• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка продолжила рост в рейтинге ведущих университетов мира THE

В рейтинге Times Higher Education Высшая школа экономики представлена на позиции 351–400 в мире среди 1102 вузов, перейдя по сравнению с прошлым годом (группа 401–500) в более высокую группу вузов и заняв при этом 4 место среди 27 российских вузов. 

Лучший результат среди вузов из России показывает старейший российский вуз — МГУ (194 место). За ним следуют три вуза-участника Проекта 5–100, значительно улучившие свои результаты по сравнению с прошлым годом: МФТИ (251–300), ТПУ (301–350) и ВШЭ.

Следующая группа участников Проекта 5–100 (кроме СПбГУ) сохранила свои позиции по сравнению с прошлым годом в группе 401–500: МИФИ, Казанский федеральный университет, Новосибирский государственный университет и СПбГУ, в группе вузов на позициях 501–600 находятся Томский государственный университет и университет ИТМО.

Второй год подряд ВШЭ показывает рост в рейтинге, последовательно укрепляя свои позиции по показателям международной репутации, что обеспечивается ростом качества публикаций и их цитирований, признанием ВШЭ среди зарубежных экспертов как одного из лучших исследовательских и образовательных университетов мира. Спектр предметов ВШЭ при этом растет — помимо традиционных для ВШЭ направлений в области социально-экономических наук, растет признание ВШЭ и как глобального партнера в области математики и компьютерных наук.




Мария Юдкевич, проректор ВШЭ, о росте наукометрических показателей

Высшая школа экономики уже много лет реализует широкомасштабную программу поощрения авторов публикаций в авторитетных научных изданиях. Особое внимание мы уделяем дифференциации такой поддержки в зависимости от уровня журнала, конференции, издателя монографии. Авторы публикаций в топовых источниках, прошедших строгое рецензирование и читаемых учеными всего мира, могут рассчитывать на ежемесячную прибавку к зарплате в размере порядка 80–100 тысяч рублей, и это, конечно, и мотивирует, и дает возможность сосредоточиться на преподавании и исследованиях.

Еще один фактор, обеспечивающий быстрый рост числа публикаций в высококлассных журналах — расширяющееся сотрудничество с ведущими иностранными специалистами, приезжающими к нам на работу, в том числе на полную ставку, привлечение иностранных исследователей к руководству международными лабораториями, руководству студентами и аспирантами. Это может не давать сиюминутной отдачи, но в долгосрочной перспективе дает ее обязательно, и мы уже видим первые результаты.

Наконец, стоит отметить развитие новых для НИУ ВШЭ научных направлений, прежде всего в области точных, технических и естественных наук, в которых процент авторов, публикующихся в международных изданиях, учитываемых рейтингом THE, пока еще выше, чем в общественных и гуманитарных дисциплинах, более традиционных для нашего университета. Сейчас авторы Вышки регулярно публикуются в таких разнообразных топовых журналах как Physical Review Letters, The Lancet или Optics Express, выступают с докладами на лучших конференциях по актуальной теме нейросетей и машинного обучения, публикуют монографии в лучших университетских издательствах мира.

Если говорить о количественных индикаторах, то число статей в верхней четверти наиболее цитируемых журналов по базе Scopus, используемой THE, выросло у нас со 105 в 2012 году до 369 в 2016, а общее число ссылок на публикации 2012–2016 годах без учета самоцитирований превысило 13000.


Иван Простаков, проректор ВШЭ, о показателях интернационализации

Показатели интернационализации НИУ ВШЭ, которые учитывают рейтинговые агентства для своих расчетов, неуклонно и быстро растут. Так, за минувшие четыре года доля иностранных исследователей и преподавателей, включая российских преподавателей со степенью PhD, выросла с 5 до почти 11%, а доля иностранных студентов — с 3 до 8%. Но продвижение в рейтингах и улучшение показателей — все-таки не самоцель.

За «показателями интернационализации» стоит огромная содержательная работа всех сотрудников и подразделений Вышки, которая способствует увеличению количества межуниверситетских партнерств, появлению новых совместных образовательных программ, интенсивной студенческой мобильности, появлению новых образовательных продуктов, таких, например, как «Летний университет», «Математика в Москве» или «Семестр в Москве» для иностранцев. Наконец, это и повышение деловой культуры университетской среды: так, доля англоговорящего административного персонала основных образовательных программ выросла в 2013–2017 годах с 5 до 65%. Мы, безусловно, должны радоваться и гордиться нашему продвижению в рейтингах, не забывая при этом, что они являются лишь одним из интегральных результатов реального развития нашего университета.

НИУ ВШЭ в рейтингах

Методология рейтинга представлена двухуровневой структурой. На первом уровне 5 групп: Преподавание (30%), Исследования (30%), Цитирование (30%), Интернационализация (7,5%), Доход от исследований (2,5%). Каждая группа в свою очередь состоит из нескольких индикаторов второго уровня, всего по 5 группам 13 индикаторов. Расчеты всех индикаторов базируются на показателях, которые собираются из 3 источников: опроса международных экспертов, библиометрической базы Scopus и данных, которые предоставляют сами вузы.