«Ключевая проблема в том, что вуз рассматривается как некая полоса препятствий»
В понедельник, 19 апреля, в рамках XXII Апрельской международной научной конференции открылся Дискуссионный клуб ВШЭ и Сбера. Первая сессия была посвящена вызовам и трендам системы высшего образования. Эксперты пришли к выводу, что необходимо сделать ее более клиентоориентированной, добиться того, чтобы полученные навыки, в том числе умение принимать решения и нести за них ответственность, обеспечивали студентам дальнейший успех в жизни.
«Вызовы и тренды российского высшего образования: как обеспечить успех студентов?». Так сформулировали тему первой дискуссии организаторы Дискуссионного клуба ВШЭ и Сбера. Открывая мероприятие, его модератор Марина Ракова, вице-президент, директор дивизиона «Цифровые платформы образования» Сбера, предложила поговорить о том, какие уроки стоит извлечь из прошедшего пандемического года, что важно предпринять, чтобы обеспечить успех каждого студента, как вовлечь в процесс развития образовательной системы всех, кто в этом заинтересован – от студента до инвестора.
Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, отметил, что «в последний год, даже не годы, а именно год, в мире происходит сдвиг в дискуссиях об образовательной политике – фокус переносится в значительной степени на успех каждого студента». «Университет является источником долгосрочной генерации валового внутреннего продукта через разницу зарплаты людей с высшим образованием и без образования», – сказал он. Россия относится к странам с высокой отдачей на высшее образование, и в среднем эта разница составляет 50%. Он привел оценки, согласно которым, модернизация системы образования, которая ведет к росту зарплатной премии большинства выпускников, а не только тех, кто учится в лучших вузах, увеличению числа и прибыльности технологических стартапов и повышению инвестиционной привлекательности регионов, может дать 1,4-1,5% ВВП к 2030 году.
«В нашем вузе есть традиция сравнивать траекторию обучения в разные годы обучения на схожих курсах. Мы выяснили, что весенний семестр 2020 года сильной разницы не показал», – поделился информацией Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета. По его словам, удаленная форма обучения не привела к сильному снижению результатов обучения. И все же зимняя сессия текущего года выявила: разрывы есть, в среднем на 5% стали учиться хуже. Причем на 12% – в группе студентов с худшим уровнем результатов обучения. Иными словами, «за этот период вырос разрыв между сильными и слабыми», – рассказал ректор.
Нельзя игнорировать те, возможности, которые создала новая реальность, мы должны их использовать. Но помимо этого мы должны отвечать на вызовы общества, в том числе, используя технологии, полагает Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики. При этом он обозначил главную, на его взгляд, проблему в сегодняшнем образовательном процессе: «Ключевая проблема сегодня состоит в том, что большинство студентов не связывает свое видение профессиональной карьеры с тем набором курсов, которые они изучают в университете. Вуз рассматривается как некая полоса препятствий, но не как инвестиции в конкретные компетенции. Это было до пандемии, остается так и сейчас».
За несколько лет до начала пандемии, рассказал ректор, Вышка проводила масштабные исследования, и они показали, что две трети студентов очного обучения на втором, третьем, четвертом курсе в среднем работают 24 и больше часа в неделю: «Грубо говоря, они работают full-time. И у 80% этих студентов работа не связана с профессиональными компетенциями, которые они одновременно получают в вузе».
По мнению Ярослава Кузьминова, необходимо ввести гибкую систему, которая включает базовый бакалавриат и прикладной бакалавриат со включенным образовательным стандартом. По его мнению, после двух лет обучения студент должен иметь возможность поменять траекторию обучения, если он этого хочет. И при этом получить официальный документ по итогам этих двух лет. Дело в том, говорит ректор, что сегодня существует колоссальный разрыв между запросом общества к системе образования и тем, что она ему предлагает. Систему с базовым и прикладным бакалавриатом поддерживает президент страны, напомнил он, но пока движения в эту сторону со стороны регулятора не видно.
Заместитель министра науки и высшего образования России Дмитрий Афанасьев в свою очередь рассказал, что в министерстве сейчас идет работа над документом, который подытожит опыт, полученный в результате работы в новой реальности, и назовет практики, которые «мы должны взять с собой в будущее». Если говорить о том, куда движется система, сказал замминистра, то это «развитие автономии образовательных организаций в рамках договоренностей о стандартах». Но стандарты будут создавать лишь внешние рамки. Сейчас обсуждается «новый макет государственных образовательных стандартов, которые предлагается распространить на более широкую область образования, с тем, чтобы образовательная организация могла сама выстраивать программы, в том числе на междисциплинарной основе». Кстати, добавил замминистра, в новые нормы закладывается расширение возможностей менять траекторию обучения.
Ректор Российского транспортного университета Александр Климов предложил объединить интеллектуальные и образовательные ресурсы Москвы в единое пространство. «В Москве 140 университетов, но нет ни одного серьезного проекта, который позволил бы использовать образовательные ресурсы друг друга, использовать те клубы внеучебной деятельности, которые есть в университетах. Мне кажется, назрел вопрос о создании единого студенческого электронного билета, который даст возможность любому студенту или сотруднику одного университета попадать на территорию другого университета, пользоваться его интеллектуальными, библиотечными ресурсами», – сказал он. По мнению Александра Климова, это «хорошая история, которая могла бы выдвинуть Москву на передовые мировые позиции» и помогла бы реализовать возможность создания развернутых образовательных траекторий для студентов.
Марина Ракова отметила, что в ходе обсуждения были проговорены инициативы, которые вузы и регуляторы смогут реализовать. Это мягкие и специальные (например, языковые и цифровые) навыки, персонализация образовательных программ, работа с кадровым потенциалом, в том числе привлечение зарубежных преподавателей и т.д. Подводя итог дискуссии, вице-президент Сбера спросила присутствующих, каким они видят образ успешного студента, с учетом того, что, по экспертным оценкам, нынешнее поколение студентов сменит отрасль и профессию четыре раза в течение жизни, а следующее будет делать это в среднем восемь раз. «Что такое успех каждого студента?», – задала вопрос Марина Ракова.
«Мне кажется, что вообще не нужно прописывать портрет успешного студента», – считает Игорь Реморенко. Успешные студенты очень разные, которые следуют очень разными траекториями, поэтому нужна гибкая модель образования. Александр Климов поддержал эту точку зрения: «Наша задача предоставить, как можно более широкую возможность выбора для студентов, как в части образовательной деятельности, так и в части всех иных активностей. Не надо навязывать студентам одну модель». Дмитрий Афанасьев, солидаризировался с коллегами, но добавил, что у нас есть группа населения, которая «тащит за собой по жизни опыт выученной беспомощности», «выученного неуспеха». Задача системы образования в том, чтобы изменить эту ситуацию начиная со школы.
«Для высшей школы успех студента означает, что он берет что-то большое и позитивное от своего пребывания в университете. К сожалению, это бывает не всегда. Когда у нас университет перестанет рассматриваться как стадион с полосой препятствий, которую ты должен ради диплома преодолеть, тогда студенты будут успешными. Это задача и для студента, и для университета», – сказал в свою очередь Ярослав Кузьминов.
«Не случайно мы с Ярославом Ивановичем в одном университете работаем, – подчеркнул Исак Фрумин. – Марина может увидеть, что у меня написано на бумажке, когда я думал над ее вопросом: «не жалел бы о потерянном времени». Это очень похоже на то, что сказал Ярослав Иванович». «Фрумин пишет, а я озвучиваю, так у нас университет и работает. А тут он силой мысли (передал написанный тезис)», – пошутил ректор Вышки.
Исак Фрумин не совсем согласился с «клиентской моделью», которую озвучили коллеги, сделав акцент на том, что необходимо развивать навыки самостоятельной работы студентов. «Успешный (студент) – это который научился самостоятельно работать, преодолевать препятствия, а не выбирать в супермаркете – он без нас этому научится. Другой вопрос, что мы должны ему помогать», – сказал он.
«Самый главный вопрос: как обеспечить успех каждого студента? Одна из важных задач – научить школьников и студентов самостоятельно принимать решения и быть ответственными за них. Это является во всем мире одной из ключевых компетенций, обеспечивающих успешность человека», – поддержала его Марина Ракова. В России же до сих пор у детей не возникает возможности наработать навыки выбора и принятия решений. «Школа и университет сквозным образом бесшовно должны вести ребенка по пути приобретения навыков, критически важных для того, чтобы быть востребованным в жизни. Высшее образование – один из ключевых драйверов экономики и развития общества, – говорит вице-президент Сбера. – И, чтобы это было гармонично и сбалансированно, должны быть вовлечены все стороны, которые являются как благополучателями от отрасли высшего образования, так и инвесторами, и заказчиками.
XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (АМНК) пройдет с 13 по 30 апреля этого года. Впервые соорганизаторами конференции выступят Высшая школа экономики и Сбер. В рамках конференции состоится серия научных и экспертных обсуждений в формате Дискуссионного клуба ВШЭ и Сбера – экспертной площадки, где представители науки, бизнеса и государства на базе научного знания обсуждают актуальные вызовы для экономики и общества и делятся лучшими практиками развития бизнеса и институтов, формируя образ будущего.