• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пишу тебе: о чем могут рассказать почтовые открытки

Еще совсем недавно почтовая карточка была популярным способом поздравить кого-то или отправить весточку. Сегодня открытку можно назвать скорее экзотическим средством коммуникации, содержащим богатое поле для исследований. Именно это побудило студентов и преподавателей образовательной программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика» факультета гуманитарных наук организовать флешмоб «Отправь открытку лингвисту». Могут ли почтовые открытки быть полезны исследователям, и как они связаны с цифровой гуманитаристикой, рассказывает куратор флешмоба и опытный посткроссер, заместитель декана факультета гуманитарных наук Тимур Хусяинов.

Открытка, отправленная в рамках флешмоба "Отправь открытку лингвисту"

Открытка, отправленная в рамках флешмоба "Отправь открытку лингвисту"

Сегодня общение с помощью почтовых открыток возрождают посткроссеры. Существует большое международное сообщество и сервисы, с помощью которых можно выбрать себе адресатов со всего света. Таким образом можно познакомиться с удивительными людьми, завести полезные знакомства или друзей по переписке – это лотерея, которая непременно преподнесет приятные сюрпризы.

Хусяинов Тимур Маратович

Тимур Хусяинов
заместитель декана факультета гуманитарных наук

«Среди моих адресатов, с которыми я регулярно обмениваюсь открытками, есть люди из разных стран – от Ирландии до Австралии. Зачастую это коллекционеры открыток, которым я стараюсь отправлять интересные для них образцы – например, с кораблями, мостами или маяками. Также я регулярно отправляю открытки коллегам из командировок. Открытка – это не так банально, как магнитик, который можно привезти из путешествия друзьям. У открытки есть личная история, она передает колорит страны и времени. На открытке можно запечатлеть момент: описать то, что видишь вокруг себя, поделиться эмоциями здесь и сейчас».

Открытка, адресованная коллекционеру-филателисту из Ирландии
Тимур Хусяинов

Флешмоб «Отправь открытку лингвисту»

На посткроссинг сильно повлияла пандемия COVID-19: когда наступил локдаун, многим захотелось какого-то реального общения, и открытка как раз стала тем самым безопасным мостиком в реальность. Мы вспомнили это, когда задумали с лингвистами флешмоб «Отправь открытку лингвисту» - это была попытка вернуться в реальный мир из мира zoom-лекций.

Отправить открытку - это целое приключение: нужно сходить и купить открытку, разобраться, как ее отправлять (для многих участников флешмоба это был первый опыт), сходить и бросить в почтовый ящик, а потом не забывать проверять свой. Эти действия возвращают жизнь в реальность. 

Среди участников флешмоба уже были те, кто знаком с посткроссингом, но и новички восприняли идею новогоднего почтового флешмоба с интересом. В итоге собрался 51 участник, среди них были также выпускники и преподаватели. Соответственно, 51 открытка была отправлена из разных уголков России. 

Открытка, отправленная в рамках флешмоба "Отправь открытку лингвисту"

Я старался миксовать адресатов так, чтобы открытки друг другу отправили студенты разных курсов - те, кто мало пересекается в обычной жизни. Таким образом ребята еще и между собой познакомились.

Проект «Пишу тебе» и корпус оцифрованных открыток

Открытки представляют собой богатый материал для исследований. Для того, чтобы изучение открыток стало удобным, коллектив сетевого издания «Системный Блокъ» создал проект «Пишу тебе», который включает в себя корпус оцифрованных открыток. Создатели проекта обнаружили, что больших цифровых корпусов с открытками практически нет. Поэтому решено было делать проект «Пишу тебе» глобальным: он не ограничен никакими рамками - ни временными, ни географическими, - и сообщество, которое занимается проектом, тоже очень многочисленное.

Интернет-издание «Системный Блокъ» освещает интересные практики в области цифровой гуманитаристики, новости в этой сфере. 

Обязательное условие для попадания открытки в корпус – она должна быть отправлена почтой, иметь все полагающиеся марки, штампы, адреса. Простые поздравительные открытки, которые передают из рук в руки при встрече, в корпус не попадают. В рамках проекта уже собрано и оцифровано более 3000 открыток, работа по пополнению корпуса продолжается. 

Тимур Хусяинов является важной частью команды проекта и отвечает за добычу новых открыток. По его словам, над пополнением корпуса трудятся самые разные люди, которых объединяет увлечение почтовыми открытками, - среди них коллекционеры, посткроссеры и владельцы частных музеев открытки.

Мы часто обращаемся к коллекционерам-филокартистам, которые делятся своими коллекциями для оцифровки. Например, австралийский коллекционер Терри Делл, к которому я обратился, прислал нам сканы порядка 500 открыток из своей коллекции, все они уже загружены в корпус. 

Также свой вклад в корпус вносят музеи: сканы своей коллекции уже прислал Еврейский музей в Москве, сейчас занимается оцифровкой своего собрания один маленький поселковый музей из Беларуси, есть договоренность с Русским музеем фотографии в Нижнем Новгороде.

Недавно мы встречались с руководителем филокартистского общества Санкт-Петербурга, который создал Детский музей открытки (это частный музей, в котором организуют выставки и проводят экскурсии дети). Мы отсканировали некоторые открытки из коллекций музея: набор открыток, адресованные Надежде Николаевне Гернет – второй после Софьи Ковалевской в России женщине-математику. Теперь мы загрузим их в корпус и будем расшифровывать рукописные тексты.

Еще одна важная категория людей, которая работает над корпусом открыток, – это энтузиасты, которые расшифровывают рукописные тексты открыток. Эти люди – не обязательно лингвисты, для расшифровки достаточно уметь хорошо разбирать разные почерки на выбранном языке. Это неоценимый вклад в корпус, поскольку с оцифрованными текстами исследователи уже могут работать, применяя машинный анализ. 

Студенты нижегородского кампуса НИУ ВШЭ – Нижний Новгород тоже могут присоединиться к проекту, в том числе в рамках практики в Центре цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ

О чем может рассказать почтовая открытка исследователю

Открытка – это уникальное явление, которое может быть как маркером эпохи, так и частной биографией, построенной на взгляде извне. Изучение открыток может стать источником информации и для историка, и для экономиста, и для лингвиста. 

Лингвист может изучать, какие слова составляли словарь людей из той или иной группы, того или иного времени или страны. Еще одна интересная сторона – орфографические и пунктуационные ошибки в тексте. 

Экономистам почтовые открытки тоже могут быть полезны в качестве источника информации: по маркам можно проанализировать стоимость почтовых услуг, а в текстах люди, бывает, делятся ценами на какие-то товары и услуги, особенностями товарно-денежного обращения и так далее. 

Особенную ценность открытки представляют для историков, так как по ним можно изучать частную повседневную жизнь людей. Люди пишут в открытках о самых разных вещах. Тимур Хусяинов рассказал, что недавно он рассматривал одну открытку 70х годов прошлого века с текстом большого объема, в котором содержалось не только поздравление с очередным праздником, но и много информации о событиях из жизни отправительницы: она рассказывала о своей работе, о получении дачи и о недовольстве своей дочерью из-за того, что та решила продолжить образование в школе до 10 класса вместо техникума. Отправительница сетовала, что таким образом ее дочь остается совсем без образования, хотя и входит в десятку лучших учеников класса. В этой же открытке отправительница рассказывала, что снова из-за дефицита нельзя купить колбасы. 

Эта открытка входит в коллекцию открыток, полученных одним человеком - женщиной, которая жила в Нижнем Тагиле, - от разных отправителей. Она получала открытки из разных уголков Советского союза: из Киева, Челябинска, из городов Центральной России. Каждая такая открытка – это новая история. 

Помимо всего прочего в этой коллекции есть открытки с приглашениями на праздничные мероприятия от предприятия, на котором эта женщина работала, открытки от друзей семьи, из которых мы узнаем имя ее мамы, открытки с выражением соболезнований в связи с утратой. То есть, по открыткам можно проследить историю одного человека, рассказанную его собеседниками по переписке. Можно увидеть человека глазами других людей, это очень интересный угол восприятия.

Все это можно узнать только из текста, а ведь открытка содержит еще штампы, по которым можно проследить маршруты и длительность доставки, а также иллюстрацию на лицевой стороне. Иллюстрации на открытках - это отдельная обширная тема, достойная внимания широкого круга исследователей – от культурологов и дизайнеров до историков и политологов.

Цифровая гуманитаристика и где она обитает

Цифровая гуманитаристика подразумевает применение цифровых инструментов в гуманитарных науках. Например, если раньше анализ тех же открыток отличался индивидуальным подходом, то теперь есть возможность использовать базу оцифрованных открыток и делать срезы, анализируя сразу большое количество открыток по интересующему параметру. 

Цифровая гуманитаристика доказывает, что компетенции классических гуманитариев вполне совместимы со всеобщей цифровизацией и востребованы в области разработки и технической поддержки цифровых инструментов. 

Современные технологии помогают нам в наших исследованиях. Так, проект «Пишу тебе» использует нейросети для анализа иллюстрации на открытке, выделяя изображенные объекты: людей, птиц, корабли и т.д. Другие задачи пока труднее поддаются автоматизации, например, расшифровка рукописного текста, и вот тут опыт людей помогает нам.