• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нейропятница: чтение при дислексии

29 октября 2021 года в онлайн-формате состоялась нейролингвистическая пятница, на которой с докладом выступила сотрудница московского Центра языка и мозга Ольга Александровна Паршина. Она рассказала об исследовании на тему «Глобальные процессы чтения на русском языке у детей с риском дислексии», которое на данный момент находится в стадии публикации.

Из архива ЦЯиМ-НН

Из архива ЦЯиМ-НН

Многие люди уверены, что мы читаем все слова по порядку в одном темпе, однако современные исследования показывают, что это далеко не так. Технология под названием айтрекинг позволяет исследователям наблюдать за движениями глаз человека во время чтения и отмечать траекторию.


специальные очки для айтрекинга

С помощью этой технологии были выявлены основные типы движений:

  1. фиксации (фокусировка на определенном слове);
  2. пропуски слов (мы часто пропускаем служебные и короткие слова, так как они хорошо нам знакомы);
  3. регрессии (возвращения к началу слова или предложения), которые демонстрируют когнитивные процессы, например сигнализируют о трудностях при чтении.


По разным типам движений глаз можно различить трудности лексического доступа, проблемы с интеграцией слова в контекст или трудности синтаксической обработки.

Дислексия это нейробиологически обусловленная избирательная неспособность к овладению навыком чтения. Она влияет на скорость и правильность чтения, понимание прочитанного. Согласно данным исследований дислексией страдают до 10% процентов населения (Sprenger-Charolles et al., 2011). До сих пор неизвестно, как именно возникает это расстройство, но существуют две теории:

  1. Крупноклеточная теория (Stein, 2001), согласно которой дислексия возникает из-за трудностей с окуломоторными навыками (то есть нарушения движений глаз);
  2. Фонологическая теория, согласно которой трудности с чтением происходят из-за нарушений в фонологической обработке языка. 

В ходе различных исследований чтения при дислексии были выявлены следующие особенности:
  • более длинные фиксации (требуется много времени для прочтения слова);
  • большее количество фиксаций; 
  • большее количество пауз и регрессий при чтении;
  • меньшее количество пропусков коротких слов.

Ольга Александровна Паршина и коллеги из ЦЯиМ исследовали процессы чтения у русскоговорящих детей с 1 по 5 класс. Всего в эксперименте участвовало 72 ребенка с риском развития дислексии и 72 ребенка из группы нормы. Участники читали 30 простых предложений из Детского Корпуса Предложений, а движения их глаз при этом фиксировали с помощью технологии айтрекинга.

Исследователи пытались понять, отличаются ли у детей с риском дислексии и у обычных детей базовые параметры движения глаз, и как эти параметры меняются с возрастом. В ходе исследования траекторий перемещения глаз выяснилось, что дети с дислексией читают медленнее и дольше фиксируются на словах. С возрастом скорость чтения снижается, но различия у двух групп все еще остаются.

Еще один вопрос — какие глобальные процессы чтения существуют у детей с трудностями чтения и без? Изменяются ли эти процессы с возрастом? Глобальные процессы чтения подразумевают движения глаз не на отдельных словах, а в целом предложении. В ходе исследования были выявлены scanpaths — последовательности движений глаз при прочтении предложений. Благодаря сравнению «сканпафов» разных участников у группы нормы и группы с риском дислексии выявились особенные процессы чтения. Эти процессы отражаются в таких параметрах как скорость, количество регрессий и фиксаций. «Сканпафы» поделили на 5 процессов — от beginner до fluent в зависимости от характеристик. 

Дети из группы нормы в первом классе уже читают на уровне intermediate, а к 4 и 5 классу достигают уровня fluent, то есть читают примерно как взрослые. Дети из группы нормы начинают с процесса beginner, то есть с самой медленной скорости, со 2 по 4 класс находятся на уровнях intermediate или upper-intermediate  и только к 5 классу начинают читать на уровне advanced (что ниже fluent). До самого продвинутого процесса чтением дети с риском развития дислексии не доходят даже в 5 классе.

Можно заметить, что глобальные процессы чтения с возрастом изменяются для обеих групп, но это происходит с разной скоростью. Дети с трудностями в овладении навыками чтения отстают от своих товарищей из группы нормы на 2-3 класса. Для старших классов основной характеристикой становится скорость. С возрастом она уменьшается, растет количество пропусков коротких слов. Однако эти данные меняются для разных языков и причину этого ученым только предстоит выяснить.


Студенты нижегородского кампуса очень благодарны Ольге Александровне за предоставленную возможность узнать больше об актуальных исследованиях в сфере нейро- и психолингвистики. 

Студенты ФиПЛ

Анастасия Матущак
Павел Шкунов