"Миссия Центра языка и мозга в Нижнем Новгороде – стать региональным научным центром для исследования мозговых основ языка"
Центр языка и мозга в Нижнем Новгороде начал свою работу в сентябре 2020 года и сейчас представляет собой команду лингвистов - преподавателей и студентов, - которая работает над исследованиями связей между речью и долями мозга. В планах - пополнение команды специалистами в области нейропсихологии, реабилитологии, нейрофизиологии и активное налаживание международных связей. Директор Центра Наталья Эдуардовна Гронская рассказала о том, как появилась нейролингвистическая лаборатория в Нижнем Новгороде, а также о текущих задачах и перспективах, которые Центр открывает перед студентами и регионом.
Почему на базе нижегородского кампуса Вышки был открыт Центр, ведь в Москве уже есть один?
Запрос на разработку данного научного и образовательного направления в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ имеет региональную основу и связан с эмпирическими и научными изысканиями нижегородских нейрохирургов Приволжского медицинского университета (далее – ПИМУ), Центра языка и мозга НИУ ВШЭ (далее – ЦЯМ) и лингвистов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, начавших осенью 2017 года осуществлять операции с пробуждением по удалению опухолей головного мозга с лингвистическим сопровождением на базе ПИМУ. ЦЯМ–НН сформирован как уникальная в регионе и соответствующая современным мировым стандартам научная структура для решения фундаментальных и прикладных задач, касающихся мозговых основ языка. Создание в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ Центра языка и мозга факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород стало возможным благодаря поддержке руководителя московского ЦЯМ – Ольги Викторовны Драгой, получившей в 2020 году исследовательский грант РНФ. Проект реализуется на базе факультета гуманитарных наук НИУ – Нижний Новгород силами сотрудников нижегородского филиала, которые уже в течение нескольких лет плотно сотрудничают с Центром языка и мозга (НИУ ВШЭ - Москва).
Что значит открытие ЦЯиМ для Нижегородской Вышки?
Новая лаборатория институализирует уже существующую в Нижнем Новгороде исследовательскую группу и закладывает основу для формирования распределенного, межкампусного, Центра языка и мозга НИУ ВШЭ. Совместная работа проецирует исследовательские регламенты и опыт московских нейролингвистов на исследовательскую деятельность сотрудников нижегородского центра, повышая профессионализм и зрелось выполняемых работ. Кроме исследовательской деятельности отделение осуществляет просветительскую функцию и в дальнейшем будет являться базой для уникальных в региональной России образовательных программ по нейролингвистике.
ЦЯМ–НН использует все разнообразие методологического инструментария, опираясь на взаимодействие с московскими нейролингвистами и реализуя общие форматы экспериментальных работ по клинической лингвистике. По договоренности с ПИМУ кадровому составу ЦЯМ–НН обеспечена возможность проводить исследования, применяя необходимое медицинское оборудование, а также открыт доступ к тестированию целевой клинической популяции.
Какие цели ставит перед собой Центр?
В перспективе планируется расширить деятельность ЦЯМ–НН, включив в нее детскую речевую проблематику (тестирование речевых нарушений у детей), разработку и совершенствование имеющихся программ восстановления речи у взрослых и детей, с последующей их клинической апробацией и внедрением в клиническую практику.
ЦЯМ–НН будет использовать уже наработанный московским ЦЯМ опыт взаимодействия с зарубежными исследовательскими коллективами (приглашение в свои проекты высококвалифицированных российских и зарубежных ученых, а также участие в партнерских научных проектах). Молодые сотрудники отделения повышают свой профессиональный уровень в ходе прохождения спецкурсов, стажировок и научных школ по нейролингвистике.
Наконец, формированию и развитию нейролингвистической школы в Нижнем Новгороде способствует внедрение в образовательный процесс на факультете гуманитарных наук нейролингвистической проблематики. Подготовка и привлечение студентов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород к нейролингвистическим экспериментам – обязательное условие развития и популяризации ЦЯМ–НН.
Создание ЦЯМ–НН согласуется со стратегическими целями научного развития нижегородского кампуса как передового исследовательского центра региона. Партнерство ЦЯМ–НН с зарубежными университетами и научными центрами обеспечит глубокую интернационализацию исследований. Применение результатов фундаментальных исследований в клинике поражения мозга и педагогической практике (у детей с речевыми проблемами, при изучении иностранных языков), а также дальнейшая возможная коммерциализация этих разработок удовлетворят требованию трансформации научных результатов в тиражируемые и востребованные практические инструменты. Мультидисциплинарный характер самой нейролингвистики будет способствовать развитию в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород исследовательских программ, объединяющих исследователей из разных отраслей научного знания.
Какие перспективы открывает Центр для студентов?
Студенты-лингвисты – именно та целевая аудитория, на которой базируется развитие нейролингвистической школы НИУ ВШЭ - Нижний Новгород. Непосредственное участие студентов в проектах ЦЯМ–НН отражено в их курсовых и дипломных работах, а также в совместных публикациях и участии в конференциях и конгрессах международного уровня. Положительную роль, кроме того, играет молодость самого факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, открытого для внедрения новых, современных направлений лингвистики.
В чем заключаются уникальность и конкурентные преимущества ЦЯМ–НН?
Сотрудничество ЦЯМ–НН с московским Центром языка и мозга и функционирование подразделения в режиме активного взаимодействия с уже сложившимся исследовательским коллективом и сетью его научных партнеров – формирует его уникальность и конкурентные преимущества:
- объединение ресурсов и компетенций трех крупных участников (НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, ЦЯМ и ПИМУ) с дальнейшей коллаборацией с другими вузами и клиническими организациями региона,
- реализация проекта на базе факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород сотрудниками нижегородского филиала при тесном взаимодействии с Центром языка и мозга (Москва) реализует идею распределенного, межкампусного, Центра языка и мозга НИУ ВШЭ,
- соединение актуальной лингвистической теоретической базы с существенным научным заделом и экспериментальной части с четким прикладным контекстом (операции с пробуждением, пациенты с речевым дефицитом и др.),
- ориентация исследовательской повестки на практическое решение социально значимых задач здравоохранения Нижегородской области и ПФО,
- с региональной повесткой будет связано расширение тематической области исследований ЦЯМ–НН в сторону реабилитации пациентов с речевыми нарушениями и исследований дефицита речи у пожилых людей, а также коррекции речевого дефицита у детей (в том числе с расстройствами аутистического спектра), перспективным представляется разработка средств альтернативной коммуникации, также остро востребованная в регионе.
Какие задачи решает ЦЯиМ?
Миссия: Центр языка и мозга в Нижнем Новгороде – региональный научный центр для исследования фундаментальных и прикладных задач, касающихся мозговых основ языка, а также эмпирическая база для создания уникальных для Поволжского региона (Приволжского федерального округа) образовательных программ и исследовательских проектов по нейролингвистике.
Для развития в филиале полномасштабного регионального центра нейролингвистических исследований, соответствующего современным мировым стандартам, необходимо:
- сочетание актуальных фундаментальных исследований с востребованными практическими разработками;
- мультидисциплинарная команда, ядро которой составят лингвисты, но в перспективе включающая также нейропсихолога, реабилитолога, нейрофизиолога (по мере расширения тематик).
- активное взаимодействие с ЦЯМ (НИУ ВШЭ - Москва), включенность в проекты и следование экспериментальным регламентам, принятым в данной научной школе;
- кадровая политика, нацеленная на привлечение в лабораторию молодых российских перспективных специалистов, подтвердивших способность успешно работать в области нейролингвистики;
- глубокая интернационализация научной деятельности, выраженная в участии зарубежных коллег в проектах ЦЯМ–НН, стажировках сотрудников центра в партнерских университетах Европы и США, совместных семинарах, публикациях и грантах.
В связи с этим ключевыми задачами ЦЯМ–НН являются:
- осуществление фундаментальной и прикладной научно-исследовательской деятельности по проблемам нейролингвистики с широким участием студентов и аспирантов факультета;
- участие в создании единой системы научно-исследовательской и образовательной деятельности по нейролингвистической проблематике в НИУ ВШЭ;
- усиление междисциплинарного взаимодействия преподавателей и научных сотрудников кампуса за счет совместных проектов;
- привлечение высококвалифицированных отечественных и зарубежных специалистов к участию в семинарах, школах и конференциях на базе НИУ ВШЭ – Нижний Новгород для повышения уровня научных работников ЦЯМ–НН;
- проведение регулярных профессиональных обсуждений научно-исследовательских проектов, полученных результатов, а также методологических и методических проблем изучения мозговых основ языка;
- использование результатов научно-исследовательских разработок в других формах образовательной деятельности факультета и НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, связанных с нейролингвистической проблематикой;
- вовлечение наиболее способных студентов в научно-исследовательскую деятельность, обучение их методикам аналитической и экспериментальной исследовательской деятельности, пакетам прикладных программ по обработке статистической информации, навыкам анализа и интерпретации полученных данных;
- руководство курсовыми, выпускными квалификационными работами ФГН;
- мониторинг тенденций развития зарубежной и отечественной науки;
- активное распространение результатов научно-исследовательской деятельности в региональном научном сообществе, среди коллег; осуществление регулярной издательской деятельности по результатам исследований;
- объединение профессиональных исследователей региона, партнерских университетов, работающих по соответствующей проблематике.
Чем занимаются сотрудники Центра?
Теоретическая составляющая исследований, в первую очередь, предполагает продвижение в попытках ответить на вопрос, что происходит со связкой «язык - мозг» после операций, травм, при задержках и нарушениях речевого развития у детей, и можно ли влиять на эти процессы.
Эмпирическая / прикладная составляющая связана с экспериментальными мероприятиями (разработка и валидизация тестов различного характера: взрослый, детский (по возрастам) и др., картирование различных участков мозга во время операций, сбор и обработка больших объемов данных и т.д.), с разработкой новых методик тестирования и реабилитации пациентов с речевым дефицитом, разработкой приборов альтернативной коммуникации для взрослых пациентов и детей с речевыми нарушениями и т.д.
Важным является наличие клинической базы (Приволжский федеральный медицинский исследовательский центр Министерства здравоохранения РФ (ПФМИЦ)), позволяющей собирать и анализировать данные, проводить медицинские мероприятия, тестировать пациентов, использовать новейшее диагностическое оборудование.
Включение студентов (НИУ ВШЭ – Нижний Новгород и ПИМУ) в процесс исследований позволяет актуализировать тематики курсовых и дипломных проектов, и тем самым повысить мотивацию молодых людей и удовлетворить их запрос на социальную востребованность научных исследований.
Направления деятельности ЦЯМ–НН
Планируется развивать деятельность ЦЯМ–НН по следующим направлениям:
- Нейролингвистика и пластичность мозга
- Детская клиническая лингвистика
- Методы альтернативной коммуникации
- Исследования дефицита речи у пожилых людей
- Реабилитация пациентов с речевыми нарушениями
- Разработка инструментов диагностики и компенсации отсроченных нарушений когнитивных функций у пациентов, перенесших наркоз.
Как заинтересованным в нейролингвистике студентам попасть в коллектив лаборатории?
Центр проводит регулярные научные встречи по пятницам – Нейролингвистические пятницы. Мы приглашаем всех заинтересованных студентов на эти встречи. Параллельно существует возможность участвовать в исследованиях в роли тестировщиков, быть волонтерами в организации экспериментов. Главное – это желание учиться новому, готовность отдавать науке время и силы. Особенно требуется самообразование в смежных областях (нейрофизиология, медицина, статистика, компьютерное моделирование и т.д.). Но результат того стоит – это захватывающе и востребовано!