Тема 6. Риторические аспекты коммуникации
1. Необходимость риторики.
2. Виды риторики: общая риторика и частные риторики.
3. Сомнительные случаи («вопросы») как предмет риторики.
4. Учение о риторическом построении высказывания.
5. Учение о тропах и фигурах.
6. Вопросы и задания.
7. Рекомендуемая литература.
Смежные понятия
теория аргументации
красноречие
тропы и фигуры
иллокутивная сила высказывания
□ Риторика:
• искусство убеждения (Платон, Аристотель)
• искусство говорить хорошо (Квинтилиан, Цицерон)
• искусство украшения речи (Полоцкий)
□ К риторическому фактору коммуникации относится стремление к наибольшей убедительности речи.
1. Необходимость риторики. В риторике нет нужды, пока мы имеем дела с вещами несомненными, которые не требуют обсуждения и с которыми все согласны. Необходимость в риторике возникает, когда надо обсудить нечто сомнительное, в чем нет согласия, что-то доказать, в чем-то убедить, склонить на свою сторону, побудить к действию.
Риторикой пользуются повсеместно – и в делах, касающихся житейских нужд, и в делах государственной важности – как только речь идет о том, чтобы склонить кого-то к чему-то или отговорить от чего-то. Вот почему Аристотель определяет риторику как способность находить возможные способы убеждения по тому или иному предмету. В этом смысле риторика есть теория аргументации во всех возможных ее проявлениях.
Основной принцип риторики: агональность (состязательность). Присущая риторическому выступлению состязательность ставит ритора в отношения состязания с соперником (оппонентом), реальным или фиктивным.
2. Виды: общая риторика и частные риторики
Общая риторика изучает принципы построения речи вообще, независимо от типа речи, цели выступления и сферы, в которой она произносится.
Включает разделы: (1) учение о риторе, (2) учение об аргументации, (3) учение о риторическом построении словесного произведения.
Частные риторики изучают применение общих принципов в какой-то сфере человеческой деятельности: юриспруденции, политике, повседневном общении и т. д.
Отсюда разные риторики: юридическая риторика, политическая риторика, церемониальная риторика (риторика показа) и т.д.
3. Предмет: сомнительные случаи («вопросы»)
В классической риторике сомнительные случаи («вопросы») классифицируют с трех точек зрения:
– по отношению к оратору,
– по отношению к слушателю (аудитории),
– по отношению к предмету речи.
► По отношению к оратору «вопросы» делятся на общедоступные и специальные вопросы. Общедоступные вопросы не требуют от оратора особых знаний, специальные вопросы требуют специально-профессиональное знание (в области земледелия, военного дела и т. п.).
► По отношению к слушателю «вопросы» делятся на те, по которым:
– нужно приобрести сведения,
– принять решение,
– вынести оценку.
► По отношению к предмету «вопросы» делятся:
• по степени сложности:
– вопросы простые: заключать ли союз с соседним государством?
– вопросы составные: заключать ли союз с соседним государством и предоставлять ли ему военную или какую-то другую помощь?
– вопросы сопоставительные: заключать ли союз с этим или другим государством?
• по степени конкретности:
– отвлеченные вопросы: есть ли боги? или надо ли вообще жениться? Надо ли бросать курить?
– конкретные вопросы: надо ли Катону жениться? Надо ли Пете бросать курить?
• по характеру содержания:
– статус установления: имело ли место то или иное событие(поступок)?
– статус определения: в чем состояло событие(поступок)?
– статус оценки: каким было событие(поступок) – хорошим или плохим, полезным или вредным, справедливым или несправедливым?
– статус отвода: поступок имел место, но не я его совершил.
Пример: кому-то предъявляют обвинение в совершении противоправного действия.
Возможные способы защиты:
1. Отрицание: я не совершал противоправного действия. — Задача правосудия ответить на вопрос, имело ли место противоправное действие? [→ Статус установления].
2. Признание: я совершил противоправное действие, но это было непреднамеренно. — Задача правосудия – ответить на вопрос, в чем состоит противоправное действие [→ Статус определения].
3. Обвиняемый признается в преднамеренном правонарушении, но приводит веские доводы в свое оправдание: я совершил противоправное действие, но у меня были на то веские причины. — Задача правосудия: ответить на вопрос, насколько оправданным (справедливым) был такой поступок [→ Статус оценки].
4. Обвиняемый признается, что его соучастником были сами обвинители: я совершил противоправное действие, и даже преднамеренно, но моими сообщниками были обвинители. — Предметом суда является вопрос, законно ли вообще обвинение [→ Статус отвода]. После отвода обвинение может быть предъявлено снова; и тогда начинается новый перебор возможностей по защите.
Выводы:
• При статусе установления за несомненную величину принимается закон (или какая-то норма), за сомнительную величину – поступок. Отсюда вопрос: имел ли место поступок, подходящий под данный закон?
• При статусе определения за несомненную величину принимается поступок, за сомнительную величину – закон (или какая-то норма). Отсюда вопрос: точно ли данный закон(норма) распространяется на данный поступок?
• При статусе оценки за несомненные величины принимаются закон (норма) и поступок, за сомнительную величину – мотивы, двигавшие обвиняемым. Отсюда вопрос: не был ли данный противоправный поступок достойным образом мотивирован?
• При статусе отвода ничто не подвергается сомнению, а только происходит перенос обсуждения на новую почву.
4. Учение о риторическом построении высказывания
Чтобы быть убедительным, в ораторской речи во внимание принимаются и общий замысел, и композиция, и словесное воплощение, и преподнесение.
Риторическое построение словесного произведения представляет собой учение о «внутреннем» устройстве высказывания.
Состоит из пяти частей:
1. inventio(учение о нахождении): нахождение и разработка фактологического материала по реконструкции обсуждаемого поступка или события как темы выступления,
2. dispositio (расположение материала): порядок расположения частей, аранжировка составных элементов, полученных в результате разработки материала (inventio),
3. elocutio (изложение): словесное воплощение материала с использованием наиболее подходящих по случаю языковых средств выражения, в том числе тропов и фигур,
4. memoria (запоминание): техника запоминания подготовленной ритором речи.
5. pronuntiatio (произнесение): собственно преподнесение ораторской речи.
1. Inventio(учение о нахождении материала). В классическом определении разрабатывает тему выступления в плане отбора фактологического материала по реконструкции обсуждаемого поступка или события, разработки системы доказательств и способов психологического воздействия на аудиторию ради достижения поставленной цели: убедить слушателей в правильности отстаиваемой точки зрения. Обращается к пафосу – чувствам слушателей в виде каких-то обещаний или угроз и этосу – общепринятым этическим нормам как условию принятия или непринятия какого-то поступка или события.
1.1. Система локусовкак источник материала при реконструкции спорного события.
1.2. Система доказательств(argumenta):
• внешние: веские сами по себе и потому не нуждающиеся в риторической разработке: напр. документы, судебные прецеденты, признания, свидетельские показания, присяги, (а сегодня еще и экспертные заключения);
• внутренние: чисто логические построения, призванные придать еще большую убедительность речи: улики, собственно доводы (argumenta) и примеры (exempla).
Внутренние доказательства:
• улики: (i) однозначные (несомненные) и (ii) неоднозначные (сомнительные),
• доводы (argumenta). Задаются путем умозаключения. Силлогизм: полный (эпихерема) и сокращенный (энтимема),
• примеры (exempla):
– по характеру сходства: (i) от сходства, (ii) от несходства, (iii) от противоположности,
– по источнику материала: (i) собственно примеры, (ii) из истории, (iii) из поэзии, (iv) авторитетное мнение, (v) «общие места» как общепринятое рассуждение и способ нахождения аргументов.
1.3. Требования к инвенции(inventio):
• аргументы, нравы и страсти должны подчиняться общей цели,
• одна из частей должна доминировать: либо аргументы, либо нравы и страсти,
• нравы и страсти предназначаются для людей слабых, чувствительных и молодых, аргументы – для людей степенных и разумных,
• злоупотребление нравами и страстями легко высмеивается,
• правильный выбор и мера определяются вкусом,
• вкус формируется под влиянием опыта и при изучении наследия великих учителей.
2. Dispositio (расположение <материала>). Реконструированная картина обсуждаемого поступка или события должна быть соответствующим образом представлена публике (аудитории) в виде взаимно согласованных «смысловых блоков», дабы облегчить восприятие речи, убедить, склонить в пользу той или иной точки зрения.
2.1. Собранный материал располагается в общем виде по трехчастной схеме:
• Вступление к речи(exordium «зачин»): прямое, косвенное и эмоциональное. Преследует троякую цель: добиться внимания, предварительного понимания и сочувствия.
• Основная часть(probatio). Излагает предмет разбирательства с целью «объяснить» docere, «взволновать» movere, «усладить» delectare. Изложение должно убедительно ответить на вопросы: кто сделал? что сделал? почему? где? когда? как?Требования к изложению: ясность, краткость, убедительность, правдоподобие, взаимная связь и сообразность всех частей.
• Заключение (peroratio). Подводит итог, суммирует в сознании слушателей общую картину всего сказанного, возбуждает в чувствах слушателей выгодные для говорящей стороны чувства, страсти: сострадание (miseratio), негодование (indignatio).
2.2. Трехчастная схема может быть расширена:
– до четырех частей: путем деления главной части на «повествование» (narratio), излагавшее предмет во временной последовательности, в связном и цельном виде, и «разработку» (tractatio), логически обосновывающей предмет по некоторым спорным пунктам (Аристотель):
•вступление(exordium),
• изложение (narratio),
• разработка (tractatio),
• заключение (peroratio),
– до пяти частей: путем деления«разработки» (tractatio) на «доказательство» (confirmatio) собственной точки зрения и «опровержение» (refutatio) точки зрения противника (Квинтилиан),
•вступление(exordium),
•изложение (narratio),
• разработка (tractatio) → доказательство собственной точки зрения (confirmatio),
• разработка (tractatio) → опровержение противной точки зрения (refutatio),
• заключение (peroratio)
– до шести,семиивосьми частей: путем добавления перед «разработкой» (tractatio) «постановки вопроса» (propositio), «расчленения вопроса» (partitio) и «отступления» (digressio).
• вступление(exordium),
• изложение (narratio),
• постановка вопроса (propositio),
• расчленение вопроса (partitio),
• отступление (digressio),
• разработка (tractatio) → доказательство собственной точки зрения (confirmatio),
• разработка (tractatio) → опровержение противной точки зрения (refutatio),
• заключение (peroratio).
Примечание. Требования к повествованию-изложению (narratio):
‒ изложение должно затрагивать только факты, имеющие отношение к теме;
‒ факты должны быть правдоподобными;
‒ повествование должно быть кратким и ясным;
‒ интерес к речи зависит от интереса, вызванного наррацией;
‒ изложение должно сопровождаться описанием для оживления сухих фактов;
‒ для описания выбирать наиболее выгодную точку зрения;
‒ при описании избегать расплывчатости и излишних деталей;
‒ место описания – в начале изложения.
3. Elocutio («способ изложения»).Облекает «идеи», найденные посредством инвенции (inventio) и организованные посредством диспозиции (dispositio), в соответствующую языковую форму. Разрабатывает теорию тропов и фигур с целью усилить выразительность речи, сделать речь еще более убедительной посредством тропов и фигур.
3.1. В состав учения о способах изложения (elocutio) входит учение о стилистических регистрах, учение о трех стилях: высоком(genus sublime),среднем (genus medium) ипростом (genus subtile). Чтобы объяснить (docere), уместнее всегопростой стиль (genus subtile), чтобы усладить(delectare) – средний стиль (genus medium), чтобы взволновать(movere) – высокий стиль(genus sublime).
Учение о трех стилях разрабатывалось Цицероном.
3.2. Требования к изложению (elocutio):
• правильность: верное соблюдение грамматических и лексических норм языка,
• ясность: употребление слов общепонятных в точных значениях и естественных сочетаниях,
• уместность: каждому предмету – соответствующий ему стиль, избегать «низкие» выражения при высоких предметах, «высокие» – при низких предметах,
• пышность: благозвучность и образность, величавость и приятность.
3.3. Теория изложения делилась на три раздела:
– учение об отборе слов (требование правильности речи),
– учение о сочетании слов (требование ясности),
– учение о фигурах (требование пышности).
4. Memoria («память», «запоминание»). Содержит рекомендации по развитию памяти, способам запоминания сочиненной речи особенно при устном ее изложении. Различают два вида памяти: природную и искусственную.
4.1. Природная память. Для развития природной памяти используется примерно тот же тренинг, как и в наши дни.
4.2. Искусственная память. Для развития искусственной памяти используются преимущественно зрительные образы. В мельчайших подробностях воображается какое-то знакомое здание с множеством помещений и расположенными в них предметами обстановки. Заучиваемый материал дробится на части, а затем размещается в порядке следования по соответствующим местам, раскладывается «по полочкам».
Прим. Яснее всего такая мнемотехника описана в сочинении Цицерона De Oratore («Об ораторе») и Квинтилиана Institutio oratoria «Наставление в ораторском искусстве» (XI, II, 17–22). Как рассказывает Цицерон, изобрел эту технику греческий поэт Симонид Кеосский (556–467 до н. э.). Во время пира, на который он был приглашен для исполнения лирической поэмы в честь хозяина, обвалилась кровля. Распознать тела погибших Симонид сумел, вспоминая места, на которых сидели гости. Симонид понял, что для хорошей памяти самое важное – это упорядоченное изложение. Желающим развить эту способность памяти нужно отобрать места и сформировать мысленные образы тех вещей, которые они хотят запомнить, а затем расположить эти образы на местах, так что порядок мест будет хранить порядок вещей. Места и образы используются как восковые таблички для письма.
Подробнее см.: Френсис Йейтс. Искусство памяти. СПб: Университетская книга, 1997.
5. Pronuntiatio («произнесение») и actio («действие»). Содержит рекомендации относительно того, как преподнести излагаемые в сообщения события, как сказать, как произнести подготовленную заранее или спонтанно произнесенную речь, дабы сделать ее еще более убедительной. Pronuntiatio («произнесение») относится преимущественно к игре голоса, actio («действие») – к игре тела.
Прим. Авторы современных риторик дают, кроме того, советы, как вести себя, как одеваться должным образом в той или иной ситуации, какой надеть галстук, какую принять позу, каким должен быть макияж... Подобные рекомендации, пусть и полезные, носят зачастую фрагментарный характер без касательства к классической риторике.
5. Учение о тропах и фигурах
Теория изложения делится на три раздела:
– учение об отборе слов (требование правильности речи),
– учение о сочетании слов (требование ясности),
– учение о фигурах (требование пышности).
1. Тропы и фигуры. Античность различала тропы («обороты») и фигуры. К тропам относят слова, употребленные необычным образом, к фигурам – сочетания слов.
1.0. Фигуры мысли и фигуры слова. Фигуры делятся на фигуры мысли и фигуры слова. Если с изменением привычного сочетания слов меняется смысл, это фигура мысли, если смысл не меняется – это фигура слова. Фигуры мысли призваны выделить излагаемую мысль как таковую, фигуры слова призваны привлечь внимание к данному месту в речи.
1.1. Фигуры мысли. Фигуры мысли делятся на следующие группы:
• фигуры, уточняющие позицию оратора,
• фигуры, уточняющие смысл предмета,
• фигуры, уточняющие отношение к предмету
• фигуры, уточняющие контакт со слушателем.
1.1.1. Фигуры мысли, уточняющие позицию оратора:
– предупреждение: я докажу вам то-то и то-то,
– предвосхищение: мне могут возразить, но я скажу…,
– уступка: пусть ты этого не хотел, не знал, но сделал,
– дозволение: делай, как хочешь – увидишь, как плохо кончится.
1.1.2. Фигуры мысли, уточняющие смысл предмета:
– простое определение: потворствовать греху есть то же преступление,
– поправление: кто убил этого достойного – нет, достойнейшего из достойных,
– антитеза: ученье свет, неученье тьма,
– присвоение: чем хуже нам, тем лучше нашему делу.
1.1.3. Фигуры мысли, уточняющие отношение к предмету: от говорящего, от самого предмета, от других лиц и всего мира:
• от говорящего:
– восклицание: о времена, о нравы!
• от самого предмета:
– задержка, или повторение того же на разный лад: Отечество стоит жертв, как не пойти на жертву ради Отечества,
– наглядность, или детализация картины по предметам, предметов – по приметам: выходит Веррес с пьяным взглядом, шаткой походкой, распоясанный, в греческом плаще, с венком на голове,
• от других лиц и всего мира: что скажет на это X, если жив был Y и т. п.
1.1.3. Фигуры мысли, уточняющие контакт со слушателем:
• обращение:
– мольба,
– упрек,
– обращение не к публике, а в сторону,
• вопрос:
– риторический вопрос: доколе ты будешь, Катилина, во зло употреблять терпение наше?
– вопрос с ответом: деньги были у тебя? не было их у тебя!
– вопрос без ответа: скажите, что мне было делатья?
1.2.Фигуры слова.Фигуры слова подразделяются на фигуры прибавления, убавления, перестановки, размещения и переосмысления (т. е. тропы).
1.2.1. Фигуры прибавления классифицируются по последовательности повторения и по точности повторения.
Среди них выделяют:
– простое удвоение: пора, мой друг, пора, покоя сердце просит…
– анафора (единоначатие): клянусь я первым днем творения, клянусь его последним днем…
– эпифора (единоскончание): ты уж не сетуй, сестра моя, не сетуй…
– сплетение (сочетание анафоры с эпифорой): во поле березонька стояла, во поле кудрявая стояла…
– охват: мутно небо, ночь мутна…
– стык (редупликация): о весна без конца и без края, без конца и без края мечта!
– градация: итак, начинается песня о ветре, о ветре, одетом в солдатские гетры, о гетрах, идущих дорогой войны, о войнах, которым стихи не нужны…
1.2.2. Фигуры убавления:
– эллипс, или пропуск подразумеваемого члена словесной последовательности: мы встаем, и тотчас на коня, и рысью по полю при первом свете дня…
– зевгма, или пропуск подменяемого члена последовательности: глаза и зубы разгорелись…
– асиндетон, или бессоюзие, опущение не значащих, а служебных слов:
1.2.3. Фигуры перемещения (расположения):
– анастрофа, или взаимное перемещение смежных слов: старина глубокая
– гипербатон, или разъединение двух связанных слов: неверная царит над нами Фортуна
– параллелизм: звезда печальная, вечерняя звезда
1.2.4. Фигуры переосмысления, или тропы: отклонения от нормы в пределах одного слова. Среди таких фигур (тропов) выделяют:
– метафора, или перенос значения по аналогии: пастырь народов <царь>,
– метонимия, или перенос значения по смежности:
• автор – произведение: купил Шишкина,
• вместилище – содержимое: выпил стакан,
• свойство – носитель: дружба пришла на помощь,
• орудие – действие: смелый клинок,
– синекдоха, или перенос значения от части к целому: нос,
– ирония, или перенос значения по противоположности: смелый ты человек (трусу),
– гипербола, или преувеличение: мы с вами сто лет не виделись,
– перифраза: погрузился в сон (вместо «уснул»).
► Вопросы и задания
• В чем необходимость риторики?
• Возможные цели риторического построения высказывания.
• Что относится к сомнительным случаям («вопросам»)?
• Из каких частей состоит риторически построенное высказывание?
• Способы психологического воздействия на аудиторию.
• Как поддержать контакт с аудиторией? Возможные способы.
• Фигуры слова.
• Фигуры мысли.
• Требования к изложению (elocutio).
• Требования к произнесению( pronuntiatio).
• Что такое риторический вопрос?
► Прокомментировать
• Выступление должно представлять собой диалог со слушателями.
• Фигуры мысли призваны выделить излагаемую мысль как таковую, фигуры слова призваны привлечь внимание к данному месту в речи.
• Чтобы быть убедительным, в ораторской речи во внимание следует принимать и общий замысел, и композицию, и словесное воплощение, и преподнесение.
• Изложение должно сопровождаться описанием для оживления сухих фактов.
• Чтобы объяснить (docere), уместнеепростой стиль (genus subtile), чтобы усладить(delectare) – средний стиль (genus medium), чтобы взволновать(movere) – высокий стиль(genus sublime).
• Для развития памяти используются преимущественно зрительные образы.
• Практическая риторика обучает практическому умению выступать перед аудиторией с сообщениями разных жанров и типов ‒ от научного доклада и убеждающего выступления до анекдота и забавных историй (И. А. Стернин).
• Ирония ‒ это перенос значения по противоположности.
• Метонимия ‒ это перенос значения по смежности.
• Метафора ‒ это перенос значения по аналогии.
• М. Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор – никогда? Видимо, у них более трудная работа».
Рекомендуемая литература
Баранов А. Н. Что нас убеждает. Общественное сознание и язык. М., 1990.
Зарецкая Е. Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации ‒ http://000.vipstudent.ru
Квинтилиан. Риторические наставления ‒
http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1295581698 http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1295584560
Кузнецов И. Н. Риторика: Учебное пособие. 6-е изд. М.: Дашков и К, 2013. ‒ http://znanium.com/bookread.php?book=414977
Лотман Ю. М.Риторика – механизм смыслопорождения // Семиосфера. СПб.: Искусство СПБ, 2000. С. 177–193. –
Стернин И. А. Практическая риторика. М.: Издательский центр «Академия», 2005. ‒ http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Rechevoe_vozdejstvie/Prakticheskaja%20_ritorika.pdf
Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М.: Ладомир, 1994. ‒