• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Встречи с Валерием Золотухиным

Мероприятие завершено

18 и 19 октября в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород состоятся встречи с Валерием Золотухиным (Москва). Валерий Золотухин (Москва) – кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы (ШАГИ РАНХиГС), доцент Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Область научных интересов: история театра ХХ века, теория театра, звучащая художественная речь, литературный перформанс. В рамках магистерской программы «Литературное мастерство» ГУ ВШЭ читает курс «Звучащая литература».

Встречи проходят в рамках реализации проекта программы «Филология» - создания сайта русской литературы ХХ века «Трамвай».Организатор встреч – преподаватель НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Антон Рьянов.


18 октября. 12.40 – 14.00. Аудитория 314

В поисках новых форм коллективности: коллективная декламация в театре и на эстраде

Лекция будет посвящена истории декламационных хоров и эволюции жанра хоровой декламации в России первой четверти ХХ в. Расцвет коллективной декламации относится к послереволюционным годам, но театр и эстрада уже в предреволюционныегоды вели интенсивные поиски в области новых форм коллективности (ансамблевый спектакль в Московском Художественном театре, реконструкции античных спектаклей Ю.Э. Озаровского и т. д.). Результатом этих поисков стали такие новые сценические жанры, как инсценировки стихотворений и массовые действа. Наряду с теорией и практикой Василия Сережникова, одного из основателей жанра коллективной декламации, в лекции будут разобраны другие опыты инсценировок поэзии с помощью хоровой декламации («Восстание» 1918 г. в постановке В.С. Смышляева и др.).

 

19 октября. 12.40 – 14.00

Изучение звучащей художественной речи в России в 1910-20-е гг.

На лекции речь пойдет об эволюции изучения звучащей художественной речи в 1910–1920-х годах, от ранних исследований (статья «Голоса поэтов» М. Волошина, работы Б. Эйхенбаума о мелодике и интонации стиха) к работам Кабинета изучения художественной речи (1923-1930), уникальной научно-практической лаборатории по изучению звучащего стиха, существовавшей в одном из главных центров русской формальной школы – ленинградском Институте истории искусств.

Валерий Золотухин расскажет о многолетнем исследовательском проекте, результатом которого стала подготовленная им совместно с Виталием Шмидтом (Университет Регенсбурга, Германия) книга «Звучащая художественная речь. Работы Кабинета изучения звучащей художественной речи (1923-1930)» (М.: Три квадрата, 2018). В нее вошли написанные во второй половине 1920-х гг., ранее не публиковавшиеся статьи стиховеда, лингвиста, основателя Кабинета С.И. Бернштейна (1892–1970) и его учеников-«младоформалистов» – А.В. Федорова, С.Г. Вышеславцевой и др. Особое внимание в лекции будет уделено проблеме обращения к звукозаписи как одному из основных инструментов в изучении звучащего стиха и значению исследований Кабинета в контексте современных представлений о «живом» исполнении как перформативной практике.