• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методология и методы исследований в праве

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Методология и методы исследований в праве» ориентирован на получение и усвоение навыков проведения научных исследований в области юриспруденции. В рамках курсах подробно рассмотрены следующие вопросы: введение в методологию научного исследования; общие положения науки и классификации наук; основы методологии научных исследований; специальные методы правового исследования; научная проблематика, научная концепция и научная теория; состав и содержание диссертационной работы, организация работы над диссертацией.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью дисциплины «Методология и методы исследований в праве» является получение студентами навыков проведения научных исследований в области юриспруденции. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: методологические основы научного знания, принципы и этапы научного творчества; основы организации индивидуальных и коллективных научных исследований; специфику методов научных исследований, используемых в юриспруденции; основы научной этики и научных коммуникаций; особенности академического письма. Уметь: выявлять и формулировать научные проблемы в области юриспруденции; составлять программу научного исследования: определять объект, предмет, цели и задачи исследования; выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных источников; вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати; определять эффективность результатов научного исследования. Иметь навыки: самостоятельной и коллективной научной и исследовательской работы; академической работы, включая организацию, подготовку и проведение исследований, написание научных статей; ведения научных дискуссий, диспутов и обсуждений; публичного представления и обсуждения результатов проведенных научных исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Освоение методологии научного познания
  • Освоение структуры юридической науки
  • Изучение всеобщих и общенаучных методов познания
  • Изучение специальных методов правового исследования
  • Изучение вопросов, связанных с научными проблемами, концепциями и теориями
  • Рассмотрение вопросов, связанных с составом и содержанием диссертационной работы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в методологию научного исследования
    Знание и познание. Рациональное и чувственное познание. Теоретическое и эмпирическое познание. Принципы научного познания. Критерии научности знания. Научная деятельность. Мировоззрение как основа научной деятельности. Научное изучение и научное предвидение как формы научной деятельности. Средства познания и методы исследования. Возникновение методологии науки. Этика и эстетика научного познания. Понятие научной этики. Мораль, нравственность, этика, научная этика: соотношение категорий. Внутренняя и внешняя научная этика. Этические нормы научного сообщества (Р. Мертон): универсализм, общность, незаинтересованность, беспристрастность, рациональный скептицизм. Внешняя научная и академическая этика. Социальная ответственность ученых. Нормы поведения в академическом сообществе. Псевдоученые и псевдонаука. Роль академического сообщества в противодействии недобросовестному поведению в научной и академической среде.
  • Тема 2. Общие положения науки и классификация наук. Структура юридической науки
    Понятие науки и научного исследования. Научное исследование как форма существования и развития науки. Основные цели и задачи науки. Классификация наук. Классификация наук по связи с практикой. Фундаментальные науки. Прикладные науки. Уровни исследования: теоретический и эмпирический. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. Естественные науки и математика. Технические науки. Сельскохозяйственные науки. Гуманитарные и социально-экономические науки. Понятие отрасли наук и научных специальностей. Виды научных специальностей в юриспруденции. Паспорт специальности. Характеристика научных специальностей 12.00.00 – Юриспруденция. Объект и предмет научного исследования в каждой из научных специальностей по юриспруденции.
  • Тема 3. Основы методологии научных исследований. Всеобщие и общенаучные методы познания
    Понятие методологии научных исследований. Содержание методологии научных исследований. Понятие и классификация методов научных исследований. Всеобщие методы познания. Диалектика и метафизика. Общенаучные методы познания. Методы теоретического научного исследования. Аксиоматический и гипотетический методы, формализация и абстрагирование, обобщение. Системный и исторический анализ. Специфика методов эмпирического научного исследования. Анализ и синтез. Дедукция и индукция. Аналогия. Наблюдение. Описание. Сравнение. Счет. Измерение. Эксперимент. Моделирование. Применение всеобщих и общенаучных методов познания в юриспруденции
  • Тема 4. Методология научных исследований в юридических науках: специальные методы правового исследования
    Специфика предмета научного исследования в юриспруденции. Методы изучения государства и права. Позитивизм, мировоззрение и типы правопонимания. Метод правового исследования и метод толкования права: соотношение понятий. Сравнительноправовой и историко-правовой методы: критерии и проблемы сравнения. Интервью, опросы, анкетирование. Метод фокус-групп. Контент-анализ. Этнографический и иные методы.
  • Тема 5. Научная проблема, научная концепция и научная теория
    Сущность и решение научной проблемы. Постановка и формулирование научной проблемы. Научная проблема и тема научного исследования. Гипотеза – теоретическая стадия исследования научной проблемы. Содержание гипотезы, ее выдвижение и обоснование. Гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Системный, функциональный и инструментальный подходы к исследованию и решению научной проблемы. Состояние и проблемы системного подхода. Формулирование задач в ходе решения научной проблемы. Концептуализация исследования: построение логической структуры научной концепции. Научная теория: сущность структура, функции.
  • Тема 6 Состав и содержание диссертационной работы, организация работы над диссертацией
    Нормативные правовые требования к диссертационному исследованию. Особенности подготовки магистерской диссертации по юриспруденции. Требования НИУ ВШЭ к подготовке и оформлению магистерской диссертации (https://nnov.hse.ru/ma/ls/courseworkmag). Организация работы над диссертацией. Анализ источников информации и ведение рабочих записей. Работа с научной литературой. Электронные ресурсы НИУ-ВШЭ (http://library.hse.ru). Работа с рукописью. Язык и стиль научной работы в сфере юриспруденции. Законодательная и правоприменительная техника в работе над диссертацией. Аналитические приемы работы с источниками права и судебными актами. Толкование норм права. Подбор, систематизация и работа с литературными источниками. Содержание диссертации. Подготовка основной части диссертации. Формулирование положений, выносимых на публичную защиту. Правила оформления диссертации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
    Zoom
  • неблокирующий реферат
  • неблокирующий экзамен
    Zoom
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * аудиторная работа + 0.25 * реферат + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бессонов Б. Н. - ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 293с. - ISBN: 978-5-534-04523-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-i-filosofiya-nauki-431147
  • Бряник Н. В., Томюк О. Н., Стародубцева Е. П., Ламберов Л. Д. ; Под общ. ред. Бряник Н.В., Томюк О.Н. - ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 290с. - ISBN: 978-5-534-07546-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-i-filosofiya-nauki-442074
  • Емельянова И. Н. - ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА. МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 115с. - ISBN: 978-5-534-09444-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-nauchnoy-deyatelnosti-studenta-magisterskaya-dissertaciya-442041
  • Методы научного познания : учеб. пособие / С.А. Лебедев. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2019. - 272 с. - (Магистратура). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1000577
  • Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров) : учеб. пособие / В.В. Кукушкина. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 264 с. — (Высшее образование: Магистратура). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982657
  • Розин В. М. - ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 414с. - ISBN: 978-5-534-06419-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-i-filosofiya-nauki-441384