• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Превращая текст в новое знание»: в нижегородской Вышке прошла IV конференция «Читающая школа»

Поиск новых смыслов в знакомых с детства текстах Пушкина и желание обменяться читательскими предпочтениями объединило участников IV конференции «Читающая школа» в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. Учителя, преподаватели, студенты, старшеклассники, а также руководители образовательных организаций и другие специалисты сферы образования приняли участие в «читательских клубах», а также киноклубе с Леонидом Клейном, где речь шла о роли и образе учителя и его исторической трансформации.

«Превращая текст в новое знание»: в нижегородской Вышке прошла IV конференция «Читающая школа»

© Владислав Марцев

Конференция «Читающая школа» ежегодно проводится в середине июня в память о выдающемся учителе, одном из основателей нижегородского кампуса Высшей школы экономики Льве Любимове (14 июня – день рождения Льва Львовича). В 2024 году конференция посвящена 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. 

Лев Любимов считал, что главная технология обучения в школе и самообучения — «это умение читать, анализируя и соединяя вновь узнанное с уже известным, расширяя тем самым свое знание; находить собственные смыслы в тексте, обрабатывать их и, интерпретируя текст, превращать его в новое знание. Таким образом чтение становится не только источником информации, но и средством генерирования новых знаний». И эта концепция «текста как модели» очень хорошо ложится на творчество Пушкина, полного неисчерпаемых смыслов и не теряющего актуальности сегодня. Хотя возникает актуальный вопрос – понимает ли современное поколение язык двухсотлетней давности?

Рябов Геннадий Петрович

Геннадий Рябов

«Для всех нас язык Пушкина остается живым и современным. Мы все еще пытаемся проникнуть в Пушкина, пытаемся понять его и задаемся вопросом – возможно ли это? Ведь Пушкин – это целый мир, необозримая за нашу быстротечную жизнь вселенная. Пушкин многолик и многогранен, он лирик и трагик, он сказочник и сквернослов, он обличитель и панегирист, он эрудит и словотворец. Он, вероятно, так и останется загадочным, маняще увлекательным, до конца не познанным, но таким знакомым и родным. У каждого из нас с вами свой Пушкин, он настолько полифоничен, что его не только читают и слушают, его танцуют и поют», - отметил во вступительном слове президент НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Геннадий Рябов.

Конференция открылась выступлениями участников проекта «Культурная среда», студентов Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки (ННГК). Ольга Сысуева, Елена Кокоулина, Анна Шипилевская под аккомпанемент профессора ННГК Наталии Зусман исполнили арии из музыкальных произведений на стихи Пушкина. А ученик 10 класса МБОУ «Гимназия №136» Матвей Солодкий и Мария Губарь, студентка 1 курса программы «Филология» нижегородской Вышки, прочли свои любимые стихи великого поэта.

Серова Наталья Александровна

Наталья Серова

«Наша конференция – нетрадиционная. Формат читательских клубов, в котором она проходит, как возможность обсуждать профессиональную литературу, рассуждать вместе предложил нам Лев Львович Любимов. Именно профессиональное общение позволяет искать и находить новые смыслы, которые каждый из нас видит, читая художественные произведения, профессиональную литературу. И это большой труд самого человека, который должен уметь самого себя образовывать в течение всей жизни. Воспитание и развитие этого навыка начинается с дошкольного возраста, с семьи. И образование наше не заканчивается с получением диплома о высшем образовании», – отметила заместитель директора НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Наталья Серова, которая выступила модератором читательского клуба «Читающий директор».

Наталья Александровна задала вектор обсуждения, озвучив несколько цитат из труда Льва Львовича Любимова «Авторская концепция модернизации общего образования», опубликованного в сборнике «Современная аналитика образования» в 2020 году: «Лучшее образование в истории человечества – это самообучение, самообразование»; «Чтение – устойчивое коммуникативное поведение по извлечению авторских и, что особенно важно, собственных смыслов из текстов».

Читательский клуб прошел в формате обсуждения «читательских дневников» директоров школ и списков литературы для чтения. Директор МБОУ «Школа № 135» Михаил Журба, директор МАОУ «Школа № 131» Ирина Борякова и директор МАОУ «Школа № 55» Ирина Водопьянова поделились теми книгами, которые актуальны для них сегодня и ценны для личного и профессионального развития. А также поделились некоторыми советами на основе прочитанного.

Михаил Журба

Михаил Журба

Мы должны всегда находить время, чтобы подумать. Это не всегда получается, но нужно к этому стремиться. Не судорожно кидаться к компьютеру за информацией, а сесть, напрячь свой мозг, который не хочет думать, все проанализировать и принять верное решение. Я часто использую выражение «включи свой мозг». Потому что 99% сиюминутных решений, которые мы принимаем, мы принимаем в рамках шаблонов и рефлексов, которые заложены в нашем мозге. А наша задача научиться обдумывать наши решения.

Ирина Борякова

Ирина Борякова

Одна из проблем учителя в том, что он привыкает учить других, но забывает учить себя. Есть шесть шагов, чтобы сделать процесс обучения интересным прежде всего для себя, описанные в книге Ульриха Бозера «Как научиться учиться. Навыки осознанного усвоения знаний». Это ценность, цель, развитие, расширение, взаимосвязь и переосмысление. По этим этапам проходит наше осознание того, зачем учиться и понимание того, как учиться.

Ирина Водопьянова

Ирина Водопьянова

Прочитав книгу Виктора Франкла «Сказать жизни „Да!“: Психолог в концлагере», я нашла еще одно подтверждение мысли, что ответы на все вопросы мы должны искать в себе, а не в окружающей действительности. Любые препятствия и сложности человек может преодолеть только тогда, когда у него есть сила духа. Человек может быть каким угодно сильным физически, но, если его основная ценность – добыть кусок хлеба, и у него нет души, нет ответственности, нет совести, нет того, что называется общечеловеческими ценностями, он в сложных условиях выжить не сможет.

Филолог и просветитель Леонид Клейн на IV конференции «Читающая школа» выступил не только в роли ведущего киноклуба, но и в роли лектора и модератора клуба читательского. Разговор на нем шел о взрослом смысле сказок А.С. Пушкина, которые мы знаем с детства и помним наизусть, но вряд ли всерьёз задумывались об их проблематике.  У слушателей была возможность открыть в Александре Сергеевиче современного и живого собеседника, с которым интересно думать, спорить и следить за его мыслями.

Леонид Клейн

«Очень важная тема для Пушкина – тема реальности и тема химеры. Тема того, что вы на самом деле создаете и тема того, о чем вы мечтаете. И со школьниками можно говорить о роли воображения и фантазии, которая движет героями. Например, царица из «Сказки о мертвой царевны» взаимодействует не с людьми, а с гаджетом-зеркальцем, ей не нужен реальный мир, ей нужно вечное селфи. Внешний мир для нее представляет опасность, он создает ситуацию зависти и искажает ее реальность, потому что она общается в безопасном для себя поле. Она находится во власти бесконечной фантазии. И здесь мы приходим к выводу – герои хотят быть не теми, кем они являются», – рассказал в своем выступлении Леонид Клейн.

Два других читательских клуба, посвященных Пушкину, модерировали эксперты нижегородской Вышки.

Обсуждение на тему «Евгений Онегин: очевидное и неочевидное» провел академический руководитель магистерской программы «Современные филологические практики: поэтика, интерпретация, комментарий» Леонид Большухин.

Большухин Леонид Юрьевич

Леонид Большухин

«Пушкин, явив собой чистую гениальность, очень легко, без какого-то видимого напряжения перевернул всю русскую литературу. Творчество Пушкина для нас — не только эстетическое совершенство, но и великое средство спасения в минуты душевного смятения. Его тексты целительны и по-настоящему волшебны, хоть мы и не всегда это осознаем. Сам факт, что мы постоянно обращаемся к роману «Евгений Онегин» и не перестаем это делать — есть объективное свидетельство уникальности этого произведения, объяснить которое до конца исчерпывающим образом невозможно. Но это пример произведения, которое, с одной стороны, построено совершенно, и постижение этого совершенства – процесс бесконечный. А с другой стороны – это произведение, которое обладает удивительной способностью не устаревать, несмотря на то, что реалии жизни меняются. Сама история и то, как она рассказана, — не архаична. Архаичная пыль не касается поверхности этого романа. И даже если, говоря о нем, мы не можем сказать что-то принципиально новое, сам факт проговаривания того, что когда-то было понято и изучено – это очень важный процесс. Наша задача – не только открыть, но и сохранить. Это процесс сложный, и он никогда не может быть остановлен.

Но чтобы прийти к Пушкину, к его глубокому пониманию, нужно очень многое в себя впустить, многое узнать и понять. Если говорить о том, насколько нужно изучать в школе роман «Евгений Онегин», то наша задача и задача учителей, прежде всего, — сказать, что есть такое произведение и показать пути его изучения, которыми школьники смогут воспользоваться в более взрослом возрасте. И если в памяти останутся хотя бы несколько самых известных строк из романа, как например: «Мой дядя самых честных правил…», «Я к вам пишу — чего же боле?», «Я другому отдана и буду век ему верна…», то они создадут неосознаваемое пространство культуры или «пустое» пространство, куда можно будет встроить совершенно иное понимание. Наша задача сказать, что имя «Евгений Онегин» должно быть в зоне сознательного и бессознательного нашего человека. А дальше – как пойдет!», — отметил в своем выступлении Леонид Юрьевич.

 

Тему «Пушкин с веником и нимбом» гости обсудили вместе с академическим руководителем образовательной программы «Филология» Марией Гельфонд.

Гельфонд Мария Марковна

Мария Гельфонд

«Пушкин все дальше отстоит от нас во времени, и с этим приходится смиряться: все труднее читать его стихи и прозу без комментария, не только исторического, но и лингвистического. Многое из того, что было очевидным пушкинским современникам, ускользает от нас. При этом сам Пушкин очень современен. Его легко можно представить себе на скейте или роликах, в очереди на посадку в аэропорт или с ноутбуком в Болдино. На встрече мы попытались поговорить о том образе живого Пушкина, которых возникает в рисунках Евгении Двоскиной или Резо Габриадзе, стихах и песнях Константина Арбенина или Светланы Бень, других современных авторов. Сам Пушкин говорил, что "следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная".  Вот мы и попытались реконструировать некоторые точки пушкинской биографии из сегодняшнего дня. И понять Пушкина – сегодня», – заметила Мария Марковна.

Киноклуб «Учитель как культурный герой», которым завершилась конференция, был посвящен образу учителя, его мифологизации и разговору о его личностном, социальном и профессиональном портрете.

По отзывам педагогов-участников конференции, разговор получился очень содержательным, наполненным обменом мнениями и опытом в своей профессиональной среде. Для многих конференция стала источником новых идей, смыслов и методических приемов, которые можно использовать в своей работе.

Ольга Лапшова, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 38»

Ольга Лапшова, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 38»

Хочется сказать спасибо Высшей школе экономики в Нижнем Новгороде за организацию такой конференции. Для нас, учителей, особенно ценно в период экзаменов оторваться от суеты и сложностей и напитаться поэзией и музыкой. Сегодня мы узнали много нового и открыли для себя нового Пушкина, хотя казалось, что очень хорошо его знаем. А разговор в ходе читательского клуба Леонида Большухина натолкнул меня на мысль по поводу темы научно-исследовательской работы «Речевая провокация у героев русской литературы». Я впервые принимаю участие в этой конференции, хотя мы уже третий год сотрудничаем с нижегородской Вышкой в рамках Сетевой программы дополнительного образования для старшеклассников и готовим школьников по направлению математика и информатика. Но Вышка сильна и своими филологами, и лингвистами. И мне бы очень хотелось, чтобы такие конференции проводились каждый год, и я планирую и дальше принимать в них участие.

Татьяна Фролова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №165»

Татьяна Фролова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №165»

Конференция «Читающая школа» непосредственно связана с моей деятельностью, с тем предметом, который я веду. Здесь я питаюсь энергией, вдохновляюсь на новые проекты и потом с учениками, коллегами и в социальных сетях делюсь тем, что я здесь узнала. Большое спасибо организаторам, что они проводят такие мероприятия, очень важные для нас, учителей.

Программа всегда очень насыщенная, хочется посетить всё, но, к сожалению, приходится выбирать между читательскими клубами. В этом году я выбрала клуб Леонида Большухина, где разговор шел о романе «Евгений Онегин». Когда я начинала работать в школе, у учеников было отношение к Пушкину, как к чему-то уже изученному и понятному. А в последние пять лет я наблюдаю, что отношение к Пушкину меняется, дети стали с трепетом и аккуратностью подходить к его творчеству, они начали осознавать ценность и важность такого гениального писателя.

Наталья Скопина, заместитель директора, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей №180»

Наталья Скопина, заместитель директора, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей №180»

Предложенный формат читательских клубов - источник идей для реализации внеурочной деятельности в лицее. Открытием стала писатель Ксения Комарова (Ксения Деменева, доцент Департамента литературы и межкультурной коммуникации), победитель народного голосования в номинации «Брат Пушкин» фестиваля короткого рассказа КоРа-2024, Издательство «Нигма», 2024 год. Интересные методические приемы продемонстрировала Мария Марковна Гельфонд, ведущая клуба «Пушкин с веником и нимбом». Леонид Клейн необычно, легко, ненавязчиво и очень глубоко рассказал о своих смыслах в сказках Пушкина. Киноклуб «Учитель – культурный герой» погрузил в размышления о личности учителя, о его роли в обществе. Спасибо!

Мельникова Ольга Владимировна

Ольга Мельникова

«Каждая встреча с педагогическим сообществом в стенах нижегородской Вышки – большая радость и большая ответственность. Для нас важно, чтобы на подобных встречах получился диалог, причем диалог насыщенный, актуальный и искренний. На мой взгляд, в этот раз такой разговор состоялся, и для меня особенно ценно, что многие коллеги подчеркнули, что уходят с конференции не только с новыми знаниями, но и с новыми вопросами, направлениями для размышлений, идеями совместных проектов», – подвела итог Ольга Мельникова, начальник отдела профориентации, олимпиад и конкурсов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.

Фотоотчет о мероприятии опубликован по ссылке.