• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты магистратуры нижегородской Вышки создали бизнес-модель уникального ресторана для ТРЦ

"Специалистами в тысяче микрообластей" стали студенты магистерской программы "Финансы" факультета экономики, которые в рамках проектной работы создали бизнес-модель уникального семейного ресторана на основе недорогого монопродукта. Заказчиком проектной работы выступил ТРЦ МЕГА-Нижний Новгород.

Студенты магистратуры нижегородской Вышки создали бизнес-модель уникального ресторана для ТРЦ

iStock

Проектная деятельность – обязательный компонент учебного процесса в Вышке, который развивает у студентов профессиональные компетенции и "прокачивает" личностные качества. В рамках магистерских программ реализуются исследовательские и практико-ориентированные групповые проекты. Заказчиками выступают ведущие компании Нижнего Новгорода, такие как IKEA, Сбербанк, Intel и другие. Многие проекты не только приносят студентам уникальные знания и позволяют получить новые навыки, но и обретают шанс на их последующую реализацию в условиях реального бизнеса. Так, студентки нижегородской Вышки смогли разработать бизнес-модель ресторана для ТРЦ МЕГА-Нижний Новгород (далее – МЕГА). Девушки успешно защитили свою работу перед заказчиком и получили заслуженное финансовое вознаграждение.

В течение полугода над проектом трудилась команда из пяти студенток магистерской программы "Финансы" факультета экономики - Елена Гришина, Екатерина Харкевич, Ольга Соболева, Юлия Забара и Екатерина Лунина. Координировала их действия преподаватель кафедры финансового менеджмента НИУ ВШЭ - Нижний Новгород Светлана Борисовна Сандуляк. 

Переговоры с МЕГОЙ

До старта проекта была проведена значительная подготовительная переговорная работа заведующего кафедрой финансового менеджмента Алексея Станиславовича Макарова с представителями МЕГИ. Алексеем Станиславовичем были согласованы условия выполнения проекта и все организационные моменты. Так, проект для МЕГИ появился в списке доступных для выбора студентами на предстоящий учебный год.

Задача

Основной задачей команды стало создание полноценной бизнес-модели ресторана. На первой организационной встрече представители МЕГИ рассказали о концепции, сформулировали требования, обозначили сроки – одним словом, определили все, что сочли нужным и возможным для начала работ. После того, как участники получили на руки письменный документ с требованиями заказчика, проект стартовал.

- Нам нужно было создать готовую бизнес-модель ресторана, в котором основу меню составлял бы недорогой монопродукт. Мы должны были предоставить готовый бизнес-план: финансовые расчеты эффективности и прибыльности проекта, затраты на его реализацию, планировку ресторана с полноценной рассадкой, исходя из выделяемой для ресторана площади, примерное меню, даже дизайн помещения и рабочий логотип, - рассказывает Екатерина Лунина.

Команда

Командный проект предполагает распределение ролей. От того, насколько грамотно разделены  зоны ответственности, зависит и слаженность рабочего процесса, и конечный результат всех трудов. Ольга Соболева делится деталями организации команды: "Каждая из нас выбирала наиболее близкие для себя задачи, а если были сложности, то подключались все вместе".

Поэтому над проектом было особенно приятно работать, каждая чувствовала ответственность за свой "блок" и вкладывала в работу душу, - отмечает Елена Гришина.

Реализация

На выполнение задания у девушек было шесть месяцев, в течение которых требовалось реализовать несколько этапов проекта со строгими дедлайнами.

Мы составляли календарный план-график работ с использованием диаграммы Ганта, декомпозировали задачи и очень старались сделать все в срок. У нас были промежуточные консультации с руководителем проекта и заказчиками, - рассказывает  Юлия Забара.

Начало проекта было связано с большой подготовительной работой через погружение в особенности ресторанного бизнеса, в этом участвовала вся команда.

- Все началось со сбора внушительного объема разноплановой информации о рынке общественного питания, потенциальных конкурентах, ценах на продукты и многих других аспектах работы ресторанов, - делится Елена Гришина.

Студентки провели опрос, который помог выявить потенциальный спрос на услуги общественного питания. Маркетинговое исследование в форме онлайн-анкетирования на базе сервиса Google-формы позволило выявить потребительские предпочтения. Результаты помогли девушкам скорректировать траекторию в разработке меню и определиться с особенностями обслуживания клиентов. Так стало ясно, что вместо системы самообслуживания целесообразнее предложить заказчику  вариант организации ресторана с обслуживанием официантами.

Девушки не только задействовали знания, полученные за все время учебы в университете, но и вышли за пределы изученного.

Для решения определенного перечня задач мы привлекали знания и умения, полученные в процессе обучения в Вышке, для отдельных заданий приходилось искать информацию в интернете и других источниках. Конечно же, нам активно помогала Светлана Борисовна, которая не бросала нас в трудную минуту, - отмечает Елена Гришина.

Информативно ценной и реально полезной стала одна из встреч с техническими специалистами МЕГИ непосредственно на территории ТРЦ. Студентки провели несколько часов, обсуждая различные аспекты работ, связанные с подготовкой ресторана к открытию, – от погружения в особенности функционирования инженерных коммуникаций до оценки планировок действующих ресторанов и кафе на фуд-корте МЕГИ. Во время той встречи девушкам показали потенциальное месторасположение ресторана, что позволило сделать достаточно реалистичные расчеты статей расходов, связанных с проектированием, закупкой и монтажом оборудования для всех инженерных систем ресторана, обеспечивающих его функционирование. Диалог с узкопрофильными специалистами позволил внести ясность и в другие детали бизнес-модели.

- Нам было сложно самостоятельно рассчитать такие инвестиционные затраты на открытие ресторана, как разработка проектной документации инженерных систем, отделочные работы (фасадная металлоконструкция, обустройство полов, потолков, стен), монтаж инженерных систем (система электроснабжения, освещения, противопожарной безопасности, водоснабжения и канализации, вентиляции и кондиционирования, видеонаблюдения и охраны), - делится воспоминаниями Екатерина Харкевич.

О технических моментах мы поговорили с представителями профильных служб торгового цента. Строители посоветовали нам, какие материалы следует использовать, чтобы соответствовать всем нормам техники безопасности. Это был уникальный опыт, - рассказывает Екатерина Лунина.

За это время девушки стали "специалистами в тысяче микрообластей" – от финансовой сферы до дизайна интерьера.

Трудности

Эта работа велась без отрыва от образовательного процесса. 

Работать, ходить на пары, делать домашнее задание и заниматься проектом, успевая при этом уделять время себе, семье и друзьям. Кажется, в те 6 месяцев в сутках было больше 24 часов, - вспоминает Юлия Забара.

Кроме того, до начала работы над проектом никто из команды не сталкивался с такой масштабной задачей, а еще и в сфере специфичного  ресторанного бизнеса.

- Мы не совсем понимали, что в принципе нужно для открытия ресторана: начиная с юридических документов и заканчивая количеством столовых приборов, сколько нужно плит, холодильников, нужны ли они вообще, - отмечает Екатерина Лунина.

Выполнение задач по проекту не ограничивалось пятидневной рабочей неделей. Девушки "с головой" погрузились в работу.

- Был период, когда мы с командой собирались у кого-то дома несколько выходных подряд для "мозгового штурма" и решения текущих задач, - рассказывает Елена Гришина, - с одной стороны, мы настолько погрузились в проект, что он стал нашим общим детищем, а с другой - с этим было сопряжено немало эмоциональных переживаний. Лично мне было сложно оценить потенциальный спрос на блюда из меню, разработкой которого среди прочих задач я занималась. С этим во многом были сопряжены трудности выстраивания ценовой политики будущего ресторана.

Оценка результатов

После того, как проектная команда была готова презентовать результаты работы заказчику в лице представителей МЕГИ, все понимали, что проект должен пройти трехуровневую оценку.

На первом этапе работа рассматривалась курирующими преподавателями НИУ ВШЭ (Алексеем Станиславовичем Макаровым и Светланой Борисовной Сандуляк) на соответствие академическим требованиям, а также состоятельность получившейся бизнес-модели.

На втором этапе проект оценивал заказчик - ТРЦ МЕГА-Нижний Новгород: рассматривалось соответствие готового результата исходным требованиям и заявленной концепции.

На третьем этапе проект презентовался потенциальным инвесторам - представителям нижегородского ресторанного бизнеса, которые по достоинству оценили его финансовую успешность по прогнозным показателям. Проект получил оценку "отлично", а команда - еще и денежный бонус от МЕГИ, ответственные представители которой сразу во время защиты проекта дали позитивный отзыв о проделанной работе проектной команды.

Слово руководителя

 Руководитель проекта Светлана Борисовна Сандуляк с особой теплотой вспоминает о командной работе в этом непростом проекте.

Сандуляк Светлана Борисовна

Кафедра финансового менеджмента (Нижний Новгород)

- Считаю, что команда успешно справилась с задачей. Ответственное отношение, креативный подход и умение работать в условиях дедлайна – все, что отличает девочек, помогло получить такой блестящий результат. Возможно, этот проект получит еще не раз отклик у каждой из участниц через востребованность всех знаний и навыков, которые им дала работа, как хороший бонус в дополнение к тому, чему они учились в университете

Достижения

По итогам защиты проекта перед заказчиком и преподавателями НИУ ВШЭ – Нижний Новгород каждая участница команды получила максимально возможный балл за работу (10 баллов). По словам девушек, наивысшая оценка в ведомости – это далеко не единственное достижение в рамках завершения полугодового проекта.

Из личного архива

Студентки поделились своими впечатлениями от полученного опыта.

Ольга Соболева: "Наша главная победа - это результат, который оказался востребован рынком. Для меня очень важно было осознать, что те знания и навыки, которые мы получили в Вышке, мы смогли применить на практике так, что даже профессионалы высоко оценили наш труд".

Екатерина Лунина: "Мне бы хотелось посоветовать всем студентам хоть раз поработать в проекте – это помогает почувствовать, как знания, полученные на лекциях, превращаются в живое дело".

Елена Гришина: "Полгода работы над проектом мы с командой провели так, будто готовились к открытию собственного бизнеса, вложили в дело много сил и времени. Я получила новый опыт разработки бизнес-модели "от А до Я" со всеми сопутствующими этому трудностями, в достаточно тесной коммуникации с представителями бизнеса".

Юлия Забара: "Настоящим чудом было свести многостраничную оборотно-сальдовую ведомость. Мы много раз делали это на парах, но опробовать это в жизни не предоставлялось возможным. Спасибо Вышке за то, что научила делать, казалось бы, невозможное и не отступать от цели, а также за эту возможность попробовать свои силы в реальном проекте, Светлана Борисовна, спасибо, что не давали расслабиться и всегда приходили на помощь!"

Екатерина Харкевич: "Я считаю, что эта наша общая победа над страхом, который был в начале проекта, так как для нас это был очень большой объем работы. Благодаря совместным усилиям, поэтапному выполнению каждой поставленной задачи, помощи Светланы Борисовны – мы справились!"