• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бизнес-моделирование и развитие компании

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
10
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Бизнес-моделирование и развитие компании» нацелена на формирование комплексных знаний и компетенций в области анализа бизнес-моделей, разработки траекторий развития компаний, связанных как с созданием нового бизнеса, так и с развитием направления существующего бизнеса, формирование у студентов представлений, знаний и навыков в сфере социального предпринимательства, а также взаимодействия государства и бизнеса. Формы контроля: Эссе; Экзамен
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знание основных терминов бизнес-моделирования
  • знание содержания подходов и основных концепций бизнес-моделирования
  • знание способов трансформации бизнес-моделей
  • умение выявлять и оценивать бизнес-возможности
  • умение разрабатывать и формулировать ценностное предложение бизнеса
  • умение проводить анализ конкурентов бизнес-проекта
  • умение разрабатывать финансовый план бизнес-проекта
  • опыт проведения проблемных интервью с целевой аудиторией
  • опыт разработки прототипа продукта
  • опыт продвижения продукта
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знает методы конкурентного анализа.
  • Знает методы развития продуктов и ключевых компетенций
  • Знает методы сбора данных о конкурентах, источники информации.
  • Знает модели монетизации проектов в сфере производства, услуг, интернет-проектов.
  • Знает основные принципы продвижения продукта на рынке b2b, b2c, c2c, b2g.
  • Знает принципы и техники дизайн-мышления: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототипирование, тестирование.
  • Знает принципы разработки минимально жизнеспособного продукта.
  • Знает проблемы роста и трансформации компании.
  • Знает способы расчета финансовых показателей проекта
  • Знает техники выявления и изучения потребностей потребителей
  • Знает факторы инноваций в бизнес-моделях компании
  • Знает шаблоны разработки ценностного предложения
  • Знает элементы шаблона бизнес-модели
  • Знает этапы, основные действия, важные моменты технологии развития клиента
  • Способен анализировать и сегментировать целевую аудиторию предпринимательского проекта
  • способен идентифицировать бизнес-возможность
  • Способен использовать элементы дизайн-мышления при развитии предпринимательского проекта
  • способен определять природу бизнес-возможности
  • способен оценивать бизнес-возможность
  • Способен оценить перспектив отрасли, ключевые факторы успеха на выбранном рынке.
  • Способен оценить потребности предпринимательского проекта в ресурсах и инвестициях
  • Способен оценить экономику продукта (unit экономика).
  • Способен проектировать бизнес-модель с помощью шаблона
  • Способен разработать минимальный жизнеспособный продукт
  • Способен разработать финансовую модель проекта
  • Способен собирать данные и обратную связь от клиентов
  • Способен формулировать ценностное предложение на основе анализа потребностей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Бизнес-возможность и ее свойства. Оценка бизнес-возможности.
    Сущность бизнес-возможности. Ее характеристики. Природа бизнес-возможностей. Параметры оценки бизнес-возможности.
  • Основные принципы бизнес-моделирования. Элементы бизнес-модели компании.
    Зачем нужно бизнес-моделирование. Виды бизнес-моделей. Шаблон бизнес-модели Остервальдера.
  • Целевая аудитория
    Анализ и сегментация целевой аудитории. Портрет потребителя, техники выявления и изучения потребностей потребителей. Путь клиента, особенности потребления и принятия решений.
  • Ценностное предложение
    Разработка ценностного предложения. Анализ Абеля. Варианты предоставления ценностей клиентам.
  • Развитие клиента
    Технология развития клиента (customer development): этапы, основные действия, важные моменты. Методы сбора данных и обратной связи от клиентов.
  • Анализ конкурентов
    Методы конкурентного анализа. Методы сбора данных о конкурентах, источники информации.
  • Анализ рынка
    Анализ рынка: оценка перспектив отрасли, ключевые факторы успеха на выбранном рынке, особенности бизнес-среды, оценка внешних факторов, влияющих на проект.
  • Дизайн-мышление
    Принципы и техники дизайн-мышления: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототипирование, тестирование.
  • Разработка MVP
    Принципы разработки минимально жизнеспособного продукта. Ресурсы, необходимые для быстрого создания первой версии продукта, которую можно показать клиенту и протестировать.
  • Модели монетизации
    Виды моделей монетизации. Монетизация производственных проектов, проектов в сфере услуг, интернет-проектов.
  • Метрики проекта и экономика продукта
    Основные финансовые показатели проекта. Экономика продукта, unit экономика.
  • Финансы проекта
    Основы финансов. Финансовая модель проекта: бюджет доходов и расходов, ставки налогов, NPV, IRR, PI, EBITDA, WACC.
  • Продвижение продукта
    Основные принципы продвижения продукта. Продвижение проектов на рынке b2b, b2c, c2c, b2g. Продвижение в сети, бюджетные программы продвижения.
  • Ресурсы и инвестиции
    Оценка потребности в ресурсах и инвестициях. Ресурсы предпринимательского проекта: финансовые, материальные, человеческие, нематериальные, информационные.
  • Рост компании. Проблемы трансформации
    Проблемы роста и трансформации компании. Компании-Газели. Кризисы роста.
  • Трансформация бизнес-моделей
    Изменение бизнес-моделей в процессе роста и развития компании. Подходы и особенности.
  • Развитие продукта и развитие ключевых компетенций компании
    Развитие продукта в процессе роста и взросления компании. Развитие ключевых компетенций компании: выявление и фокус на ключевых компетенциях, формирование пула и сети партнеров
Элементы контроля

Элементы контроля

  • эссе (неблокирующий)
  • работа на семинарах (неблокирующий)
  • Защита проекта (неблокирующий)
  • Отчет о проекте (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Защита проекта + 0.25 * Отчет о проекте + 0.25 * работа на семинарах + 0.25 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "Построение бизнес-моделей, настольная книга стратега и новатора, пер. с англ. М. Куньевой ; ред. М. Савина ; дизайн А. Смит, 6-е изд., 287 с.", Остервальдер, А., Пинье, И., ISBN: 978-5-9614-5371-3, 2016
  • "Разработка ценностных предложений, как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг..., дизайн Т. Пападакос ; пер. с англ. М. Кульнева ; ред. В. Ионов, 2-е изд., 309 с.", Остервальдер, А., Смит, А., ISBN: 978-5-9614-6034-6, 2017
  • Alhabeeb, M. J. (2015). Entrepreneurial Finance : Fundamentals of Financial Planning and Management for Small Business. Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=957003
  • Alvarez, C. (2014). Lean Customer Development : Building Products Your Customers Will Buy (Vol. First edition). Sebastopol, CA: O’Reilly Media. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=780832
  • Hamel, G., & Prahalad, C. K. (1992). Capabilities-Based Competition. Harvard Business Review, 70(3), 164–170. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=9874060
  • Harvard Business Review, Clayton M. Christensen, Mark W. Johnson, Rita Gunther McGrath, & Steve Blank. (2019). HBR’s 10 Must Reads on Business Model Innovation (with Featured Article “Reinventing Your Business Model” by Mark W. Johnson, Clayton M. Christensen, and Henning Kagermann). Boston, Massachusetts: Harvard Business Review Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1855536
  • McGrath, R. G., & MacMillan, I. C. (2005). Marketbusters : 40 Strategic Moves That Drive Exceptional Business Growth. Boston: Harvard Business Review Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=675151
  • Prahalad, C. K., & Hamel, G. (1990). The Core Competence of the Corporation. Harvard Business Review, 68(3), 79–91. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=9006181434
  • Volberda, H. W., Van Den Bosch, F. A. J., & Heij, K. (2018). Reinventing Business Models : How Firms Cope with Disruption. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1729606
  • Васильева, Е.В. Дизайн-мышление: немного о подходе и много об инструментах развития креативного мышления, изучения клиентских запросов и создания : монография / Васильева Е.В. — Москва : Русайнс, 2018. — 203 с. — ISBN 978-5-4365-2366-8. — URL: https://book.ru/book/929447 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Остервальдер А., Пинье И., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 288 с.: ISBN 978-5-9614-1844-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916078
  • Стартап : настольная книга основателя, 614 с., Бланк, С., Дорф, Б., ISBN: 978-5-9614-1983-2, 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Андерсон К. — Длинный хвост. Эффективная модель бизнеса в Интернете - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2012 - ISBN: 978-5-91657-498-2 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/62399
  • - Браун Т. — Дизайн-мышление: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - ISBN: 978-5-91657-811-9 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/62246
  • - Лидтка Ж., Огилви Т. — Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2015 - ISBN: 978-5-00057-314-3 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/62172
  • "Бизнес с нуля : метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели, пер. с англ. А. Стативка ; ред. Н. Нарциссова, 8-е изд., 254 с.", Рис, Э., ISBN: 978-5-9614-6837-3, 2019
  • Allegretti, S., Seidenstricker, S., & Kasseckert, A. (2018). Factors for Success in Business Model Innovation. Journal of Strategic Innovation & Sustainability, 13(5), 10–42. https://doi.org/10.33423/jsis.v13i5.158
  • Blank, S. G., & Dorf, B. (2015). The Path to the Epiphany: The Customer Development Model, How narrow the gate and constricted the road that leads to life. And those who find it are few.—Matthew 7:14 ; El camino a la Epifanía del Señor: El Modelo de Desarrollo de Clientes. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7DE80278
  • Bohnsack, R., & Pinkse, J. (2017). Value Propositions for Disruptive Technologies: RECONFIGURATION TACTICS IN THE CASE OF ELECTRIC VEHICLES. California Management Review, 59(4), 79–96. https://doi.org/10.1177/0008125617717711
  • Guldmann, E., Bocken, N. M. P., & Brezet, H. (2019). A Design Thinking Framework for Circular Business Model Innovation. Journal of Business Models, 7(1), 39–70. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=139360606
  • Hamel, G., & Prahalad, C. K. (1994). Competing for the Future. Harvard Business Review, 72(4), 122. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=9407223223
  • Pereira Nunes, M., & Kalil Steinbruch, F. (2019). Internationalization and the Need of Business Model Innovation - A Theoretical Approach. Brazilian Business Review (English Edition), 16(3), 207–221. https://doi.org/10.15728/bbr.2019.16.3.1
  • Schoemaker, P. J. H., Heaton, S., & Teece, D. (2018). Innovation, Dynamic Capabilities, and Leadership. California Management Review, 61(1), 15–42. https://doi.org/10.1177/0008125618790246
  • Strategies for business model innovation: How firms reel in migrating value. (2018). Longe Range Planning, (1), 82. https://doi.org/10.1016/j.lrp.2017.06.009
  • Teti Hariyati. (2017). Evaluation of Business Model Development through Customer Discovery Approach (Case Study of PT Hijup.com). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B9640A74
  • Внутри торнадо, стратегии развития, успеха и выживания на гиперрастущих рынках, пер. с англ. Игорь Трофимов, 290 с., Мур, Д. А., ISBN: 978-5-91171-030-9, 2010
  • Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг: Учебное пособие / Остервальдер А., Пинье И., Бернарда Г. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 312 с.: ISBN 978-5-9614-4907-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923404
  • Четыре шага к озарению: Стратегии создания успешных стартапов / Бланк С. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 368 с.: ISBN 978-5-9614-4645-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926475