• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не каждый писатель – филолог, но каждый филолог – писатель?

Замечательный литературовед и писатель Ю.Н. Тынянов утверждал, что каждый профессиональный филолог должен уметь написать роман. И разумеется, каждый филолог, да и просто увлечённый литературой человек, хоть раз в жизни хотел почувствовать себя писателем или делал попытки освоить писательское ремесло. И хотя в программе нижегородских филологов пока нет специального курса creative writing, осваивать писательские навыки можно на самых разных дисциплинах. Например, на НИСе.

Студенты-филологи второго и третьего курсов, которые выбрали НИС по литературе Великобритании и США, под руководством Екатерины Михайловны Фоминой попробовали создать свои небольшие истории, наполненные аллюзиями на произведения, прочитанные в ходе курса. Для выполнения этого задания студенты разделились на две большие команды, каждая из которых получила «установочные данные»: герой, место и время действия. Ну а дальше – коллективное творчество в гугл-док (Ильфу и Петрову и братьям Стругацким было легче – они писали парами). К слову, одна из двух подгрупп работала по методу соавторов-сатириков – обсуждая и переписывая каждую строчку сообща, а вторая – по методу соавторов – сосредоточившись на концепте, писали частички истории по одному или по двое. Стоить ли говорить, что результаты получились разными, но оттого прекрасными по-своему?

За писательским заданием последовало литературоведческое: прочитать рассказ, написанный коллегами, и найти в нем десятки отсылок к уже классикам англоязычной литературы – Шекспиру, Джеку Лондону, Эдгару По, Джейн Остин, Драйзеру, Рею Брэдбери, Драйзера и других. Пожалуй, эта пара была одной из самых интересных за весь модуль (а может быть, и за все время учебы). Почувствовать себя одновременно писателем и исследователем – это ли не высшая радость филолога? Ознакомиться с написанными в ходе занятий рассказами можно внизу статьи. 

Еще одно место, куда устремляются будущие писатели, - Творцовский клуб, который работает на нашей программе уже несколько лет. Руководит им Ксения Александровна Деменева, а среди его участников преобладают первокурсники. Участники этих необычных занятий не скрывают восторга от нетипичной даже для «прошаренного» любителя литературы деятельности. Впечатлениями делится одна из участниц Творцовского клуба Полина Захарова:

«Радует, что в Творцовском клубе можно отойти от академического настроя и по-настоящему поиграть с текстами. Иногда приходится искать новый подход к тексту, но от этого только интереснее. Есть время поговорить серьезно и пошутить. Иногда рождаются идеи, которые можно развернуть в статьи. Такие занятия очень вдохновляют заниматься серьезной филологической наукой с новыми силами. Понимаешь, сколько еще непознанного, и стремишься заполнить пробел. Можно поговорить о том, что в серьезных академических кругах обычно не очень жалуют. И ограничивают нас только рамки приличия и здравого смысла…»

Полине вторит и ее коллега, Катя Солдабокова: «…Там и атмосфера иная. Это не обычная пара, куда все обязаны ходить, на занятие приходят только желающие, поэтому обычно слушателей не так много. И эта атмосфера завораживает. С Ксенией Александровной легко обсудить любые темы и задать вопросы, которые постесняешься задать на парах. Очень интересна практическая часть. Например, на одном занятии мы пытались понять, какое стихотворение было написано мужчиной, а какое женщиной, анализировали, что выдает автора, какие клише существуют. На парах мы пока не затрагивали сетературу, а на Творцовском клубе мы обсуждаем ее. Кстати, у Творцовского клуба нет временных рамок – мы занимаемся столько, сколько нам интересно, а для коллег, которые не успевают подойти, мы делаем запись».

Пожалуй, занятий и заданий интереснее уже и не придумаешь, но наши уважаемые преподаватели продолжают удивлять, раз за разом доказывая, что филология может быть не только научной, но и очень даже творческой!

 

Материал подготовила 

Студентка 2 курса ОП "Филология" Анастасия Баранова 

Подробнее