• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Групповая динамика и коммуникации в профессиональной практике программной инженерии

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Курс рассчитан на 3 модуля и включает в себя два основных блока, изучаемых параллельно: - в рамках первого блока учащиеся знакомятся с различными аспектами делового взаимодействия в межкультурной среде: самопрезентация, управление персоналом и работа в команде, деловой этикет, подготовка и проведение публичного выступления, переговоры, урегулирование конфликтов, и т.д. Обучение происходит на основе ролевых игр, кейсов, мозгового штурма и дискуссий. - целью второго блока является ознакомление слушателей с особенностями классификаций национальных и деловых культур разных стран мира и их влияние на деловое поведение, выполнение поставленных задач и стратегии в международной деловой среде. В рамках дисциплины студенты имеют возможность изучить и сравнить специфику культуры России, западных стран (США, Германия, Италия, Великобритания, Франция), азиатского региона (Китай, Япония, Индия), Скандинавии, Восточной Европы и Африки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является овладение студентами необходимыми компетенциями коммуникации в межкультурном пространстве (как в глобальном, так и в локальном масштабе), необходимыми для решения социально-коммуникативных задач, эффективного функционирования в профессиональной (деловой) и академической среде. В ходе обучения формируются навыки, необходимые для эффективного взаимодействия с представителями разных культур, умения использовать коммуникативные стратегии для работы в группе, необходимые для будущих специалистов в области программной инженерии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знаком с базовыми аспектами теории Г. Хофстеде. Способен применить интерактивный стиль в профессиональной коммуникации. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Китая.
  • Знаком с базовыми аспектами теории Р. Льюиса. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Германии.
  • Знаком с базовыми понятиями теории Э. Холла. Умеет смоделировать и провести знакомство и деловую беседу с новыми партнерами. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры США.
  • Знаком с ключевыми понятиями и определениями кросс-культурной коммуникации. Имеет представление о культуре групп.
  • Знаком с моделью DMIS (Милтон-Беннета). Знаком с аспектами национальной культуры. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры России.
  • Знаком с общими понятиями международного маркетинга. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Бразилии и африканских стран.
  • Знаком с общими принципами работы в интернациональной команде. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры скандинавских стран.
  • Знаком с основными видами и приемами вербальной и невербальной коммуникации. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Японии.
  • Знаком с основными понятиями и подходами национального брэндинга. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры стран Восточной Европы.
  • Знаком с основными стратегиями управления непродуктивной коммуникацией. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Италии и Испании.
  • Способен определить особенности стилей коммуникации. Способен адаптировать стиль коммуникации к ситуации профессионального общения. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Великобритании.
  • Умеет использовать основные стратегии публичного выступления и проведения переговоров в профессиональной межкультурной среде. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Индии.
  • Умеет использовать основные стратегии урегулирования конфликтов в профессиональной среде. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Франции.
  • Умеет распознавать типы вопросов при общении в профессиональной среде и использовать соответствующие стратегии коммуникации при ответах. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры арабских стран.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Introduction to building cultural awareness. Culture and communication.
  • Developmental Model of Intercultural Sensitivity. Сulture and culture shock. Сultural profile: Russia
  • Сross-cultural theory of E.T. Hall. First meetings: introductions, small talk. Cultural profile: USA
  • G. Hofstede’s cultural dimensions. Interactive communication style. Cultural profile: China
  • R. Lewis’ theory. Cultural profile: Germany.
  • Сommunication styles. Cultural profile: UK
  • Verbal and non-verbal communication. Cultural profile: Japan.
  • Dealing with difficult communicators. Cultural profile: Italy and Spain.
  • Presenting and negotiating across cultures. Сultural profile: India
  • Managing conflict. Cultural profile: France
  • Handling questions. Cultural profiles: Arab countries.
  • Business Across Cultures. Global Marketing.
  • Working in an International Team. Cultural profile: Scandinavia
  • Branding Nations. Cultural profile: Slavic countries.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Презентация
    Данный вид деятельности выполняется на занятии, при этом обязательно использование слайдов MS Power Point. Структура презентации определяется преподавателем, темы предоставляются студентам на выбор. Работа оценивается на основании критериев оценки знаний и навыков, содержащихся в данной Программе. Презентация является элементом контроля, не подлежащим пересдаче, поскольку должна быть представлена на конкретном занятии.
  • неблокирующий Ролевая игра/монолог
    Подготовленная ролевая игра/монологическое высказывание. Работа оценивается на основании критериев оценки знаний и навыков, содержащихся в данной Программе.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Неподготовленная речь в ходе дискуссий, деловых игр, кейсов и пр. Работа оценивается на основании критериев оценки знаний и навыков, содержащихся в данной Программе. Является элементом контроля, не подлежащим пересдаче, поскольку представлена на конкретном занятии в реальном времени.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.2 * Ролевая игра/монолог + 0.2 * Тест + 0.2 * Экзамен + 0.2 * Презентация + 0.2 * Аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Warren, T.L. Cross-Cultural Communication: Perspectives in Theory and Practice / Thomas L. Warren. – Oxon; New York: Routledge: Taylor & Francis Group, 2017. – (Baywood's Technical Communications Series / ser. ed.: Charles H. Sides). – Текст: электронный // DB ProQuest Ebook Central (ebrary) [сайт].

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brett, J.M. Negotiating Globally: How to Negotiate Deals, Resolve Disputes, and Make Decisions Across Cultural Boundaries / Jeanne M. Brett. – 3rd ed. – San Francisco: John Wiley & Sons, Inc., 2014. – 320 p. – ISBN 9781118602614. – Текст: электронный // DB ProQuest Ebook Central (ebrary) [сайт]. – URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/reader.action?docID=1651185&query=negotiating%2Bglobally
  • Halverson, C.B. Effective Multicultural Teams: Theory and Practice / ed. by Claire B.Halverson, S. Aqeel Tirmizi. – Dordrecht: Springer Science + Business Media B.V., 2008. – 299 p. – (Advances in Group Decision and Negotiation; Vol. 3). – ISBN 9781402069567. – Текст: электронный // БД Springer Books [сайт]. – URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-1-4020-6957-4
  • Hofstede, G.J. Exploring Culture: Exercises, Stories and Synthetic Cultures / Gert Jan Hofstede, Paul B. Pedersen, Geert H. Hofstede. – Yarmouth: Intercultural Press Inc, 2002. – 234 p. – ISBN 9781877864902. - Текст: электронный // DB Books 24x7 [сайт]. – URL: https://library.books24x7.com/toc.aspx?bookid=6723
  • Lewis, R.D. When Teams Collide: Managing the International Team Successfully / Richard D. Lewis. – London; Boston: Nicolas Brealey Publishing, 2012. – 321 p. – ISBN 9781904838357. - Текст: электронный // DB Books 24x7 [сайт]. – URL: https://library.books24x7.com/toc.aspx?bookid=47354
  • Moran, R.T. Managing Cultural Differences: Global Leadership Strategies for the 21st Century / Robert T. Moran, Philip R. Harris, Sarah V. Moran. – 7th ed. – Burlington; Oxford: Elsevier Inc., 2007. – 708 p. – (Managing Cultural Differences). – ISBN 978750682473. - Текст: электронный // DB ProQuest Ebook Central (ebrary) [сайт]. – URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/reader.action?docID=3562904&query=Moran%252C%2BRobert%2BT
  • Багана, Ж. Основы теории межкультурной коммуникации : учебное пособие / Ж. Багана, Н. И. Дзенс, Ю. Н. Мельникова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 308 с. — ISBN 978-5-9765-2813-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/92727 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кулинич, М.А. Теория и практика межкультурной коммуникации : учебное пособие / М.А.Кулинич, О.А.Кострова. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2017. — 248 с. — ISBN 978-5-9765-2823-9. — Текст: электронный // ЭБС «Лань»: [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/reader/book/92713/#1 (дата обращения: 27.09.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Основы межкультурной коммуникации. Государственные и национально-культурные символы : учебное пособие / под редакцией Л. Г. Викуловойи Е. Ф. Серебренниковой. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 277 с. — ISBN 978-5-9765-4270-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/125170 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Юдина, А. И.  Культурная политика: межкультурная коммуникация и международные культурные обмены : практическое пособие для вузов / А. И. Юдина, Л. С. Жукова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : КемГИК. — 47 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11591-8 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0478-6 (КемГИК). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445690 (дата обращения: 28.08.2023).