Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Глава в книге
Ценностные ориентации в карьере студентов управленческих специальностей

Кузнецова Н. М., Михайлова В. В., Савинова С. Ю.

В кн.: Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Вып. 7. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2024. С. 254-260.

Препринт
ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY CULTURE: THE CLASH OF VALUES AND RESISTANCE TO CHANGE

Mkrtychyan G.

Series: Education. WP BRP . НИУ ВШЭ, 2016. No. 31/EDU/2015 .

Контакты

603093, г. Нижний Новгород
Ул. Родионова, 136
3-ий этаж, комната №308

тел. (831) 436-12-78

Речевой этикет: вежливость и коммуникативные стратегии

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
5-й курс, 1 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Мы не всегда отдаем должное речевому этикету, воспринимая речь исключительно как инструмент коммуникации. А насколько правильно мы используем данный инструмент при общении с коллегами на работе, в институте или дома в кругу семьи? Вы удивитесь тому, насколько сильно зависит наше повседневное общение от ряда простых, но не самых очевидных даже для носителей языка, правил речевого этикета. Курс позволит не только изучить особенности речевого этикета, но и применить некоторые навыки на практике. Каждый речевой этикет уникален. Именно поэтому так интересно сравнение речевых этикетов и выявление их особенностей. Вы узнаете, чем отличаются наши языковые стратегии от стратегий поведения народов, населяющих страны Европы и Азии, где общение устроено совершенно иным образом. Безусловно это полезное знание, и оно станет хорошим дополнением для ваших заграничных поездок, где вы сможете гораздо быстрее освоиться в местных правилах этикета. Под конец вы узнаете о том, как устроено невежливое языковое общение, каким образом выстраивается агрессивное поведение людей и как можно подобающе отреагировать на вызывающее поведение вашего собеседника. К каким последствиям может привести осознанное нарушение речевой нормы? И что произойдет, если люди откажутся от вежливости и соблюдения речевого этикета?
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получить теоретические представления о речевом этикете и вежливости как части языка и культуры
  • Получить представления о многообразии конкретных речевых этикетов разных обществ в разных странах и в разные эпохи
  • Узнать о том, какими языковыми единицами могут быть этикетные средства языка, к каким уровням языка они могут принадлежать
  • Узнать о понятии “антивежливость” – важной части любого речевого этикета – и об оптимальной реакции на речевую агрессию
  • Овладеть понятием “коммуникативная стратегия”
  • Овладеть детальной информацией о русском речевом этикете и его языковых средствах, а также об отличиях русских языковых стратегий от стратегий народов, населяющих страны Европы и Азии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты владеют детальной информацией о русском речевом этикете и его языковых средствах, а также об отличиях русских языковых стратегий от стратегий народов, населяющих страны Европы и Азии
  • Студенты знают, какие разноуровневые языковые единицы могут играть этикетную роль
  • Студенты имеют понятие об “антивежливости” как важной части любого речевого этикета и о том, какая реакция на речевую агрессию является оптимальной
  • Студенты имеют представление о многообразии конкретных речевых этикетов разных обществ в разных странах и в разные эпохи
  • Студенты имеют теоретические представления о речевом этикете и вежливости как части языка и культуры
  • Студенты овладели понятием “коммуникативная стратегия”
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Речевой этикет и вежливость. Коммуникативные стратегии
  • Речевой этикет и этикетные ситуации
  • Имена и обращения. Личные местоимения в речевом этикете: ты или вы
  • Конфликтная коммуникация. Разбор конфликтных кейсов в публичной сфере
  • Профессиональная коммуникация, принципы успешной коммуникации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по разделу курса 20 вопросов
  • неблокирующий Тест 2 по разделу курса 20 вопросов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 1 модуль
    0.5 * Тест 2 по разделу курса 20 вопросов + 0.5 * Тест по разделу курса 20 вопросов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Historical (Im) politeness, , 2010
  • Impoliteness : using language to cause offence, Culpeper, J., 2011
  • Leech, G. N. (2014). The Pragmatics of Politeness. Oxford University Press: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=779509
  • The handbook of sociocultural antropology, , 2013
  • The pragmatics of politeness, Leech, G., 2014
  • Этикет русской речи, Акишина, А. А., 1989

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hickey, L., & Stewart, M. (2005). Politeness in Europe. Clevedon: Multilingual Matters. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=116992

Авторы

  • Белохлебова Наталья Александровна
  • Васильева Елена Николаевна