Поиск новых смыслов: в Нижнем Новгороде состоялась конференция «Читающая школа», посвященная памяти Л.Л. Любимова
«Мы пригласили педагогов, которым близки идеи Льва Львовича Любимова, связанные с развитием детей разных возрастов, чтобы его живое слово, заинтересованность, сопереживание и соучастие в развитии каждого педагога и ребенка имело реальное воплощение сегодня», - в память о выдающемся учителе в Нижнем Новгороде состоялась конференция «Читающая школа», организованная Высшей школой экономики для руководителей, учителей, библиотекарей, воспитателей и психологов дошкольных и общеобразовательных учреждений.
На открытых площадках конференции встретились педагоги и специалисты образовательных организаций, готовые обменяться практиками в области детского чтения и читательской компетентности учителя, а также обсудить роль семьи, детского сада и школы в формировании навыка чтения как важнейшего способа познания мира и самого себя в этом мире.
Что сегодня должен знать педагог о психологии развития и современном детстве? Участники дискуссии, посвященной наследию Л.С Выготского и деятельностной модели образования, говорили о мотивационно-личностных навыках, об эмоциональной готовности выпускника дошкольного учреждения, в частности - о согласованности дошкольного образования, школы и семьи - всех сторон, которые могут обеспечить максимально комфортный переход ребенка из детского сада в школу. Приглашенным гостем конференции выступила Анастасия Нисская, кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра исследования современного детства НИУ ВШЭ (Москва).
Анастасия Нисская
кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра исследования современного детства НИУ ВШЭ (Москва)
«Умственное развитие помогает мотивации ребенка, но важнее всего личностная и эмоциональная готовность, в том числе умение коммуницировать с педагогами и сверстниками».
Итоги секции резюмировала модератор Елена Васильева, кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ - Нижний Новгород: «Для благополучного перехода от дошкольного образования необходимы 3 фактора: развитие позитивной идентичности, высокая вовлеченность в учебную деятельность, общее благополучие ребенка. Это три кита, на которых стоит успешность перехода от дошкольного к школьному образованию, и в этом процессе должны быть синтезированы действия детского сада, школы и родителей».
Поддерживая дискуссию, Наталья Серова, начальник отдела развития образования НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, отметила, что взаимодействие школы, семьи и детского сада - это не только необходимые условия для благополучного эмоционального развития ребенка при переходе из детского сада в школу, но и мощный ресурс, который станет маяком и помощником в его последующей социализации и будущей профессиональной ориентации. На системном уровне эту проблему решает создание сетевого образовательного кластера в соответствии с моделью развития системы образования, предложенной Л.Л. Любимовым.
По данным на первое полугодие 2021 года, в Нижнем Новгороде к проекту «Модернизации системы школьного образования» присоединились 86 школ и детских садов Нижнего Новгорода. Они объединены в 26 сетевых комплексов для формирования единого поля образовательных ценностей, единой системы профессионального роста педагогов, общего интеллектуального ресурса образовательных организаций.
Свои впечатления по итогам секции выразила Екатерина Андреевна Кучина, заместитель заведующего детского сада№ 444 (Нижний Новгород): «Сегодняшняя тема – обсуждение возраста готовности ребенка к школе, а также знаний и навыков, которыми он должен обладать, - острый вопрос. Сейчас родители хотят видеть ребенка читающим, считающим, обладающим энциклопедическими знаниями уже в 6-7 лет, хотя это вовсе не соответствует нормам психологического развития. Одна из задач педагогов дошкольного звена – работа с родителями, важно объяснить им, какие качества ребенка действительно помогут ему успешно начать обучение в школе».
Лев Львович был убежден, что «чтение не только источник информации, но и средство генерирования новых знаний, поиска новых смыслов», а потому отводил важную роль читательской компетентности педагогов и руководителей образовательных учреждений. Что читать и как читать педагогическому коллективу? Как в условиях дефицита времени обсуждать прочитанное?
Модератор открытой площадки «Читательская компетентность профессионального учителя» Елена Борисовна Моисеева, кандидат психологических наук, директор МБОУ «Школа № 24», организовала дискуссию с участием руководителей и педагогов образовательных организаций. Приглашенным гостем выступил Дэвид Глостер, эксперт в области образования и управления, руководитель Департамента международного партнерства и коммуникации АНОО «Областная гимназия им. Е.М. Примакова».
Дэвид Глостер
эксперт в области образования и управления, руководитель Департамента международного партнерства и коммуникации АНОО «Областная гимназия им. Е.М. Примакова»
«Хотелось бы отметить, что профессор Любимов был не просто страстным читателем, но и выдающимся автором. Он оставил богатое наследие произведений в различных профессиональных областях - педагогике, экономике, менеджменте и др. Пример профессора Любимова, то, как он погружался в изучаемый материал, как излагал его, мотивирует многих к дальнейшему изучению этих проблем - и в России, и на моей родине в Англии. Сегодня мы отмечаем высокую актуальность и глубокий профессиональный смысл его произведений. В первую очередь, это тексты, связанные с изложением его стратегии в области образования. Например, идея Льва Львовича о кластерном обучении, которая сегодня реализуется в Нижнем Новгороде, имеет огромное значение и находит большую поддержку в Англии. Влияние и роль книги бесценны, а профессор Любимов предвосхитил практику английских учителей собираться вместе, читать и обсуждать книги, посвященные педагогике, и прочие профессиональные тексты».
«Книга по-прежнему занимает огромное место в нашей профессиональной деятельности, направляет нас и помогает генерировать новые знания. Мы намеренно провели панельную дискуссию без длинных докладов, чтобы дать возможность высказаться участникам. Я думаю, Лев Львович был бы доволен услышанным», - добавила Елена Моисеева.
«Высшая школа экономики организовала не только актуальную, но и душевную дискуссию о важности книги в жизни человека и профессионала. Много из услышанного перекликается с близкой мне темой наставничества. Лев Львович – наставник с большой буквы. Роль книги, которую он определял как ведущую в жизни профессионала, трудно переоценить», - отметила Наталья Радостина, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия 67».
Ирина Борякова
директор МБОУ «Школа №131»
«Лев Львович и книга - для меня это устойчивая ассоциация, а также понимание, что мы с вами не умеем читать. После знакомства с Львом Львовичем чтение стало для меня иным - более осознанным. Мы привыкли книги не читать, а листать - все это из-за нехватки времени, большого объема обязательных задач. После прочтения "Педагогической поэмы" А.С. Макаренко и наставлений Льва Львовича мне открылись совершенно иные, более глубокие смыслы. Когда я брала в руки книгу Льва Львовича с его заметками на полях, становилось ясно, что он сам читал по-другому - совершенно осознанно, с полным погружением, чтобы сформировать собственное мнение. Такое чтение - это чтение от начала и до конца».
Анна Александровна Бляхман
директор НИУ ВШЭ - Нижний Новгород
«Лев Львович научил меня читать книгу с полным погружением в текст, изучая и осмысливая прочитанное. В значительной степени это изменило отношение ко многому - к работе, к науке, к написанию собственных текстов, потому что произошло переосмысление слова как такового».
На площадке «Умная библиотека» под управлением Елены Александровны Платоновой, проректора по образовательной деятельности ГБОУ ДПО НИРО, обсуждались идеи по организации детского чтения, совместной роли школ и библиотек.
Здесь встретились педагоги, школьные библиотекари и руководители библиотечно-ресурсных центров разных уровней. Состав участников необычен, поскольку камерность формата самих библиотек ограничивает широкое обсуждение общих проблем. В ходе обсуждения проектов, среди которых есть весьма нестандартные, появились новые инициативы, объединяющие ресурсы различных организаций.
Татьяна Пантюхова
заместитель директора по научно-методической и инновационной деятельности в Нижегородской областной детской библиотеке
«Благодаря участию в конференции, прочитала концепцию Л. Любимова – масштаб мысли, точность, ясность, лаконичность... Общение с коллегами породило огромное количество идей по организации чтения, которые мы планируем реализовать».
Гостями открытой площадки «Новое пространство свободного чтения» стали филолог, журналист и публицист Леонид Клейн и литературный критик, публицист, телеведущий, профессор Высшей школы экономики и председатель организационного комитета Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами» Александр Архангельский. Ведущими дискуссии выступили Валерий Григорьевич Зусман, научный руководитель НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, и Наталья Сергеевна Лежнина, директор МБОУ «Гимназия № 136».
Говорили об арт-пространстве для чтения и неформальной творческой работе, киностудиях для создания буктрейлеров, новых образовательных проектах «Лестница», «Я-читатель», «Кибербук»… Своими впечатлениями об участии во Всероссийском чемпионате сочинений «Своими словами» поделился финалист регионального этапа, выпускник лицея № 38 Андрей Акимов: «Мне было интересно принять участие в конкурсе «Своими словами», так как он дал возможность выбрать тему сочинения в соответствии с моими интересами и выразить ее нешаблонно. К тому же, я получил полезный опыт командной работы во втором этапе Чемпионата, связанный с объединением тем искусственного интеллекта, психологии, мифологии, развития русского языка, в один медиапроект».
Валерий Григорьевич Зусман
научный руководитель НИУ ВШЭ - Нижний Новгород
«Во время конференции у меня возникло ощущение близости науки и искусства. Наука исследует события здесь и сейчас, а искусство рассказывает, какой они могли бы получить поворот. Мне кажется, Лев Львович был бы рад нашей дискуссии».
Лев Львович высоко оценивал важность приключенческой литературы для детей, считая, что именно книги в жанре фантастики побуждают в ребенке азарт, сопереживание героям и, самое главное, развивают воображение. Среди классических авторов приключений Лев Львович рекомендовал школьникам произведения В. Каверина, Ф.Купера, Ж. Верна, Р. Стивенсона… Среди современных авторов фантастической литературы Л. Любимов выделял Дж. Роулинг.
Для школьников 8-11 классов на конференции «Читающая школа» был организован увлекательный филологический квест в виде 5 станций с заданиями по книгам о Гарри Поттере и фестиваль студенческих и ученических работ «Книга, которая учит».
«Идея квеста состояла в том, чтобы помочь ребятам глубже понять книгу через необычную форму подачи материала. Мы ищем новые форматы общения со школьниками, чтобы привить интерес к более глубокому изучению содержания книг. Кстати, все задания подготовили студенты факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород», - отметила Ксения Деменева.
Фестиваль студенческих и ученических работ «Книга, которая учит» объединил старшеклассников и студентов факультета гуманитарных наук. Авторы проектов, связанных с текстами (во всем их многообразии) показали свои творческие работы широкой аудитории и получили обратную связь, новые идеи для дальнейшего развития исследования.
15-17 июня в школах и детских садах Нижнего Новгорода работала выездная школа начинающего читателя «Совенок». Мобильная группа студентов-филологов нижегородской Вышки провела конкурс «Кот Ученый» на лучшего знатока сказок для детей 5-10 лет.
Наталья Серова
начальник отдела развития образования НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
«Конференция «Читающая школа» прошла в память о профессоре Льве Львовиче Любимове, которому 14 июня этого года исполнилось бы 85 лет. Для нас стало важным собраться вместе и говорить о живом слове Л.Л. Любимова, об идеях развития образования. Открытые площадки - необычный формат для конференции, но иначе не могло быть. Не монолог, а диалог; не пассивный слушатель, а активный участник, переживающий профессиональную ситуацию вместе с коллегами; руководитель, учитель, наделенный способностью к рефлексии собственной деятельности и к постоянному изменению себя… Таким должен быть, по Любимову, профессионал, работающий с современными детьми.
Конференция предоставила возможность обмениваться практиками и получать профессиональную экспертизу: мы говорили о технологиях обучения, о психологии развития ребенка, о неизбежных изменениях в образовании и незыблемых ценностях чтения, общения в профессиональной среде, о формировании особого кода идентичности.
Что дальше? Зависит от участников конференции «Читающая школа». Предполагаю, что конференция сменит формат и станет клубом образовательных организаций, имеющих особую читательскую культуру, связывающую «книжными узами» детей и взрослых».