• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я хочу заниматься тем, что мне любопытно…»

Никита Носков – выпускник бакалаврской программы «Филология» 2025 года и магистрант программы «Современные филологические практики: поэтика, интерпретация, комментарий». Его путь в филологию был необычным - Никита закончил Технический лицей, большинство выпускников которого выбирают для себя точные науки, казалось бы. более востребованные в современном мире. Но история Никиты отчетливо показывает - профессионально востребован тот, кто по-настоящему  увлечен своим делом.

– С чем было связано решение сменить профиль с математического на гуманитарный? Это было запланировано или так произошло случайно, «в моменте»?

 — Это было достаточно обдуманным решением. В процессе учебы в 11 классе, когда надо было думать, какие экзамены сдавать, я понял, что устал от математики, от физики. Я подумывал заняться социологией или экономикой, но в это время я еще увлекался общественной деятельностью, общался с журналистами – и вот они меня вдохновили заниматься деятельностью, связанной с языком. Когда я выбирал, куда поступить, рассматривал еще переводоведение, но одновременно расспрашивал тех, кто учится в Вышке на филологии, и они очень хорошо отзывались о ней.  Собственно мой выбор был связан с тем, что филология - это такая база, которая даст мне возможность работать журналистом, и переводчиком, и в целом она прокачает ораторские навыки, «чувство языка», дает возможность изучить иностранные языки. Большую роль в моем решении сыграл и авторитет Вышки, и авторитет самой программы, и условия - я не прошел на бюджет, но впоследствии удалось перевестись за хорошую успеваемость

– А трудно ли изучать гуманитарные науки после технического бэкграунда?

– Честно говоря, в этом сочетании вообще не было проблемы. Но тут еще дело в том, что филология Вышки — это энциклопедическая программа. То есть ты не только изучаешь литературу и языки, но и в процессе исследований часто спотыкаешься о какие-то непонятные вещи, и в процессе неожиданно для себя начинаешь разбираться в биологии, математике, физике, да в чем угодно. У нас было много дисциплин, связанных с Data Culture, с программированием, знание которого сейчас, как знание английского - нужно везде.

– Я знаю, что Ваш диплом был посвящен рок-поэзии. А что Вас сподвигло на эту тему?

– Темой моего диплома был «Художественный мир Ильи Кормильцева». Она формировалась на протяжении трёх лет, выстраивалась через курсовые работы второго и третьего курсов, тогда я понял, что я не хочу заниматься тем, что мне нравится, а хочу заниматься тем, что мне любопытно. От “серебряного века” и поэзии Мандельштама я перешел к рок-поэзии. Мы с Леонидом Юрьевичем Большухиным выбрали автора – Илью Кормильцева – не сразу. Сначала думали в целом охватить историю про региональную поэзию, поэзию Урала и Сибири, хотели хотели писать о Шевчуке, о Летове и думали, что еще третий автор должен быть. Фигуру Кормильцева очень интересно рассматривать - он, можно сказать, фантом русского рока, да и вообще русской культуры девяностых в целом. Кормильцев настолько не изведан и неизвестен, что о нем можно писать еще и еще.

А вот о самой рок-поэзии я узнал в большей степени благодаря вводному НИСу, который вели Ксения Александровна Деменева и Оксана Вадимовна Замятина. Мы там знакомились с современной литературой - драматургией, поэзией. Там я понял, что рок-поэзия действительно изучается, это не считается графоманской и маргинальной историей, которой филологи говорят: «фу, мы не будем к этому прикасаться», а говорят: «это интересно, это необычно, и это часть литературы».

– То есть вследствие этих научных интересов у вас и сформировалось желание продолжить филологический путь в магистратуре «Современные филологические практики»?

– Да, мне хотелось дальше развивать исследовательское поле, посвященное русской рок-поэзии и в особенности творчеству Кормильцева. Мне бы хотелось даже больше углубиться в истоки рок-поэзии, посмотреть, что там существовало помимо бардовской песни, как все вылилось в то, что русский рок стал как минимум на десятилетие главным жанром страны.

В магистратуре мне нравится то же самое, что было в процессе учебы на бакалавриате. Я занимаюсь тем же самым любимым делом с коллегами, которым тоже это интересно, с которыми ты находишь общий язык. И это общее дело тоже заставляет двигаться вперед, развиваться и учиться. Вместе с этим это, конечно, свобода выбора темы исследования, свобода высказывания, когда ты точно знаешь, что твое мнение учитывают, что оно важно и имеет место быть. На мой взгляд, в Вышке это непосредственно является базовым принципом.

Фотография из личного архива Никиты Носкова
Фотография из личного архива Никиты Носкова

– Какими проектами помимо основной учебы Вы занимались?

– Наша бакалаврская программа ежегодно проводила олимпиадный интенсив для тех ребят, которые прошли на региональный этап по литературе. Я там дважды принимал участие - в первый раз вместе со своей одногруппницей вел занятие, а на второй год проводил семинар в формате «сильные тексты». Еще мы с Верой Григорьевной Сибирцевой и моими коллегами по немецкой группе в течение трех лет проводили день иностранных языков. 

А еще я на последнем курсе имел опыт работы преподавателем русского языка как иностранного в центре РКИ - вел курс русского языка у китайской группы со спецкурсом по обществознанию, то есть профилем академической лексики. 

– Итак, технический лицей, филологический бакалавриат, филологическая же магистратура и … работа в маркетинге. Почему Вы решили пойти в маркетинг? И как филология Вам в этом помогает?

– Вообще это произошло совершенно случайно. Я хотел начать изучать что-то касаемо маркетинга, потому что мне это было интересно, у меня есть знакомые в этой сфере. Мне хотелось что-то в этом понимать, попробовать нечто новое, и тут моя одногруппница и позвала меня работать. И тут выяснилось, что филология очень помогает, потому что маркетинг – это в том числе работа с языком и человеческим поведением, а литература —  наиболее распространенный инструмент влияния языка на человека. Когда ты профессионально изучаешь литературу, создание ”цепляющих”  текстов уже не представляется чем-то сложным. Можно вспомнить, кстати, и роман Виктора Пелевина «Generation P», главный герой которого работает рекламщиком .

– Какой совет вы бы дали студентам?

– Не бояться говорить глупости. Это не мои слова, это слова Леонида Юрьевича. Он как-то сказал: «Не бойтесь показаться дураком» – поэтому я и живу по этим принципам, которые получил на программе. Многие студенты приходят после 100 баллов ЕГЭ, золотых медалей, и они боятся что-то сказать неправильно. Не надо бояться ошибаться, мы пока учимся, нас поправят.

– Самые запоминающиеся моменты во время учебы на бакалавриате?

Из таких, которые сложно забыть – лекции Ксении Александровны по современному русскому языку, в том числе лекции про русский мат, про аномалии в современном русском языке. Было очень интересно, и не только с лингвистической точки зрения, скорее с антропологической.

А еще очень нравились встречи «Творцовского клуба» - они, к сожалению, потом прекратились. Мы там разбирали современную поэзию с Ксенией Александровной и Оксаной Вадимовной. Ну и конечно, каждое занятие по немецкому языку с Верой Григорьевной.

– Какие проекты Вы бы хотели реализовать в будущем? В том числе за пределами маркетинга?

– Хочется создать какой-то свой продукт. В данный момент думаю над брендом одежды для того, чтобы носить ту одежду, которая тебе нравится и как-то вкладывать хотя бы небольшой смысл в то, что мы носим. Мне нравится придумывать что-то, мне нравится шутить, и в какой-то форме это можно сочетать в собственных проектах.

Я никогда не забуду слов Марии Марковны Гельфонд: «Филолог – это мозаика возможностей…» – потому что за последние четыре года я без работы существовал, наверное, сутки. И поэтому, мне кажется, филолог может делать абсолютно все.

Есть очень хорошая способность у филолога – быстро читать и понимать.  И когда ты быстро все улавливаешь, это тебя ставит на позицию выше по сравнению с другими людьми в том плане, что ты больше можешь успеть, потому что ты больше узнал.

Интервью подготовила Алиса Курникова,
студентка 2 курса ОП «Филология»