Ученые Центра языка и мозга НИУ ВШЭ рассказали, от чего зависит восстановление речи пациентов после удаления опухолей мозга
Сотрудники Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Алина Миннигулова и Мария Худякова представили новейшие результаты исследований лингвистических и нейрональных механизмов нарушений речи и их динамики у пациентов после нейрохирургических операций. Ученые рассказали, какие выводы о динамике нарушения и восстановления речевой функции они смогли сделать за более чем пять лет работы над проектом.
Хирургическое удаление опухолей мозга, расположенных близко к речевым зонам, может приводить к различным послеоперационным языковым нарушениям. В основном речевые функции восстанавливаются в ближайшем постоперационном периоде, тем не менее, у двух из трех пациентов нарушения могут наблюдаться в хронической фазе.
Чтобы понять, как устроена динамика нарушений и восстановления речи после удаления опухоли, ученые Центра языка и мозга НИУ ВШЭ в Москве и Нижнем Новгороде тестируют пациентов с помощью Русского афазиологического теста (РАТ) в трех временных точках: перед операцией, через несколько дней после и через 3-4 месяца после операции.
Сопоставив результаты комплексного речевого тестирования с данными магнитно-резонансной томографии (МРТ), можно оценить критичность определенных участков серого и белого вещества для речевой функции.
Ученые исследовали, насколько хорошо простые клинические признаки, такие как послеоперационное снижение языковой обработки, степень злокачественности опухоли, объем и локализация области резекции и наличие интраоперационного языкового картирования, могут предсказать долгосрочное восстановление языка после операции. Помимо прогнозирования общего восстановления, ученые определяли, какие области языковой обработки наиболее подвержены стойким дефицитам.
Мария Худякова, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ – Нижний Новгород исследовала послеоперационное восстановление понимания и порождения отдельных слов: существительных и глаголов.
Мария Худякова
«Проводя тесты на понимание и порождение существительных и глаголов, мы ожидаемо увидели значимое ухудшение непосредственно после операции по всем заданиям, а спустя 3-4 месяца после операции — значимое улучшение. Но показалось интересным, что понимание и порождение существительных не восстановилось до предоперационного уровня, в то время как глаголы, то есть названия действий, и понимание всех слов восстановилось», — отметила Мария Худякова.
Мария Худякова отметила, что, хотя правильность называния объектов не восстановилась до первоначального уровня, скорость называния тех объектов, которые определялись правильно, увеличилась, то есть они назывались быстрее.
Алина Миннигулова, научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ (Москва), с 2017 года участвует в операциях, тестируя пациентов, сначала в Нижнем Новгороде, потом в 2020 году подключилась к нейрохирургическому проекту в Москве, в том числе занималась проектом о предикторах восстановления речи.
Алина Миннигулова
«В 2024 году мы закончили пятилетнее исследование о влиянии клинических и поведенческих характеристик на восстановление речи у пациентов после резекции глиальных опухолей левого полушария в отстроченном периоде (3-6 месяцев), — рассказала Алина Миннигулова. — Мы выяснили, что меньшее снижение баллов по языковым тестам и наличие операции с пробуждением, которая включает в себя картирование мозга и речевой мониторинг, предсказывают лучшее восстановление речи у пациентов через 3-6 месяцев после операции».
Кроме того, ученые определили, что стойким дефицитам наиболее подвержены вербальная рабочая память и извлечение лексики, в частности глаголов.
«Данное исследование завершено, но мы продолжаем работу в нейрохирургической популяции, исследуя нейрональные корреляции нарушений языка, латерализацию и спецификацию языковых функций», — поделилась Алина Миннигулова.