Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Независимый экзамен по русскому языку

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Независимый экзамен по русскому языку как иностранному призван оценить у иностранных студентов НИУ ВШЭ уровень владения русским языком, необходимый для целей академического общения, и определить, готовы ли иностранные студенты использовать русский язык в качестве средства обучения на различных академических программах. Экзамен является обязательной частью учебной программы и проводится ежегодно.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Определить уровень сформированности умений академической и профессиональной коммуникации на русском языке в четырех видах речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо и говорение).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • ● читать и понимать тексты на русском языке.
  • ● уверенно использовать широкий спектр лексических единиц и грамматических структур русского языка для достижения целей письменного общения. ● создавать логичные, развернутые, связные и аргументированные письменные тексты.
  • ● воспринимать на слух и понимать устные высказывания на повседневные, социокультурные и общенаучные темы.
  • ● уверенно использовать широкий спектр лексических единиц и грамматических структур русского языка для достижения целей устного общения. ● создавать логичные, развернутые, связные и аргументированные устные высказывания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Чтение
  • Письмо
  • Аудирование
  • Говорение
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Чтение
    В раздел включены тестовые вопросы разных типов, в частности, вопросы с выбором одного правильного ответа, вопросы на установление правильной последовательности, вопросы с выбором всех правильных ответов, вопросы на выбор верных утверждений, задания на дополнение и др. Количество заданий и их последовательность в каждой части могут варьироваться. На выполнение заданий раздела «Чтение» отводится 60 мин.
  • неблокирующий Письмо
    В задании 1 студенты должны написать электронное письмо, ответив на вопросы, данные в задании. В задании 2 студенты должны написать сочинение-рассуждение на основе визуальной информации, представив свою позицию по обозначенной проблеме и приведя обоснованные, структурированные и развернутые аргументы, подкрепленные примерами. Тематика сочинений-рассуждений – социокультурные и общенаучные вопросы. Выполнение заданий предполагает, что студенты продемонстрируют не только лексико-грамматические знания и навыки, но также владение стилистическими средствами разных жанров, средствами и способами логической связи, дискурсивными маркерами. На выполнение двух заданий раздела «Письмо» отводится 60 мин. (электронное письмо (20 мин.) и сочинение-рассуждение (40 мин.)
  • неблокирующий Аудирование
    Раздел включает тестовые вопросы разных типов, включая, в частности, вопросы с выбором одного правильного ответа, вопросы на установление правильной последовательности, вопросы с выбором всех правильных ответов, вопросы на выбор верных утверждений, задания на дополнение и др. Количество заданий и их последовательность в каждой части могут варьироваться. На выполнение всех трех частей раздела «Аудирование» студентам отводится около 25 мин.
  • неблокирующий Говорение
    Задание 1 предполагает, что студенты продемонстрируют умения создания развернутого монологического высказывания на заданную тему. Студентам дается 1 минута на подготовку ответа по обозначенной проблеме. Задание 2 направлено на проверку уровня сформированности умений неподготовленной диалогической речи. В этом задании студенты должны ответить на вопросы, представив логичные и структурированные ответы, подкрепленные аргументами и примерами. Затрагиваемые темы в каждом из заданий могут касаться повседневного, социокультурного и общенаучного круга вопросов. На выполнение двух заданий раздела «Говорение» отводится около 15 мин.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.25 * Аудирование + 0.25 * Говорение + 0.25 * Письмо + 0.25 * Чтение
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Морфология, Глазунова, О. И., 2000
  • Чистая грамматика : учеб. пособие для иностр. учащихся продвинутого этапа обучения, Ласкарева, Е. Р., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • В мире людей. Вып.1: Письмо. Говорение, Макова, М. Н., 2017
  • В мире людей. Вып.2: Аудирование. Говорение, Макова, М. Н., 2019
  • В мире людей. Вып.3; Ч.1: Чтение. Говорение : ТРКИ-2, Макова, М. Н., 2018
  • Золотое перо : пособие по развитию навыков письменной речи, Колесова, Д. В., 2016
  • Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику : учеб. пособие по рус. яз. для иностр. учащихся, Баско, Н. В., 2016

Авторы

  • Сивер Екатерина Сергеевна
  • Кудинова Наталия Александровна