• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследования по нейролингвистике

8 октября 2021 года состоялась традиционная нейролингвистическая пятница, на которой слушатели узнали о том, как искать литературу для научных работ, и затем ознакомились с исследованием сотрудников Центра языка и мозга НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.

Исследования по нейролингвистике

В начале встречи директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Гронская Наталья Эдуардовна познакомила участников собрания с текущей работой Центра и рассказала об интересных проектах.

После небольшого вступления Натальи Эдуардовны стажер-исследователь ЦЯиМ  НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Наталья Антонова провела мастер-класс, который касался очень важной и прикладной темы поиска научной литературы.

 


В ходе диалога с аудиторией были выведены такие критерии отбора научного журнала, как год издания, рейтинг и цитируемость. Докладчик познакомил слушателей с сайтами Scopus и Web of Science, с помощью которых можно легко определить рейтинг журнала.



Также было отмечено, что квартиль, определяющий ранг научного журнала, может отличаться в разных областях научных исследований или меняться с течением времени. Наталья Антонова посоветовала участникам встречи получить доступ к электронной библиотеке НИУ ВШЭ, дающей студентам университета возможность бесплатно ознакомиться с базами научных публикаций ведущих отечественных и зарубежных журналов. Кроме того, для слушателей был организован мастер-класс по поиску статей по ключевым словам с помощью системы Google Scholar. Все имели возможность на примере убедиться, что первый запрос не всегда дает исчерпывающую информацию и подобрали наиболее подходящий материал для предполагаемого исследования. Докладчик также поделился пошаговым планом работы с научной статьей, познакомил слушателей с референс-менеджерами Mendeley и Zotero, которые позволяют хранить и сортировать статьи для дальнейшего использования в научной работе.



Затем студентки 4 курса ОП «Фундаментальная и прикладная лингвистика» факультета гуманитарных наук  и стажеры-исследователи ЦЯиМ НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Мария Нелюбина и Анастасия Сурова рассказали о проведенном ими исследовании, которое стало основой для их курсовой работы и обеспечило победу в конкурсе НИРС. Мария Нелюбина напомнила посетителям семинара о том, что такое афазии и каковы последствия, рассказала о различиях афазий при опухоли мозга и при инсульте.

Для каждого, кто интересуется нейролингвистикой, важно знать, что афазия – это приобретенное нарушение речевой функции, вызванное локальным органическим повреждением головного мозга. Афазия не указывает на наличие врожденного расстройства психики или нарушения интеллекта. Данный вид нарушений речи может возникать в результате инсультов, опухолей и травматических повреждений. В нейролингвистическом сообществе существует две основных классификации афазий: классификация А.Р. Лурии и Бостонская классификация.

Докладчики отметили, что существует два подхода к анализу спонтанной речи:

     микролингвистический подход включает в себя нарушения на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровне;

     макролингвистический подход затрагивает целостность, связность и информативность речи.

В работе М. Нелюбиной и А. Суровой сравнивается связь между микро- и макролингвистическими нарушениями после резекции опухоли и после инсульта.

 

В ходе исследования были отобраны результаты до- и послеоперационного тестирования 122 пациентов в возрасте от 18 до 74 лет, перенесших резекцию опухоли в левом полушарии. Испытуемые были протестированы на субтестах Русского Афазиологического Теста «Называние объектов», «Называние действий», «Порождение предложений» и «Порождение дискурса».

Исследователи пришли к выводу, что характер речевых нарушений при послеоперационной афазии действительно отличается от нарушений при постинсультной афазии, даже в случаеодинаковой локализации поражения.

Прошедший семинар был наполнен большим количеством интересной и полезной информации и, безусловно, понравился слушателям, которые теперь с нетерпением ожидают следующей встречи. 


Студенты ФиПЛ
Анастасия Матущак
Павел Шкунов