Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бизнес-модели в образовании и социальной сфере

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Рассматривается изменение в образовании социальной сферы, появление новых моделей и сценариев в современной среде. Особое внимание уделяется трансформации бизнес-моделей, влиянию эволюции цифровых технологий, изменению характера конкуренции. В ходе курса рассматриваются мировые тренды и особенности эволюции бизнеса в социальной сфере в России. Дисциплина направлена на развитие навыков и знаний, необходимых для анализа бизнес-модели бизнеса в социальной сфере и определения направлений изменения в бизнес-модели с учетом влияния трендов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов целостное представление о современных бизнес-моделях в сфере образования и социальной деятельности, а также развить компетенции по их анализу, проектированию и адаптации с учётом специфики данных отраслей, социального воздействия и требований устойчивого развития.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает методы конкурентного анализа.
  • Знает методы сбора данных о конкурентах, источники информации.
  • Знает техники выявления и изучения потребностей потребителей
  • Знает факторы инноваций в бизнес-моделях компании
  • Знает шаблоны разработки ценностного предложения
  • Знает элементы шаблона бизнес-модели
  • Знает этапы, основные действия, важные моменты технологии развития клиента
  • Способен анализировать и сегментировать целевую аудиторию предпринимательского проекта
  • Способен проектировать бизнес-модель с помощью шаблона
  • Способен собирать данные и обратную связь от клиентов
  • Способен формулировать ценностное предложение на основе анализа потребностей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные принципы бизнес-моделирования. Элементы бизнес-модели компании.
  • Целевая аудитория
  • Ценностное предложение
  • Развитие клиента
  • Анализ конкурентов
  • Трансформация бизнес-моделей
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Защита проекта
    Необходимо подготовить презентацию вашего проекта.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.3 * Аудиторная работа + 0.7 * Защита проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alvarez, C. (2014). Lean Customer Development : Building Products Your Customers Will Buy (Vol. First edition). Sebastopol, CA: O’Reilly Media. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=780832
  • Harvard Business Review, Clayton M. Christensen, Mark W. Johnson, Rita Gunther McGrath, & Steve Blank. (2019). HBR’s 10 Must Reads on Business Model Innovation (with Featured Article “Reinventing Your Business Model” by Mark W. Johnson, Clayton M. Christensen, and Henning Kagermann). Boston, Massachusetts: Harvard Business Review Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1855536
  • Volberda, H. W., Van Den Bosch, F. A. J., & Heij, K. (2018). Reinventing Business Models : How Firms Cope with Disruption. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1729606

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Allegretti, S., Seidenstricker, S., & Kasseckert, A. (2018). Factors for Success in Business Model Innovation. Journal of Strategic Innovation & Sustainability, 13(5), 10–42. https://doi.org/10.33423/jsis.v13i5.158
  • Blank, S. G., & Dorf, B. (2015). The Path to the Epiphany: The Customer Development Model, How narrow the gate and constricted the road that leads to life. And those who find it are few.—Matthew 7:14 ; El camino a la Epifanía del Señor: El Modelo de Desarrollo de Clientes. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7DE80278
  • Bohnsack, R., & Pinkse, J. (2017). Value Propositions for Disruptive Technologies: RECONFIGURATION TACTICS IN THE CASE OF ELECTRIC VEHICLES. California Management Review, 59(4), 79–96. https://doi.org/10.1177/0008125617717711
  • Guldmann, E., Bocken, N. M. P., & Brezet, H. (2019). A Design Thinking Framework for Circular Business Model Innovation. Journal of Business Models, 7(1), 39–70. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=139360606
  • Pereira Nunes, M., & Kalil Steinbruch, F. (2019). Internationalization and the Need of Business Model Innovation - A Theoretical Approach. Brazilian Business Review (English Edition), 16(3), 207–221. https://doi.org/10.15728/bbr.2019.16.3.1
  • Schoemaker, P. J. H., Heaton, S., & Teece, D. (2018). Innovation, Dynamic Capabilities, and Leadership. California Management Review, 61(1), 15–42. https://doi.org/10.1177/0008125618790246
  • Strategies for business model innovation: How firms reel in migrating value. (2018). Longe Range Planning, (1), 82. https://doi.org/10.1016/j.lrp.2017.06.009
  • Teti Hariyati. (2017). Evaluation of Business Model Development through Customer Discovery Approach (Case Study of PT Hijup.com). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B9640A74

Авторы

  • Назаров Михаил Геннадьевич