию лидерства и менеджмента, рассмотрены классические и современные теории лидерства, вопросы глобального и женского лидерства, взаимодействие лидера и последователей, соотношение власти и влияния, личность и компетенции современного лидера. Каждая глава учебника сопровождается практикумом: вопросами для самопроверки, заданиями для группового обсуждения и индивидуального размышления, примерами из жизни лидеров бизнеса. Предложены темы домашнего задания, глоссарий. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Учебник предназначен для студентов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Управление персоналом» и другим социально-экономическим направлениям.
В монографии обоснована необходимость развития эмоционального интеллекта в профессиональной подготовке HR-менеджеров и представлены пути его развития: описана сетевая модель развития эмоционального интеллекта студентов – будущих HR – менеджеров в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород и тренинг «Развитие эмоционального интеллекта».
Информация, содержащаяся в монографии, может быть использована руководителями и HR – менеджерами организаций в ходе их практической деятельности и может быть полезна студентам высших учебных заведений, обучающихся по управленческим направлениям.
Целью нашего исследования было определить роль эмоционального интеллекта в деятельности менеджера по управлению персоналом. Дизайн исследования. На первом этапе исследования с помощью Теста эмоционального интеллекта Е. А. Сергиенко и Е. А. Хлевной была проведена диагностика уровня сформированности эмоционального интеллекта в группе менеджеров по управлению персоналом, работающих в нижегородских бизнес-компаниях (N = 161). На втором этапе с помощью авторского опросника выявлялись представления менеджеров по управлению персоналом (N = 49) о роли эмоционального интеллекта в их деятельности. Результаты. Диагностика эмоционального интеллекта выявила, что типичным для менеджеров по управлению персоналом является средний уровень сформированности общего эмоционального интеллекта. При этом испытуемые с высоким и низким уровнями сформированности также распределяются вокруг среднего уровня. Средний уровень эмоционального интеллекта и отсутствие корреляций с профессиональным стажем и карьерным ростом позволяет предположить, что в современных условиях влияние эмоционального интеллекта на эффективность деятельности менеджера по управлению персоналом невысокo. Вероятными причинами этого являются автоматизация и компьютеризация рабочих процессов, которые уменьшили долю и значение непосредственных контактов менеджера по управлению персоналом с сотрудниками компании. Результаты опроса показали, что менеджеры по управлению персоналом высоко оценивают роль эмоционального интеллекта в своей деятельности. В то же время они не до конца осознают отличие эмоционального интеллекта от других видов интеллектуальных способностей, а также роль отдельных его структурных элементов. По оценке менеджеров по управлению персоналом, эмоциональный интеллект необходим при решении широкого круга профессиональных задач, большинство из которых связано с выполнением традиционных функциональных обязанностей: подбор, обучение и мотивация персонала. Сравнение результатов диагностики сформированности эмоционального интеллекта и оценки его роли в профессиональной деятельности обнаруживает между ними «разрыв». Наличие этого разрыва имеет два возможных варианта объяснения: 1) высокая оценка менеджерами по управлению персоналом роли эмоционального интеллекта опирается на традиционные представления о содержании и средствах выполнения этой деятельности и не в полной мере отражает происходящие в ней изменения; 2) средний уровень сформированности эмоционального интеллекта является результатом недостаточного его развития с помощью обучающих программ. Ценность результатов. Полученные результаты могут быть использованы в профессиональном консультировании, при отборе и обучении менеджеров по управлению персоналом.
По типу статья является кейсом. Цель – представить практику мониторинга и анализа сопротивления изменениям в преподавательской среде и возможные управленческие решения данной проблемы на примере Института экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Методологической основой исследования стали современные знания: о негативной роли сопротивления в успешном проведении организационных изменений; о комплексной природе феномена сопротивления, включающего в себя как психологические механизмы, так и поведенческие признаки; о необходимости различать причины и организационные факторы сопротивления изменениям. В исследовании использован опросник количественной оценки силы сопротивления и влияния причин и факторов сопротивления изменениям университетских преподавателей. В основу методики положена авторская систематизация психологических причин и организационных факторов сопротивления изменениям. Респондентами выступили 170 преподавателей Института экономики и предпринимательства – более 50 % всего их штатного состава института. В результате исследования было обнаружено, что: 1) сопротивление преподавателей изменениям имеет среднюю силу и преимущественно пассивную форму; 2) ведущими причинами возникновения сопротивления изменениям выступают страх перед негативными последствиями изменений и несоответствие изменений академическим ценностям; 3) основным фактором сопротивления является несовершенная система организационных коммуникаций. Перспектива исследования состоит в совершенствовании методики оценки сопротивления преподавателей изменениям и ее апробации во всех структурных подразделениях университета. В ходе организационных изменений в университете важно учитывать, что сопротивление преподавателей изменениям происходит преимущественно в пассивной форме, что может создавать иллюзию его отсутствия. Для формирования реального представления о сопротивлении необходимо проводить количественную и дифференцированную по отдельным направлениям оценку его силы.
Преодоление сопротивления требует, прежде всего, профилактики страха негативных последствий изменений. Решение этой задачи предполагает включение преподавателей в процесс планирования изменений и проведение активной информационно-разъяснительной работы по поводу возможных последствий изменений. Важную роль в уменьшении сопротивления изменениям играет также разрешение конфликта между академическими и предпринимательскими ценностями. Это требует управления ценностями и создания на этой основе новой интегрированной организационной культуры. Основным организационным барьером сопротивления изменениям выступает система коммуникаций: она не обеспечивает полного и своевременного информирования сотрудников о проводимых изменениях и нуждается в совершенствовании. Оригинальность полученных результатов состоит в том, что в условиях организационных изменений конкретного университета выявлены иерархия причин возникновения и факторов сопротивления преподавателей проводимым изменениям.
В статье описаны различные социальные мотивы использования социальных сетей (поддержание и развитие отношений, принадлежность к группе и самопрезентация). Результаты исследования показали, что пользователи социальных сетей (n = 579) могут быть разделены на четыре различных профиля в зависимости от выраженности у них той или иной мотивации использования социальных сетей (1 – умеренная ориентация на принадлежность и самопрезентацию; 2 – ориентация на поддержание социальных отношений; 3 – низкая социальная мотивация; 4 – высокая социальная мотивация. Сравнение пользователей из разных профилей по их личностных чертам и поведению в сети показало, что пользователи с высокой социальной мотивацией демонстрируют наиболее высокий уровень экстраверсии, доброжелательности и открытости опыту по сравнению с индивидами из других профилей. Пользователи из профиля «ориентация на поддержание социальных отношений» не отличаются от пользователей с низкой социальной мотивацией по уровню Доброжелательности и Открытости опыту, а пользователи из профиля «умеренная ориентация на принадлежность и самопрезентацию» от пользователей с высокой мотивацией по уровню Нейротизма и Открытости опыту.
В целом респонденты из профиля с высокой социальной мотивацией демонстрируют наиболее интенсивное использование С С по всем параметрам поведения. Меньше всего различий в поведении в С С наблюдается между респондентами из профилей «ориентация на поддержание социальных отношений» и «низкая социальная мотивация», а также «умеренная ориентация на принадлежность и самопрезентацию» и «высокая социальная мотивация».
В учебном пособии представлены теоретические и методологические основы проблемы эффективного взаимодействия взрослого и ребенка. Описан системный подход к обучению взрослых: родителей, воспитывающих собственных детей, а также специалистов, работающих с детьми и их родителями.
Особое внимание в учебном пособии уделено фасилитации как основному инструменту обучения. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся вопросами воспитания и развития детей, и рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов бакалавриата и магистратуры высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим специальностям.