«Если чтение будет добровольным, читающие дети никогда не исчезнут»
В нижегородском кампусе НИУ ВШЭ состоялась III Конференция «Читающая школа» в память о Льве Любимове, одном из основателей нижегородского кампуса Высшей школы экономики, наставнике и выдающемся Учителе.
Нижегородский кампус НИУ ВШЭ провел III Конференцию «Читающая школа» для руководителей, учителей, воспитателей, психологов образовательных организаций, преподавателей и студентов.
Ежегодно событие проходит близко к 14 июня - дню рождения Льва Львовича Любимова, заслуженного профессора НИУ ВШЭ, видного российского экономиста, историка, лингвиста, человека невероятной эрудиции, незаурядной доброты и отзывчивости, с горячим сердцем и обостренным чувством справедливости, увлеченного энергией преобразования и обладавшего даром говорить просто о сложном…
В основе конференции «Читающая школа» лежит концепция Льва Любимова «текст как модель», которая заключается в «умении соединять вновь узнанное с уже известным, находить собственные смыслы в тексте, обрабатывать их и, интерпретируя текст, превращать его в новое знание».
В качестве увертюры к конференции школьники и учителя лицея №165, гимназий № 13, 67, 136, школы №128 представили вернисаж картин «Я учусь!», посвященный памяти Льва Львовича, «памяти выдающейся личности, соединившей в себе науку и искусство в самом широком смысле этих слов».
Геннадий Рябов, президент НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Именно искусство объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическую ресемантизацию окружающей действительности и способствует освоению разных видов визуально-пространственных искусств. Сегодня в нашем вернисаже мы представляем вам текст как меланж нескольких искусств. Наши герои – ученики школ, студенты вуза и их педагоги-наставники.
Анна Бляхман, директор НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде
Проводя конференцию «Читающая школа», мы будто продолжаем диалог с Львом Львовичем… В этом году мы с коллегами вместе нашли очень точную формулу благодаря прекрасному началу в виде вернисажа.
У Льва Львовича есть очень много публикаций про тексты, о том, что работа с текстом начинается с символа, наделенного знаковостью, смыслом. На стыке этого представления о символе у нас получилось создать конференцию не только про тексты и чтение, а про разные формы погружения. Я благодарна всем, кто сегодня с нами таким образом отмечает день рождения уважаемого Льва Львовича Любимова.
Далее участники конференции продолжили работу по тематическим трекам «Художественная литература» и «Профессиональная литература» в формате читательских клубов.
Читательский клуб «Читать-не перечитать» под руководством доцента Департамента литературы и межкультурной коммуникации Ксении Деменевой заинтересовал воспитателей детских садов, учителей начальных классов и словесности, родителей детей 3 - 12 лет. Участники клуба обсудили современный рынок детской литературы, детские книги для любознательных взрослых, а также составили список чтения на лето для младшей и средней школы.
Ксения Деменева
Читающий ребенок - редкий и вымирающий вид. Но ситуация не безнадежна: если чтение будет добровольным, а книга станет приносить не страдания, а удовольствие, читающие дети никогда не исчезнут. Об этом мы поговорили в рамках тематического клуба. Я была рада возможности обсудить с коллегами детскую литературу, которая интересует меня не только как преподавателя и маму двух школьников, но и как писателя, постоянно ищущего интересные и наполненные смыслом сюжеты.
Читательский клуб «Как построить старшую школу» для руководителей образовательных организаций, управленческих команд и учителей провел заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Рустам Байбурин. Основой для обсуждения послужили идеи книги «Лицей НИУ ВШЭ. Десятилетний опыт и возможность масштабирования», возможность их применения в других образовательных организациях и готовность других школ к этим инициативным изменениям.
Лада Силина, директор ОАНО «Школа и детский сад «МИР» (Владимирская обл., г. Доброград), предложила участникам клуба по книге Вивиан Пейли «Мальчик, который хотел быть вертолетом» рассказать о своих педагогических историях работы с особыми детьми и технологиях социализации. Обсуждая отрывки из книги, участники поговорили о роли учителя, наставника, о профессии, требующей предметной экспертизы и эмоционального интеллекта, любви к детям, искреннего уважения к маленьким людям, которые обладают навыками и умениями, утраченными взрослыми людьми.
Лада Силина
Книга Вивиан Пейли – она о любви, о той особой энергии, которая окружает людей, занимающихся своим делом.
Учитель в современной школе - фигура знающая, понимающая и ценностно ориентированная. Он обладает широчайшим кругозором относительно знаний ребенка, его возрастной психологии, интересов и увлечений. Он понимает современного ребенка, знает, чем он увлекается, каких любит героев и блогеров, какую лексику использует.
Учитель сегодня - это, вероятно, способность быть учеником, быть самим ребенком, смотреть на мир его глазами. Гибкость мышления, способность выразить и объяснить точку зрения ребенка - этот набор нетривиальных навыков позволяет быть учителю связующим звеном всех детей.
Учитель – это ценностно ориентированная личность. Он чувствует добро и зло, он справедлив, способен дружить, помогать другому человеку, поддерживать лучшие проявления в человеке, быть партнером. Если учитель – носитель этих ценностей, то он состоится как учитель в отношении ценностей детей.
Читательский клуб «Олимпиада по литературе: что читать и как читать» для учителей литературы и олимпиадных наставников старшеклассников провела Мария Гельфонд, академический руководитель программы «Филология», доцент Департамента литературы и межкультурной коммуникации, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
Темой для обсуждения стала интерпретация современной поэзии как одно из часто встречающихся заданий Всероссийской олимпиады школьников по литературе и перечневых олимпиад. На примере образов, сюжетов и героев произведений Льва Лосева, Алексея Цветкова, Тимура Кибирова, Григория Дашевского, Сергея Гандлевского участники обсудили, как готовить школьников к олимпиадам по литературе.
Мария Гельфонд
На нашей встрече речь шла о современной поэзии. Ее часто дают на олимпиадах, но и школьники, и учителя не всегда готовы к такому повороту событий. Мы постарались на нескольких поэтических текстах посмотреть, как работать с современной поэзией: почему не надо бояться верлибров или отсутствия заглавных букв, где может быть спрятан лирический герой и почему цитата - это совсем не то же самое, что плагиат.
Если же говорить о том, что посоветовать школьнику, готовящемуся к олимпиаде, - я бы наметила несколько векторов. Во-первых, учиться анализировать поэтические и маленькие прозаические тексты - читать их, думать о них, не искать готовых ответов, а пытаться записать и структурировать какие-то свои наблюдения.
Во-вторых, читать высокие образцы таких поэтических анализов - начать с работ М.Л. Гаспарова, а дальше читать и слушать много разного. В частности, замечательные примеры филологических работ есть на «Арзамасе» и «Полке».
И наконец, просто читать то, что интересно, потому что интересно. Если выяснится, что круг ваших интересов не совпадает со школьной программой - ничего страшного, значит, прочитаете «Войну и мир» после окончания школы. Главное - всячески сохранять и поддерживать свою привычку к чтению и искать круг тех, с кем вы можете обсудить свои впечатления, например в клубах «Совенок» и «ФиЛин».
В читательском клубе «Библиотеки XXI века: новое пространство для чтения» под руководством начальника отдела аспирантуры Анны Перевезенцевой встретились библиотекари районных и областной детской библиотек с коллегами из школ и учителями. В своих докладах спикеры рассказали об интересном, даже уникальном опыте собственной работы, который можно использовать для приобщения детей и подростков к чтению, повышения интереса к книге.
Анна Перевезенцева
Очень ярко был обозначен творческий вектор и интерактивная составляющая работы современных библиотек, включенность читателей в пространство библиотеки, где он не просто посетитель, а участник какого-то увлекательного действия. Передовые практики связаны с тем, что вокруг текста, содержания выстраивается комплекс дополнительных мероприятий и активностей – это и привлечение современных технологий и использование гаджетов, так привычных уже современным детям, и разнообразные творческие практики, и игровой момент. И мастерство состоит в том, чтобы эти составляющие действительно помогали и дополняли мир художественных и научных произведений, а не заменяли книги.
Наталья Серова, заместитель директора НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Конференция «Читающая школа» – это возможность осуществления практик, идеологом которых был Лев Львович. Это отношение к книге как к источнику знаний, которые способствуют рождению собственных идей. Третий год подряд конференция становится открытой площадкой для диалога и совместного поиска решений в сфере обучения, воспитания и управления образованием, площадкой встречи и рефлексии практиков.
Бляхман Анна Александровна
Директор НИУ ВШЭ - Нижний Новгород
Гельфонд Мария Марковна
Департамент литературы и межкультурной коммуникации: Доцент
Деменева Ксения Александровна
Департамент литературы и межкультурной коммуникации: Преподаватель
Перевезенцева Анна Юрьевна
Аспирантура (Нижний Новгород): Начальник отдела
Рябов Геннадий Петрович
НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде: президент
Серова Наталья Александровна
НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде: Заместитель директора филиала