• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа начинающего гуманитария "Совенок"

Каждый день ты сталкиваешься с насущной проблемой: чтобы еще почитать! Отношения Онегина и Татьяны интересуют тебя больше, чем сплетни из жизни звезд. А покупка новой книги – всегда праздник и гарантия прекрасного вечера, который незаметно для тебя переходит в утро! Из-за всего этого ты чувствуешь себя белой вороной среди одноклассников. На самом деле ты не белая ворона! Ты – совенок!

Именно так называется новая школа начинающего гуманитария, которую запускает факультет довузовской подготовки НИУ ВШЭ. На занятиях «Совенка» ты будешь знакомиться с различными формами гуманитарного знания и попробуешь себя в роли исследователя, издателя, переводчика, поэта и даже создателя собственного комикса.

Кого мы приглашаем? 

Всех учеников 8-9 классов, увлеченных литературой.

Целью занятий является: 

  • приобщение учеников 8-9 классов к различным формам гуманитарного знания; 
  • формирование устойчивых навыков к выражению собственных мыслей; 
  • освоение эвристических подходов к чтению;
  • уход от шаблонных схем и механизмов восприятия литературы и культуры.

«Пробуй себя в роли писателя и поэта, издателя и переводчика или автора комиксов!»

32ч
Обучение октябрь-апрель
2 раза в месяц
Стоимость
бесплатно
Время
Вс 13:00 - 14:45

 

Зарегистрироваться

 

Программа занятий

 

1

Вводное занятие. «Гарри Поттер»

Знакомство: несколько слов о себе (каждый из учеников и преподаватель рассказывают о себе в той форме, которую считают возможной), важное условие – назвать любимую книгу и что сейчас читает. 

Цели, задачи занятий. Зачем мы читаем? Почему читать – это весело!

Как сделан Гарри Поттер. О значащих именах и необычных фамилиях. Как построены заклинания. 

Практикум: 1. Придумать заклинание, учитывая те принципы, которые мы обозначили.

                     2. Придумать внешний вид своего патронуса, рассказать историю, почему такой, а не иной.

Домашнее задание: Дж.К.Роулинг «Гарри Поттер и философский камень».

2

«Гарри Поттер» (продолжение)

Как перевод влияет на судьбу книги. 

Практикум: 1. Убедите Распределяющую шляпу: Я должен стать студентом факультета …

                     2. Если бы я был магом, то я бы…

Домашнее задание: Ф.Беннет «Маленький лорд Фаунтлерой».

3

«Маленький лорд Фаунтлерой»

Замковая Англия. Почему ситцы и фарфоры в мелкий цветочек такая же часть жизни английского аристократа, как обучение королевскому английскому.

5 o’clock – чаепитие в классическом стиле.

Практикум: 1. Сложно ли человеку оказаться в чуждой для него среде? Есть ли в изученных произведениях в школьной программе что-то похожее?

                     2. Описать благотворительный проект и его миссию.

Домашнее задание: Комиксы о Супермене, Зеленом фонаре, Слэше, Бэтмене, Аквамэне и Чудо-Женщине (по 1 про каждого).

4

Комиксы

Комиксовая культура как одна из основ современной культурной модели. Лига Справедливости Америки.

Практикум (на выбор): 1. Создать свою модель Лиги Справедливости (какие супер-герои, их способности и миссия).

………………………   .2. Комикс на любую актуальную тему.

Домашнее задание: Принести на электронном носителе свою любимую песню и быть готовым рассказать, почему именно эта песня.

5

Рок-поэзия

Феномен роковой культуры. Величайшие рок-баллады (по моей версии!).

Практикум: 1. Написать текст рок-баллады (тематика любая).

Домашнее задание: стихи для детей В.В.Маяковского. 

6

Детская литература 20-30 годов ХХ века. Поэзия!

Как писали для детей 100 лет назад. «В городе», «Живые машины Владимира Тамби», стихи для детей В.Маяковского.

Практикум: Как должна выглядеть книга для детей сегодняшнего дня (написать, нарисовать, оформить).

Домашнее задание: Дж.Р.Толкин «Хоббит», «Властелин колец» (по возможности); посмотреть трилогию «Властелин колец» в прокатной версии (по согласованию с родителями).

7

«Хоббит» и «Властелин колец»

«Иклинги». Экранизация и литературная основа. Сиквел и приквел. Прокатная и режиссерская версии. Понятие интертекста: как «Хоббит» и «Властелин колец» связаны друг с другом.

Практикум: Просмотр разночтений между прокатной и режиссерской версией. Обсуждение.

Домашнее задание: подарок для друга.

8

Письмо деду Морозу в разных жанрах и стилях

Рождественские и новогодние традиции различных стран и народов. 

Практикум: Как именно к нам приходит праздник? Пишем письмо Деду Морозу в стилях и жанрах, которые каждый для себя вынимает из новогоднего мешка по принципу лотереи. Сочинение-идея (от одного слова до 3 предложений): «Чем бы я украсил елку?» Обсуждение трех самых оригинальных вариантов.

Обмен подарками. Праздничное чаепитие.

Домашнее задание: Прочитать «Тома Сойера». Выбрать 1-2 отрывка, показавшихся смешными.

9

«Том Сойер»

М.И.Цветаева «Книги в красном переплете». Почему «Том Сойер» - это смешно? Природа комического.

Практикум: Кто прав Том или тетя Полли?

Составить карту поиска сокровищ, придумать сопровождающую клад историю и решить, как должна выглядеть детская республика, на каких основах управляться и стоит ли вообще становиться пиратом, чтобы почувствовать себя свободным.

Домашнее задание: Серия «Артур и минипуты» (можно одну книгу на выбор).

10

«Артур и минипуты»

Кому и за что мстит Урдалак: как пост-панк может стать литературой для детей. Почему Плава-Лагуна и минипуты – родственники?

Практикум: Диспут на тему: «Месть – это блюдо, которое подают холодным? Или мстить – вещь, на которую не стоит тратить и минуты жизни».

Домашнее задание: «Под пологом пьяного леса». «Тайна третьей планеты» (серия книг об Алисе Селезневой и мультфильм).

11

«Под пологом пьяного леса» и «Тайна третьей планеты»

Путешествие как литературный прием: почему современная европейская литература началась с дорожных записок. 

Практикум: Создать маршрут экспедиции (имеющей любую миссию), снабдив информацию об остановках (всех или ключевых) развернутыми путевыми комментариями, которые при синхронном прочтении превращались бы в связный текст, имеющий содержательную и дидактическую стороны.

Домашнее задание: любая из книг цикла «Хроники Нарнии».

12

«Хроники Нарнии»

Солярный миф о рождении и умирании: от культов Азии к главным гуманистическим произведениям мировой литературы. И почему Аслан – одно из лучших воплощений образа Христа в мировой литературе.

Практикум: Что скрывает Ваш шкаф? Написать сценарий фильма/сериала/мультфильма; по возможности (если есть владение подобными навыками) создать с помощью техники монтажа готовый видеоряд, имеющий визуальную и содержательную целостность. Работа по группам.

Домашнее задание: «Вий», «Сорочинская ярмарка», «Страшная месть», «Тарас Бульба», 2-3 сказки в обработке братьев Гримм. По согласованию с родителями! – «Гоголь: Страшная месть» и 

13

Гоголь и братья Гримм как герои нового времени

Почему Гоголь дерется на мечах и обладает паранормальными способностями, Пушкин – глава ордена по борьбе с вампирами, а братья Гримм ловят нечисть: культура фанфиков, ее актуальность и практический смысл.

Практикум: Создать собственный фанфик (возможна работа в соавторстве), представить его, предварительно рассказав о реальных персонажах, событиях или произведениях, биографии, хроники или сюжеты которых легли в основу фанфика.

Домашнее задание: легенды и мифы Древней Греции, (по выбору) «Царь Эдип», «Антигона», «Медея», (по выбору) одна из книг цикла о Перси Джексоне или одна из книг вселенной Терри Пратчета.

14

Мифы и легенды Древней Греции

Что такое миф? Миф и религия. Миф как часть культурной парадигмы. Миф и фентези.

Практикум: Создать профиль мифологического персонажа в социальной сети, указав не только увлечения, сферу профессиональных интересов, но и окружив его контекстом семьи и друзей.

Домашнее задание: «Путешествие на Кон-Тики» ( по желанию – «Путешествие на Ра»).

15

«Путешествие на Кон-Тики»

Пришел ли Кон-Тики из-за моря: вечные темы и сюжеты мировой мифологии. И как вера в литературный сюжет может изменить мировую историю: Генрих Шлиман и Гомер, миф о Минотавре и Артур Эванс.

Практикум: Работа по группам. Первой группе будет предложено «расшифровать» текст Фестского диска. Второй группе будет предложено «расшифровать» стелу майя. Третьей группе будет предложено «расшифровать» табличку из города, принадлежавшего утраченной цивилизации, существовавшей на территории современной Индии.

После «расшифровки» каждая команда должна будет придумать и представить историю, связанную с каким-то ключевым моментом в жизни предложенных цивилизаций (основные сведения, касающиеся этих культур будут представлены каждой команде в раздаточном материале).

Домашнее задание: волшебная сказка «Медное, серебряное и золотое».

16

«Медное, серебряное и золотое»

Почему мы читаем сказки: фольклор как важнейшая составляющая жизни человека, в том числе и современного. Где заканчивается «ложь» и «намек» сказки и начинается память о забытом и иногда утраченном прошлом. Адаптированное изложение теории В.Я.Проппа. Что важно в литературной сказке? Мифология, сказка и фентези.

Практикум:

Домашнее задание: Придумать историю, которая ляжет в основу RPG. Прислать в группу и путем голосования выбрать, чья история (чьи истории) лучшая.

17

RPG

Обсуждение игры: выбор Мастера подземелий, детализация персонажей, локаций, выработка конечной стратегии.

Домашнее задание: работа над игрой по заданию.

18

Свободный микрофон

Занятие, на которое можно пригласить родителей, друзей, учителей, потому что главная тема – игра в придуманную накануне игру!

Подведение итогом. Финальное чаепитие.