• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Десять открытий первокурсника

Для вчерашнего выпускника и сегодняшнего абитуриента университет – terra incognita. То ли похоже на школу, то ли совсем не похоже. Многие думают, что наверное, похоже, только вот преподаватели строже, а экзамены труднее. Обрадуем или разочаруем поступающих – здесь все совсем иначе! Итак, десять главных отличий, или ценная информация от закончивших первый курс:

1.     Предметы.
В школе мы изучаем самые разные предметы – от музыки и литературы до физики и химии. При этом наши школьные знания часто разрознены и не складываются в общую картину. В Вышке все иначе, все изучаемые дисциплины связаны между собой: основы построения текста, изученные на академическом письме, потребуются для письменных работ по всем предметам, латынь ляжет в основу античной литературы и французского языка, а история и философия «выстрелят» на ключевых текстах. В идеале все должно сложиться в единый паззл, который в свою очередь будет не замкнутым, а открытым для новых знаний и перспектив.

2.     Уроки.

Вы в Высшей школе экономики, а вот школьные уроки действительно остались в прошлом. Теперь у вас будут лекции (их будет не так уж много, но к ним потребуется отнестись более чем серьезно), семинары (к каждому из них действительно надо будет готовиться, и вы никогда не сможете сказать, что подготовили все, что нужно), научно-исследовательские семинары (где вы действительно с первого дня будете учиться заниматься научными исследованиями) и практические занятия по языкам (они тоже не слишком похожи на школьные уроки иностранного). Да, и привычных элементов школьных уроков – объяснения материала, вызовов к доске – тоже не будет. Что будет? Увидите!

3.     Домашние задания.
Прочитать параграф? Выполнить десяток однотипных упражнений? Подготовиться к тесту? Вряд ли вы столкнетесь с заданиями такого типа, разве что при отработке языковых навыков. Многие из заданий вначале будут совсем непонятны, границы их будут казаться бесконечно широкими («Найдите материалы по теме, прочитайте их, верифицируйте, обдумайте, сопоставьте»), а сами задания – необъятными. Чуть позже придет понимание: а иначе и нельзя, ведь невозможно что-то изучить всерьез, если делаешь это «от» и «до».  

4.     Учебники.
В школе все было просто: по каждому предмету был учебник, а теме соответствовал нужный параграф. В Вышке большая часть учебников – электронная (поэтому носить их с собой не надо, а вот легкий ноутбук или планшет вам точно понадобится). Но и электронными учебниками дело не ограничится – надо будет быстро научиться профессионально работать с электронными библиотеками, корпусами, базами данных и много читать. Точнее, очень много читать. Точнее, очень много, очень глубоко и очень серьезно читать (правда, у вас будут специальные дисциплины, где вы будете учиться этим навыкам).

5.     Контрольные работы.
Самостоятельные, контрольные, тесты… В школе ваши знания постоянно проверяли учителя. Теперь ответственность лежит на вас самих – а значит, во многих случаях контрольные заменят модульные работы (это такие курсовые только поменьше). Или эссе. Или проекты – индивидуальные и коллективные. Или баттлы. И во всех этих видах работ вам придется не воспроизводить знания, как на контрольных, а создавать что-то новое. Готовых решений тут быть не может.

 6.     Экзамены.
Вы, конечно, слышали старую студенческую песню от том, что «от сессии до сессии живут студенты весело, а сессия, а сессия всего два раза в год». Так вот, в Вышке все не так. Во-первых, сессия не два раза в год, а четыре. Во-вторых, вышкинские студенты всегда живут весело (и во время сессий тоже – спектакли театрально-филологической мастерской, Лестничные чтения, выездные семинары, проекты и образовательные экскурсии никто не отменял). А вот учиться придется каждый день. И не по графику (три пары, потом два часа домашних заданий), а всегда. Сами же экзамены еще не раз удивят вас своей формой: на одном можно сколько угодно пользоваться интернетом (но сдать его все равно трудно!), второй представляет собой интеллектуальную игру-блиц, третий – развернутый коллективный проект, четвертый… Мы не будем вам рассказывать все заранее, ведь в Вышке все постоянно меняется. Но от имени второкурсников обещаем вас поддерживать!

7.     Вопросы.
Наверное, самое страшное, с чем вы столкнулись на успешно сданных ЕГЭ, это вопросы. Потому что на каждый вопрос предполагался единственный правильный ответ. Смеем вас заверить – такого больше не будет. Ну или почти не будет (стихотворные размеры, грамматические формы или исторические даты все же надо знать). Во всех остальных случаях единственного правильного ответа не бывает – бывают ответы разной степени глубины, точности и доказательности. А вот некорректно поставленные вопросы очень даже бывают (спойлер – многие из тех, на которые вы отвечали на ЕГЭ, как раз к таким и относятся). И самое главное умение, которое должно сложиться к концу первого курса, — это умение задать вопрос. На который (вы уже знаете!) не может быть однозначного правильного ответа.  

8.     Однокурсники.
Одноклассники – близкие и родные вам люди. Вместе с тем со многими из них судьба свела вас случайно. С однокурсниками все иначе – вас привела сюда любовь к одному делу. Те, с кем вы будете учиться ближайшие четыре года, с большой долей вероятности, станут вашими коллегами на всю жизнь. Именно их вы будете звать потом в свои проекты (а они вас – в свои!), с ними вы будете делиться своим опытом (и обязательно учиться у них – тоже). И поэтому на первом же семинаре, выслушав пока еще робкий ответ своего однокурсника, вы обязательно скажете ему: «Большое спасибо за интересный доклад, коллега! К сожалению, я не во всем могу согласиться с Вами. А не могли бы Вы уточнить…». Так – и только так. Кстати говоря, и преподаватели будут обращаться к вам так же (спойлер: наши одноклассники рассказывают, что далеко не во всех университетах дело обстоит таким образом, но нам в это сложно поверить).

9.     Преподаватели.
«В университете за вами никто бегать не будет» - эту фразу наверняка слышал каждый абитуриент. Она навевает страх на первокурсников, которые привыкли к опеке учителей за  одиннадцать лет обучения в школе. Давайте развеем миф. Бегать действительно не будет, потому что это и не нужно взрослым и самостоятельным студентам. Однако преподаватели всегда готовы помочь первокурсникам, на которых обрушилось много новой информации, обсудить в перерывах или даже за обедом в столовой интересную тему, затронутую на семинаре, вместе со студентами посещать новые литературные места, читать стихотворения на «Лестничных чтениях» и ставить спектакли в Театрально-филологической мастерской. Преподаватели ФГН – это новая, большая семья для студентов, переступивших порог Вышки.

10.  Оценки.
В школе мы привыкли к тому, что оценка управляет всем. Все одиннадцать лет мы трудились, чтобы получить заветные пятерки, а четвертная или полугодовая отметка не разочаровала. Теперь все будет иначе. Во-первых, вышкинская пятерка – это еще не катастрофа, но в общем не очень хорошо (оценки ставятся по десятибалльной системе, в которой «пять» — это «удовлетворительно»). Во-вторых, оценки, это вообще не главное. И места в учебных рейтингах – тоже. И средний балл. И цвет будущего диплома. А что главное? Наверное то, насколько вы поумнели за этот год. А это вряд ли можно измерить в баллах.

P . S . Написанное выше касается прежде всего филологов. Но наверное – совсем не только филологов.

P . P . S . Все различия отмечены не для того, чтобы показать превосходство одного уровня образования над другим, а чтобы показать своеобразие каждого!

Студентки (уже) второго курса
образовательной программы «Филология»
Анастасия Пашко и Юлия Власова