«Хороший филолог – это немножко лингвист, а хороший лингвист – немножко филолог»
5 октября стартует новый учебный год в «ФиЛине» - клубе для старшеклассников, которые чувствуют себя гуманитариями, но пока не могут определиться, что им ближе – филология или лингвистика. Об исследовательских детективах, младшем брате «ФиЛина» и синтезе лингвистики и филологии на занятиях рассказала академический руководитель программы «Филология» и руководитель клуба Мария Марковна Гельфонд.
Клуб для старшеклассников «ФиЛин» существует в нижегородской Вышке уже седьмой год, и за это время стал любимым местом проведения вечеров для многих юных гуманитариев Нижнего Новгорода. Филинята (как ласково называют слушателей клуба преподаватели) растут, поступают на бакалаврские программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика» и «Филология» и снова возвращаются в «ФиЛин» - уже в качестве преподавателей или просто гостей.
- Почему клуб называется именно «ФиЛин»?
- Название клуба появилось случайно из аббревиатуры ФиЛ – «Филолог» и «Лингвист». Но потом оказалось, что «птичья» тема очень актуальна для нашего клуба: на наших занятиях часто преподают московские преподаватели, и приезжают они на поездах «Ласточка» и «Стриж». А недавно у «ФиЛина» появился младший брат «Совенок» - клуб для школьников 6-8 классов, которые интересуются литературой и лингвистикой. Занятия в «Совенке» проходят в полуигровой форме, но при этом на них обсуждаются серьезные темы: например, на одном из первых занятий мы рассматривали структуру волшебной сказки по Проппу на примере «Гарри Поттера».
- В расписании «ФиЛина» на 2020-2021 год темы занятий тоже очень любопытные. Как они рождаются?
- В начале года мы предлагаем преподавателям клуба апробировать интересные им темы, которые, как правило, оказываются невостребованными в учебном плане занятий со студентами – это такие преподавательские хобби. Также в конце учебного года мы делаем два-три занятия, которые условно называем «концерты по заявкам»: узнаем у самих школьников, какие темы им интересны, и проводим лекции на эти темы.
- Значит, основной формат занятий – лекция?
- В Вышке не бывает лекций в традиционном формате. Даже то представление материала, которое кажется лекционным, все равно заставляет преподавателя каждые 3-5 минут спрашивать о чем-то слушателей. Формат занятий в «ФиЛине» типично вышкинский – лекция с элементами интерактива и временем для обсуждения только что услышанного. Диалог на занятиях – обязательный элемент. Поэтому каждый участник клуба может почувствовать себя студентом Вышки. Кроме того, у нас есть несколько хороших традиций, например, традиция европейского Рождества, когда мы говорим о каком-нибудь рождественском стихотворении в русской поэзии, а после устраиваем рождественское чаепитие с чтением стихов и песнями под гитару.
"ФиЛин" стал моим домом с 10 класса. После скучных и откровенно унылых школьных уроков я готова была каждую неделю добираться по два часа на Большую Печерскую, только бы снова оказаться в атмосфере Австрийской библиотеки, слушать первые в своей жизни лекции и утверждаться в выборе Вышки как вуза мечты",
- Елизавета Ветошкина (1 курс, программа «Филология»)
- Какие темы пользуются большей популярностью? Что сегодня интересно школьникам?
- Абсолютные фавориты у наших слушателей – все темы, связанные с иностранными языками и лингвистикой, корпусными исследованиями. В представлении школьников лингвистика – это свод скучных правил, а на самом деле это сложная и интересная наука, что мы и показываем нашим филинятам. Если говорить о литературоведении, то школьникам особенно интересна зарубежная литература, потому что ее нет в школьной программе, и занятия, на которых мы разбираем привычные школьные тексты с необычного ракурса, выстраивая вокруг них детектив.
- И все-таки чего в «ФиЛине» больше – филологического или лингвистического?
- В «ФиЛине» мы стараемся соблюдать баланс между филологическим и лингвистическим – это видно в расписании, в занятиях мы последовательно чередуем филологию и лингвистику. Также есть занятия на стыке: например, когда мы изучаем использование лингвистических методов в решении каких-то филологических задач, или занятия, связанные с иностранным языком, обсуждением книги или совместным просмотром фильма на иностранном языке. Наш задача – помочь школьникам совершить нелегкий выбор между лингвистикой и филологией, определиться, к чему их влечет больше. Но также мы убеждены, что хороший филолог – это немножко лингвист, а хороший лингвист – это немножко филолог, хотя специальности это, конечно, разные.
- Студенты – филологи и лингвисты – тоже могут преподавать на занятиях «ФиЛина»?
- Студенты «Филологии» и «Фундаментальной и прикладной лингвистики» часто бывают в гостях у «ФиЛина»: даже если они не заявлены как спикеры, они все равно присутствуют на лекциях, ассистируют преподавателям и участвуют в обсуждениях. Для школьников это хорошая возможность посмотреть, какими они сами могут стать всего через пару лет. Мы всегда оставляем время после лекции, чтобы школьники могли пообщаться со студентами, расспросить об обучении на программах, о преподавателях, дисциплинах. Мы верим, что это недолгое погружение в университетскую среду помогает школьникам разобраться в своих желаниях и выбрать направление по душе.
"ФиЛин" - отличный способ знакомства с нижегородской Вышкой. Было приятно общаться со студентами и преподавателями, которые объясняли сложные и интересные вещи доступным языком. Именно на занятиях клуба "ФиЛин" я узнала о Национальном корпусе русского языка (НКРЯ), что значительно облегчило написание научной работы в 11 классе",
- Лилит Мелкумян (1 курс, программа «Филология»)
Гельфонд Мария Марковна
Доцент департамента литературы и межкультурной коммуникации