Главная технология обучения в школе, как и самонаучения взрослого в течение всей жизни, — «текст как модель»: умение читать, анализируя и соединяя вновь узнанное с уже известным, расширяя тем самым свое знание; находить собственные смыслы в тексте, обрабатывать их и, интерпретируя текст, превращать его в новое знание. Таким образом чтение становится не только источником информации, но и средством генерирования новых знаний.

Лев Любимов

14 июня — день рождения Льва Львовича Любимова. Заслуженного профессора НИУ ВШЭ, экономиста, историка, лингвиста. Человека невероятной эрудиции, незаурядной доброты и отзывчивости, с горячим сердцем и обостренным чувством справедливости, обладавшего даром говорить просто о сложном...

Продолжая традицию, в память о выдающемся учителе, об одном из основателей нижегородского кампуса Высшей школы экономики, о прекрасном человеке, мы проводим Третью конференцию «Читающая школа».

Откроет конференцию вернисаж картин школьников общеобразовательных организаций Нижнего Новгорода в ауд. 102 в 10.00

Выставка работ школьников «Я учусь!» организована в рамках просветительского проекта НИУ ВШЭ — Нижний Новгород «Культурная среда», который адресован не только студентам и преподавателям Высшей школы экономики, но и всем жителям Нижнего Новгорода. Автор и куратор проекта «Культурная среда» — профессор Геннадий Рябов.

Вернисаж картин в год «Педагога и наставника» мы посвящаем памяти основателя НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, нашему наставнику Любимову Льву Львовичу.


Читательские клубы


родителям и учителям:
о детской литературе

психологам и учителям: чему дети учатся не в школе

руководителям и учителям: как построить старшую школу  

учителям об олимпиаде по литературе: что читать и как читать  

библиотекарям и учителям:
о новом пространстве для чтения 

неравнодушным взрослым: о «Мальчике, который хотел быть вертолетом»  

Тематические треки конференции

  • Художественная литература
  • Профессиональная литература

Для кого конференция?

 для руководителей образовательных организаций  

 для учителей, воспитателей, психологов и других специалистов сферы образования

 для преподавателей и студентов 


Программа конференции

Аудитория 102 

11:00 - 12:20 

нажмите на номер аудитории, чтобы развернуть
О хорошей детской литературе

Аудитория 102 

12:30 - 13:50

нажмите на номер аудитории, чтобы развернуть
Олимпиада по литературе: что читать и как читать

Для всех и всегда 

нажмите на название, чтобы развернуть

Страница памяти Льва Любимова

 

Аудитория 113 

12:30 - 13:50 

нажмите на номер аудитории, чтобы развернуть
Библиотеки XXI в.: новое пространство для чтения

Аудитория 210 

11:00 - 12:20

нажмите на номер аудитории, чтобы развернуть
Как построить старшую школу

Аудитория 210 

12:30 - 13:50

нажмите на номер аудитории, чтобы развернуть
«Мальчик, который хотел быть вертолетом»

Аудитория 102


Читать — не перечитать

Читательский клуб для воспитателей детских садов, учителей начальных классов и словесности, родителей детей 3 - 12 лет.

Ксения Деменева (НИУ ВШЭ - Нижний Новгород), доцент Департамента литературы и межкультурной коммуникации

Многих родителей волнует вопрос: что делать, если дети не хотят читать. Это трудно осознать, но детская книга, как и любая другая, устаревает, и то, что одно поколение читало запоем, другое в руки уже не возьмет. Рынок детской литературы в современной России — один из самых динамичных: множество издательств, тысячи новинок, молодые и состоявшиеся авторы. Но все это как будто за кадром и не на слуху. Детская книга может попасть к ребенку через родительский фильтр, реже — через библиотеку и друзей. Поэтому начинать надо не с детей, а с себя: узнавать новое, добираться до тех полок в книжном, где нет яркой рекламы и стендов.

Современная детская литература пишется не только для детей, но и для взрослых, которым не хочется расставаться с детской книгой. Таких много. Детская книга, как правило, содержит минимум описаний и длиннот, в ней яркий сюжет, привлекательные персонажи. Не надо прилагать усилия и продираться сквозь текст. На читательском клубе мы посмотрим разные детские тексты, переводные и отечественные, чтобы сформировать список детского чтения на лето для младшей и средней школы.

Александра Зайцева «Соль»

Это книга про то, о чем дети хотят знать, но взрослые боятся даже думать. В ней есть соляная пустыня, стаи собак, таинственный Псарь и ответ на вопрос, что будет, если...

Мария Парр «Вафельное сердце»

В этой скандинавской, чуть медлительной книге много уюта и тепла. Она для мечтательных детей и уставших от суеты взрослых.

Серия комиксов «Эмиль и Марго»

Французский комикс — не просто серия смешных картинок, а настоящее искусство. На эту серию ваш ребенок точно подсядет и вы скупите ее всю.

Виктория Ледерман «Светлик Тучкин и Пузырь желаний»

Просто хорошо написанная книга от уже признанного автора, по произведениям которого снимают фильмы. Динамичный сюжет не дает оторваться от книги до самого финала.

Нина Дашевская «Я не тормоз»

Нина Дашевская одна из первых в российской литературе стала поднимать неудобные темы: детская инвалидность, аутизм, травля в школе. Ее книги позволят поговорить с ребенком о тех проблемах, которые замалчиваются.

И под занавес читательского клуба писатель Ксения Комарова прочитает два коротких рассказа для дошколят и школьников.

Любимов Лев Львович 1936 – 2021


Лев Любимов был одним из создателей Вышки, внес бесценный вклад в ее развитие. Подготовкой профессиональных кадров для преподавания он занимался с первых дней основания университета, с 1995 г. являлся первым проректором, с 2006 г. — заместителем научного руководителя ГУ-ВШЭ.

Ему также принадлежит заслуга создания региональных кампусов ВШЭ в Нижнем Новгороде, Перми, Санкт-Петербурге, а также университетских округов на базе филиалов.

Страница памяти Льва Любимова

Аудитория 210


Как построить старшую школу

Читательский клуб для руководителей образовательных организаций, управленческих команд и учителей.

Рустам Байбурин, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ

В этом году Лицею НИУ ВШЭ 10 лет. Лицей - старшая школа, построение которой базируется на мечте о другой школе, где от учащегося будет зависеть не меньше, чем от взрослого; где будет реализована учебная и внеучебная самостоятельность и ответственный выбор ученика; где будет реальное многообразие и равноправие; где образовательные результаты будут не только предметными.

В 2022 году авторский коллектив создателей лицея опубликовал электронную книгу "Лицей НИУ ВШЭ. Десятилетний опыт и возможность масштабирования". 

Предлагаем участникам клуба обсудить, какие образовательные и управленческие технологии Лицея, описанные в книге, могут быть перенесены на реальность других образовательных организаций. Нуждаются ли школы в таких технологиях, при каких условиях считают возможным их реализацию и, в целом, готовы ли сегодня школы к инициативным изменениям для того, чтобы побороться за внимание и интерес старшеклассников? Обратная связь для авторов книги и появление идей о том, какой ещё может быть новая старшая школа, станет хорошим результатом работы клуба.

Лицей НИУ ВШЭ. Десятилетний опыт и возможность масштабирования. - Москва : ВШЭ, 2022. Электронная версия книги.

 

Аудитория 102


Олимпиада по литературе: что читать и как читать

Читательский клуб для учителей литературы, олимпиадных наставников старшеклассников.

Мария Гельфонд (НИУ ВШЭ - Нижний Новгород), доцент Департамента литературы и межкультурной коммуникации

На разных этапах всероссийской олимпиады школьников по литературе и в перечневых олимпиадах участникам нередко предлагаются для интерпретации стихотворения современных авторов. Чаще всего они сильно отличаются и от классических произведений, и даже от тех условно современных стихотворений, которые включаются во вторую часть ЕГЭ по литературе.

Отсутствие заглавных букв, привычной ритмики и строфики, плотный слой аллюзий и реминисценций, невозможность увидеть традиционного лирического героя и отнести стихотворение к какой-то привычной тематике — все это часто пугает неподготовленного читателя. А как его подготовить? Как научиться читать современную поэзию, думать о ней, воспринимать ее?

Обо всем этом мы поговорим, читая и комментируя стихи современных авторов — Льва Лосева, Алексея Цветкова, Тимура Кибирова, Григория Дашевского, Сергея Гандлевского, Марины Бородицкой, Вадима Жука, Полины Барсковой, Германа Лукомникова.

А пока предлагаем участникам клуба подумать об одном стихотворении Сергея Гандлевского:

Стоит одиноко на севере диком

Писатель с обросшею шеей и тиком

Щеки, собирается выть. Один-одинешенек он на дорогу

Выходит, внимают окраины Богу,

Беседуют звезды; кавычки закрыть.

• 1994

Аудитория 113


Современная школа и современная библиотека: новое пространство для чтения

Читательский клуб для библиотекарей, учителей и родителей школьников.

Анна Перевезенцева (НИУ ВШЭ - Нижний Новгород), начальник отдела аспирантуры 

Библиотека XXI века. Какая она?

Реальные и виртуальные книжные и библиотечные ресурсы, облачные технологи, арт-пространства для чтения и неформальной творческой работы, киностудии для создания буктрейлеров, новые образовательные проекты... Здесь можно встретиться с книгами, творческими людьми, посетить выставку современного искусства, обсудить прочитанное, получить рецензию и рекомендации.

Какую помощь и поддержку может оказать библиотека города, района учителям и сотрудникам школьных библиотек? Какими возможностями располагает современная библиотека и что из этого наиболее востребовано в образовательном процессе? Какие форматы работы позволяют глубже погрузиться в текст художественного или научно-популярного произведения, обнаружить заложенные в нем смыслы? Наш читательский клуб посвящен обсуждению запроса со стороны образовательных учреждений и успешной практики библиотек.

Приглашенные гости:
Анна Викторовна Сайченкова, заведующая отелом инновационно-методической и библиографической деятельности НГОДБ им. Т.И.Мавриной, «Инновационные практики продвижения чтения: мультимедийные технологии в библиотеке»

Александра Морунова, главный библиотекарь филиала им. П.И.Мельникова-Печерского МКУК ЦБС Сормовского района, «Творческий вектор в работе с текстом»

Балабанова Наталья Леонидовна, заведующая отделом обслуживания центральной районной библиотеки им. В.Г.Короленко, «Визуалит»: от изображения к тексту»

Скворцова Светлана Петровна, заведующая центральной районной детской библиотекой им. А.М.Горького, «Читаем вместе, читаем по-новому: из опыта работы модельной библиотеки»

Варочкина Ирина Викторовна, главный библиограф методико-библиографического отдела по работе с детьми, МКУК ЦБС Автозаводского района, «Использование артбиблиографических пособий в работе с детьми школьного возраста».

Ул. Звездинка, 5, НГОДБ им. Т.И.Мавриной

14:30 – 16:00

Методическая экскурсия для педагогов и школьных библиотекарей «Инновационные практики продвижения чтения: мультимедийные технологии в библиотеке»

Аудитория 210


Управление разнообразием. О «мальчике, который хотел быть вертолетом»

Читательский клуб для воспитателей дошкольных организаций, учителей, психологов, логопедов и других специалистов, а также для неравнодушных взрослых, работающих с детьми. 

Лада Силина (Владимирская обл., п. Доброград), директор ОАНО «Школа и детский сад «МИР»

Этот читательский клуб мы проводим по книге Вивиан Пейли "Мальчик, который хотел быть вертолетом". Обсуждая отрывки из книги, поговорим о роли учителя, наставника, о профессии, требующей предметной экспертизы и эмоционального интеллекта, любви к детям, искреннего уважения к маленьким людям, которые обладают навыками и умениями, утраченными взрослыми людьми.

Автор книги рассказывает удивительную историю мальчика Джейсона, замкнутого в мире своей игры с вертолетом-игрушкой и упорно не желающего выходить из этого тесного, но надежного мира. Подобные истории случаются с множеством детей, но далеко не всем выпадает счастье встретить чуткого человека, способного без педагогического насилия вывести ребенка на просторы широкого общения с другими людьми. 

Мы приглашаем участников клуба рассказать о своих педагогических историях работы с особыми детьми, технологиях социализации и управления разнообразием.

Пейли Вивиан Гасси. Мальчик, который хотел быть вертолетом / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. / Пер. с англ. под науч. ред. С. Филоновича. - Москва : ВШЭ, 2014. -  с. 
Доступна в интернет-магазинах

 

Контакты

Серова Наталья Александровна

Заместитель директора НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

email: nserova@hse.ru; тел. +7-987-756-4976

Новости

В нижегородском кампусе НИУ ВШЭ состоялась III Конференция «Читающая школа» в память о Льве Любимове, одном из основателей нижегородского кампуса Высшей школы экономики, наставнике и выдающемся Учителе.
20 июня, 2023 г.
«Читая «текст жизни», творческие люди переживают его, добавляют свои эмоции, и, преобразуя его в новые знания, выплескивают — художники на холст, музыканты на слушателя, учителя на учеников»: конференция «Читающая школа», посвященная памяти Льва Львовича Любимова - основателя нижегородского кампуса Высшей школы экономики, интеллектуала, который жил духовными интересами российского общества, открылась вернисажем художественной выставки и живым звучанием оперных арий.
20 июня, 2022 г.
Что общего между колобком, репкой и Луной? Какие из персонажей русских сказок существовали на самом деле? Воспитанники детских садов и ученики младших классов приняли участие в соревновании на звание лучшего знатока сказок в конкурсе «Кот ученый». Интерактив провели первокурсники факультета гуманитарных наук в рамках выездной школы начинающего читателя «Совенок». О том, как сказка помогает развить интерес к чтению, рассказывает участница и организатор проекта, студентка первого курса программы «Филология» Софья Гончарова.
24 июня, 2021 г.
«Мы пригласили педагогов, которым близки идеи Льва Львовича Любимова, связанные с развитием детей разных возрастов, чтобы его живое слово, заинтересованность, сопереживание и соучастие в развитии каждого педагога и ребенка имело реальное воплощение сегодня», - в память о выдающемся учителе в Нижнем Новгороде состоялась конференция «Читающая школа», организованная Высшей школой экономики для руководителей, учителей, библиотекарей, воспитателей и психологов дошкольных и общеобразовательных учреждений.
22 июня, 2021 г.