• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Толерантность: новые взгляды и стереотипы в России и за рубежом

Под таким названием в нижегородском капмусе ВШЭ прошел круглый стол, организованный факультетом гуманитарных наук совместно с отделом международных связей и отделом по воспитательной работе НИУ ВШЭ - Нижний Новгород. Встреча прошла в рамках международного Дня толерантности, который отмечается  с 16 ноября 1996 года по решению  Генеральной Ассамблеи ООН.

Участниками круглого стола были директор нижегородского кампуса ВШЭ В.Г. Зусман, заместитель директора  по вопросам безопасности С.Н. Мольков, и.о. декана факультета гуманитарных наук М.В.Цветкова, начальник отдела международных связей И.Б. Архангельская, руководитель отдела по внеучебной работе со студентами  И.Л. Садович, профессор департамента прикладной лингвистики и иностранных языков Т.В. Романова, студенты направления «Компьютерная лингвистика», молодые преподаватели из США и Австрии.

В своем вступительном слове Валерий Григорьевич Зусман подчеркнул важность межкультурной коммуникации и толерантности  в современном обществе. Умение понимать и слышать «иных», по его мнению,  является необходимым условием  сосуществования всех народов. Термин «толерантность», постепенно внедряясь в сознание людей, подготавливает изменения в системе межличностных отношений, способствует позитивному взаимодействию и обогащению личности.

За круглым столом были подняты важные вопросы, которые волнуют каждого человека, стремящегося к самосовершенствованию. Сергей Николаевич Мольков рассмотрел проблемы ксенофобии  в контексте возникших угроз, в том числе в условиях активизации терроризма во многих странах мира  и предложил студентам ответить на вопрос,  должны ли быть границы толерантности.

Марина Владимировна Цветкова рассказала о своем опыте проведения ассоциативных экспериментов  по определению отношения окружающих к толерантности, об особенностях понятий «свой» и «чужой». Она отметила, что в большинстве случаев люди терпимо относятся к «своему» и с опаской, страхом -  к «чужому». Еще в ХХ веке американский изобретатель Чарльз Кеттеринг говорил: «Люди всегда открыты для новых вещей, пока те не отличаются от старых».

Ирина Борисовна Архангельская предложила подумать, как идеи толерантности  реализуются в бытовой сфере, готов ли каждый из нас понять  и принять чужие традиции.

Следующим этапом встречи были выступлении студентов факультета гуманитарных наук. Екатерина Орехова (4 курс, образовательная программа "Фундаментальная и прикладная лингвистика") рассказала об отношении к социальному регулятиву и  толерантности на Западе и в России, Карина Шакирова (3 курс,образовательная программа "Фундаментальная и прикладная лингвистика")  представила свое исследованиетолерантного и интолерантного речевого поведения при оценке «своего» и «чужого», выполненного на основе  материалов российских СМИ.

Виктории Земляк (3 курс, образовательная программа "Фундаментальная и прикладная лингвистика") дала характеристику психотипов пользователей социальных сетей с точки зрения речевой толерантности и категоричности.

Живой интерес слушателей вызвали выступления иностранных преподавателей: Кристиана Ллойда и Диониса Нойбахера. В ходе дискуссии особое внимание уделялось различным подходам к понятию толерантности: американскому и европейскому.

Американцу К. Ллойду пришлось оценить итоги президентской избирательной кампании США 2016 г.  Участники круглого стола спрашивали, как можно оценить провокационные, нетолерантные высказывания Дональда Трампа в ходе выборов, кто является  электоратом кандидата от республиканской партии.  Крис признался, что ему ближе Берни Сандерс, но получилось, что получилось.

Лектор Австрийской библиотеки Дионис Нойбахер рассказал о проблемах растущей миграции в Австрии, которые иногда порождают ксенофобию. Европа задумывается о том, где должна быть граница толерантности, а где «чужие» должны принять правила хозяев.

В завершении встречи слушатели и выступающие сошлись во мнении, что надо чаще встречаться и слушать и слышать  друг друга.