Тема 1. Коммуникация в современном мире
Коммуникация
1. Виды коммуникации
2. Условия коммуникации
3. Цели коммуникации
4. Характер ситуации
5. Эффективность коммуникации
6. Причины «коммуникативного провала
7. Модели коммуникации
8. Коммуникативные постулаты
9. Задания и вопросы
10. Рекомендуемая литература
Смежные понятия
- коммуникативное событие
- коммуникативная личность
- коммуникативная интенция
- пропозициональная установка
- автокоммуникация
Коммуникация ‒ процесс передачи информации от одного человека к другому по разным каналам связи посредством общей системы знаков.
• обмен информацией между двумя и более речевыми субъектами,
• наличие общей системы знаков, т. е. языка.
1. Виды коммуникации :
■ вербальная – невербальная,
■ межличностная – межнациональная ‒ межкультурная,
■ мифологическая,
■ художественная,
■ массовая и др.
2. Условия коммуникации:
■ прямая, или непосредственная, коммуникация с активной обратной связью (диалог) или с отсроченной обратной связью (письменное распоряжение, сообщение по радио и т.д.)
■ опосредованная коммуникация (выступление на телевидении, в СМИ и т.д.)
Количество участников:
■ монолог
■ диалог
■ полилог
3. Цели коммуникации:
■ информирование
■ убеждение (включая побуждение, объяснение и т. д., вплоть до дестабилизации через угрозу или агрессию)
■ развлечение…
4. Характер ситуации:
■ деловая коммуникация (доклад, лекция, дискуссия)
■ публичная коммуникация (митинг, собрание)
■ бытовая коммуникация (болтовня, светские разговоры, чат)
5. Эффективность. Под эффективностью коммуникации понимают:
- целесообразность используемых вербальных и/или невербальных средств,
- соотнесение вербальных и/или невербальных приемов общения с целями и задачами коммуникации, коммуникативной интенцией и перспективой.
- уметь эффективно формировать коммуникативную стратегию,
- уметь эффективно пользоваться разнообразными приемами коммуникации,
- уметь эффективно представлять себя как участника коммуникативного процесса.
6. Причины «коммуникативного провала» :
‒ неточность высказывания;
‒ неуместное использование профессиональных терминов;
‒ чрезмерное использование иностранных слов;
‒ неверное истолкование намерений собеседника;
‒ неполное информирование партнера;
‒ быстрый темп изложения;
‒ неполная концентрация внимания,
‒ витиеватость мысли;
‒ неадекватные интонации, мимика и жесты, не совпадающие со словами;
‒ наличие смысловых разрывов и скачков мысли и др.
7. Модели коммуникации
Классической формулой коммуникации считают определение американского исследователя Гарольда Д. Лассвелла: Who says what to whom in which channel with what effect?
В определении Г. Лассвелла содержится свернутая модель коммуникации с выделением отправителя, получателя, сообщения, канала связи и результата:
• кто говорит? [отправитель],
• кому говорит? [получатель: индивид, коллегиальный, кооперативный, коллегиально-кооперативный, коллективный],
• по какому каналу? [канал коммуникации по органам чувств: слуховой, визуальный, тактильный, вкусовой; канал коммуникации по используемым техническим средствам: радиосвязь, телефон…],
• что говорит? [сообщение],
• с каким эффектом? [результативность коммуникативного акта в плане достижения поставленной цели: информировать, привлечь внимание, выразить мнение, предупредить, убедить, побудить к действию и т.д.].
Достоинство ‒ развернутый план коммуникативного действия.
Недостаток ‒ монологичность: коммуникативный акт представляется как прямое воздействие отправителя на получателя без учета возможной обратной связи.
□ Линейная модель Шеннона ‒ Уивера
Разработана в 1949 году для описания коммуникации средствами телефонной связи, затем распространена на все виды коммуникации (с добавлением шумакакпомехи коммуникации).
передатчик → канал связи → приемник
В модели учитываются: источник сообщения, кодировщик, канал связи, декодер, получатель сообщения.
На успешность связи влияют помехи (шум). В качестве шума могут рассматриваться как неразборчивость речи, плохое качество воспроизведения, так и неинформативные сообщения.
Достоинство ‒ представление о скорости и количестве передаваемой информации.
Недостаток ‒ коммуникативный процесс представляется как линейный (однонаправленный) без учета обратной связи.
□ Функциональная модель Р. О. Якобсона
Модель включает шесть компонентов: адресант ‒ адресат ‒ сообщение ‒ код‒ контекст ‒ контакт .
Компоненты модели соотносятся с функциями языка:
• отправитель (адресант) → экспрессивная функция,
• получатель (адресат) → конативная функция,
• контекст → референтная функция,
• сообщение → поэтическая функция,
• контакт → фатическая функция,
• код → метаязыковая функция.
АДРЕСАНТ экспрессивная функция |
Адресант выражает свое отношение к теме и ситуации: По моему мнению, не стоило привлекать для работы эту ненадежную фирму. |
АДРЕСАТ конативная функция |
Внимание сосредоточено на адресате (обращения и императивы, привлечение внимания, побуждение): Президент! Уходите в отставку! |
КОНТЕКСТ референтная функция |
Внимание сосредоточено на объекте, теме, содержании сообщения. Солнце восходит на востоке. |
СООБЩЕНИЕ поэтическая функция |
Фокусировка на сообщении ради сообщения: Рифма, аллитерация и т.п. |
КОНТАКТ фатическая функция |
Установление и поддержание контакта: Алло? – Да-да! |
КОД метаязыковая функция |
Внимание сосредоточено на коде: Жи-ши пишется с буквой и. |
Прим . 1. Модель Якобсона развивает модель известного психолога и лингвиста Карла Бюлера (1879-1963), выделявшего три функции языка в любом акте речи:
‒ экспрессивную: функцию выражения, соотносимую с отправителем,
‒ апеллятивную: функцию обращения, соотносимую с получателем,
‒ репрезентативную: функцию сообщения, соотносимую с предметом речи.
По Бюлеру, отправитель сообщения выражает себя, апеллирует к получателю и репрезентирует предмет коммуникации.
2.Код не единичен. Понимание кода может быть расширено вплоть до включения сюда других систематик. Ср. Социальные нормы.
□ Модель Осгуда ‒ Шрамма
Достоинство ‒ в модели учитывается принцип обратной связи.
8. Коммуникативные постулаты Грайса
Декларируемый Грайсом принцип кооперации содержит постулаты (или максимы), своеобразные предписания коммуникантам:
Постулат Количества: (1) Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется; (2) Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.
Постулат Качества: (1) Не говори того, что ты считаешь ложным; (2) Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.
Постулат Отношения / Релевантности: Не отклоняйся от темы.
Постулат Способа: (1). Избегай непонятных выражений; (2) Избегайнеоднозначности; (3) Будь краток(избегай ненужного многословия); (4) Будь организован.
Прим. Коммуникативные постулаты ‒ всего лишь предписания из области коммуникативной деонтологии. Они могут соблюдаться или не соблюдаться в зависимости от намерений участников коммуникации.
□ Коммуникативное намерение (интенция) ‒ цель, которую стремится осуществить говорящий субъект посредством высказывания. Например, попросить открыть окно можно разными способами: Пожалуйста, откройте окно! ‒ Мне что-то душно. ‒ Жарко! Интенция говорящего может распознаваться или не распознаваться слушающим, о чем свидетельствуют, например, реплики: Что ты хочешь этим сказать? Это что приглашение? За кого ты меня принимаешь! Спасибо, что предупредил.
► Задания и вопросы
• Виды коммуникации.
• В чем состоит принцип обратной связи?
• Причины коммуникативного провала?
• В чем видится эффективность коммуникации?
• Цели коммуникации.
► Прокомментировать
• Communication takes place when one mind so acts upon its environment that another mind is influenced, and in that other mind an experience occurs which is like the experience in the first mind, and is caused in part by that experience (И. А. Ричардс).
• Если коммуникация – это процесс передачи информации, то верным становится афоризм: «Кто владеет информацией, тот владеет властью».
• Коммуникация представляет собой социальный процесс. Она выполняет связующую функцию в обществе.
• Все, что окружает человека, включая культуру, это коммуникативная среда.
• Коммуникативный акт предполагает выбор коммуникативной стратегий и тактики.
Рекомендуемая литература
Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием ‒ http://www.kara-murza.ru/manipul.htm
Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. ‒ http://kachkine.narod.ru/CommTheor2/Contents/Contents.htm
Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998. ‒ http://000.nir.ru/socio/articles/poch.htm