We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

"В юриспруденцию меня привела любовь к истории"

Для студентки 3 курса факультета права нижегородской Вышки Ярославы Мавлютовой 2020 год прошел под знаком науки – участие в пяти научных конкурсах принесло исследовательский опыт, призовые места и амбициозные задачи на международном уровне. Служба портала поговорила с Ярославой о научном любопытстве, смелости и наставничестве – тех трех китах, на которых основано ее стремление побеждать.

Фото из личного архива Ярославы Мавлютовой

Фото из личного архива Ярославы Мавлютовой

В 2020 году Ярослава Мавлютова собрала и возглавила команду из нижегородской вышки на Конкурсе имени Филипа Джессопа, крупнейшего в мире студенческого судебного соревнования, в котором ежегодно участвуют студенты более 100 государств. Команда нижегородского кампуса Высшей школы экономики участвовала в Конкурсе имени Джессопа с 2005 по 2015 год, все эти годы входила в пятерку лучших на российском этапе, а в 2009 году стала лидером национального этапа и представляла Россию на международных раундах в Вашингтоне.

В 2021 году Российский национальный чемпионат проводиться не будет, и в жеребьевке перед глобальными раундами сразу встретятся команды ведущих юридических университетов всего мира. Благодаря Ярославе осенью 2020 года команда НИУ ВШЭ – Нижний Новгород  зарегистрировалась для участия и после долгого перерыва вновь получила возможность представлять Россию на престижном конкурсе.


Фото из личного архива Ярославы Мавлютовой.

– Ярослава, расскажи, как ты собирала команду? Какими качествами, по твоему мнению, должны обладать участники?

-  Конкурс проводится на английском языке и представляет собой игровой судебный процесс в Международном суде ООН, на котором участники должны представить правовые позиции двух противоположных сторон игрового дела. Поэтому, во-первых, необходимо свободное владение английским, чтобы говорить уверенно и увлеченно, а во-вторых, нужно быть готовым много и упорно работать. Всего в команде 5 человек: Гузель Шигапова, Анастасия Михайлова, Кристина Корб, Анастасия Щекочихина и я. С двумя девочками – Анастасией Щекочихиной и Кристиной Корб – мы вместе работали в рамках Всероссийского Конкурса по конституционному правосудию "Хрустальная Фемида", и я точно знаю, что они ответственные студентки, на которых можно положиться.

- Как проходит подготовка к раундам? Кто тренирует вашу команду?

- На втором курсе я озаботилась вопросом поиска тренера. Во время волонтерства на Конкурсе имени Филипа Джессопа – 2020 благодаря старшим коллегам по этому Конкурсу, нам согласилась помогать Агнес Рыдберг (Agnes Rydberg), молодая аспирантка из Швеции, которая преподает в Mary Queen University (Лондон, Великобритания). Весной наша команда начала подготовку к конкурсу, и, начиная с мая 2020 года, мы приступили к занятиям с Агнес. 

- В чем для вас основная сложность в подготовке?

- Сложность в совмещении разных видов деятельности: и учишься, и пишешь курсовую, и участвуешь в различных научных конкурсах, олимпиадах. При этом кто-то из членов команды уже работает, а параллельно нужно изучать литературу и формировать конкурсные документы с правовыми позициями сторон игрового дела.

- 2020 год стал твоим персональным годом науки. С чем это связано?

- Я хочу поступить в магистратуру и знаю, что при поступлении учитываются результаты научных исследований. Мне повезло – я нашла прекрасного наставника в лице старшего преподавателя кафедры конституционного и административного права нашего кампуса Натальи Борисовны Шитовой. Все мои научные работы выполнены под ее руководством, и именно ей я обязана всеми своими достижениями.

Наше сотрудничество началось с участия в Конкурсе по конституционному правосудию "Хрустальная фемида". Я обратилась к Наталье Борисовне с просьбой стать нашим тренером. Из 35 команд финалистами стали 16, а мы оказались на 17 месте. Нам не хватило десятых долей балла до выхода в устные раунды, но это был первый и оттого бесценный опыт участия в подобных конкурсах. Мы поняли, как нужно распределять роли, ресурсы, как важно работать в команде.

В начале второго курса я нашла конкурс научных работ молодых исследователей. Это был VI Международный конкурс на лучшую научную работу "Евразийская интеграция: молодежное измерение", организованный Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом при поддержке Евразийской экономической комиссии, Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга и Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Конкурс очень солидный, он проходил в несколько этапов с февраля по ноябрь 2020 года.

Я попросила Наталью Борисовну помочь мне с подготовкой. Приступая к работе, я не представляла себе процесс проведения научного исследования. Мы стали вместе работать над структурой и логикой будущей работы. Итогом сотрудничества стал уже совместный проект "Потенциал использования опыта ЕС при построении Евразийской экономической интеграции (внедрение успешных решений и предотвращение рисков)", представленный на Конкурс. Наша работа заняла 3 место, а мы, авторы, получили почетное звание лауреатов Конкурса.


Фото из личного архива Ярославы Мавлютовой.

Параллельно с участием в конкурсе СПбГЭУ я написала научную студенческую работу для Международного конкурса "Международное право, внешнеэкономическая деятельность, трансграничные способы разрешения споров: период трансформации и цифровизации", организованного Кафедрой международного права Юридического факультета ЮФУ. Моя работа "Трансграничное исполнение иностранных судебных решений и решений иностранных арбитражей: традиции и новации. Гаагская Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений по гражданским или торговым делам от 2.07.2019 г. VS Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 года)", также выполненная под руководством Натальи Борисовны Шитовой, заняла 2 место.

В ноябре 2020 г. в Москве состоялся VII Студенческий юридический форум "Трансформация права в XXI веке: вызовы и перспективы". На Форуме я выступила с докладом "Реализация международного правосудия посредством государственного и арбитражного разбирательства в эпоху пандемии" в номинации "Международное правосудие и международный коммерческий арбитраж в эпоху пандемии" и заняла 1 место.

Однако самым сложным и масштабным научным исследованием для меня стала работа, которую мы с Натальей Борисовной готовили на НИРС – 2020. Сначала я сфокусировалась на очень широкой теме, и Наталья Борисовна показала, как можно ее конкретизировать, какой исследовательский вопрос сегодня актуален. Пандемийное лето прошло под знаком сбора судебной практики.

Учитывая тему – "Право детей трудовых мигрантов на образование: перспективы восприятия опыта ЕС в контексте развития ЕАЭС" – потребовалось внимательно изучить базы судебных решений конституционных судов различных государств, а также наднациональных судебных инстанций. В ходе поиска выяснилось, что не только практическая значимость темы делает ее актуальной, но и недостаточная разработанность в науке и практике. Именно анализ обширной судебной практики (а это более 100 судебных решений по теме) позволил выделить важные аспекты права детей трудовых мигрантов на образование, выстроить логику исследования.

Потребовалось разобраться с тем, что включает в себя право на образование, какие особенности реализации этого права имеют дети трудовых мигрантов. Была поставлена высокая планка – сравнительно-правовой анализ. На выходе хотелось сформулировать имеющиеся в ЕАЭС сложности реализации данного права и рекомендации, как их можно преодолеть или предупредить исходя из опыта ЕС. Не скрою, мне было очень сложно. Однажды я открыла документ после правок Натальи Борисовны, в нем было около 1000 исправлений. В итоге работа "Право детей трудовых мигрантов на образование: перспективы восприятия опыта ЕС в контексте развития ЕАЭС" заняла 2 место на конкурсе НИРС.

Результаты НИРС для меня имеют большое значение, так как они дают привилегии при поступлении в магистратуру. Я благодарна за этот опыт, так как сейчас я более осознанно подхожу к написанию научных работ, могу проводить настоящие исследования. Уверена, что после НИРС могу увереннее выполнять научно-исследовательские работы для участия в других конкурсах, это очень важный академический опыт. К тому же мне все любопытно, и мне повезло, что Наталья Борисовна поддерживает абсолютно все мои инициативы. Но ее поддержка не означает полное согласие, она дает нужные советы, корректирует, направляет развитие моих идей. Это и есть, наверное, главные черты талантливого наставника.

- Ты приехала учиться в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород из Мурманска. Почему выбрала юриспруденцию? Почему Нижний Новгород?

- Год перед поступлением я училась в российско-норвежской школе, это был специальный проект Мурмарска и Тромсё, небольшого города на севере Норвегии. В этой школе у нас был прекрасный преподаватель истории. Рассказывая о событиях, она всегда учила нас находить причинно-следственные связи. Сейчас мне это очень помогает при проведении сравнительно-правовых исследований. Можно сказать, что к юриспруденции меня привела любовь к истории.

Перед поступлением я тщательно изучала сайты нескольких вузов Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, обращалась к студентам и выпускникам этих университетов в социальных сетях, и по отзывам поняла, что факультет права в Нижегородской Вышке – это место, где мне действительно хотелось бы учиться. 


Фото из личного архива Ярославы Мавлютовой.

-  Какую специализацию ты бы выбрала для себя в будущем?

- Мне важно, чтобы моя работа приносила не только финансовый, но и общественно полезный результат. Поэтому я хочу найти именно ту отрасль права, которая дала бы возможность стать высококлассным специалистом и одновременно помогать людям.