«Было здорово посмотреть на научные достижения глазами не ученого, а журналиста»
В нижегородском кампусе Высшей школы экономики состоялась II Осенняя нейролингвистическая школа «NeuroSciCom: популяризация исследований о языке и мозге» для ученых и студентов на базе Центра языка и мозга НИУ ВШЭ — Нижний Новгород. Школа прошла в рамках Стратегического проекта программы Приоритет 2030 «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде».
На открытии нейрошколы административный руководитель стратегического проекта Игорь Соколов подчеркнул, что целью проекта является создание центра ассистивных технологий и дополненного интеллекта — первой в России единой инфраструктуры для исследований в области нейрокогнитивистики, а также для генерации, продвижения и коммерциализации идей в области нейрокогнитивных технологий и исследований.
Основной фокус стратегических проектов направлен не столько на фундаментальные разработки, сколько на создание цифровых инструментов и продуктов. Например, цель работы Центра языка и мозга в Нижнем Новгороде — разработка приложения, которое помогает автоматически диагностировать симптомы различных психиатрических и неврологических расстройств, таких как депрессия или шизофрения. И для ученых, которые занимаются разработкой подобных продуктов важно рассказать людям о результатах своей деятельности.
«Мы задумали и организовали такую школу, которая сможет предложить варианты решений для совершенно конкретной проблемы коммуникации ученых и широкой общественности, помочь познакомить ученых с различными путями популяризации исследований, разработок и коммуникации с широкой аудиторией», — пояснила директор Центра языка и мозга факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Мария Худякова.
Программа школы составлялась так, чтобы молодые ученые получили возможность посмотреть на свои исследования с точки зрения медиа. Поэтому в качестве спикеров были приглашены научные коммуникаторы университета, а также журналисты и популяризаторы науки: основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич и шеф-редактор научно-образовательного портала IQ.HSE Даниил Кузнецов.
Участники школы также потренировались в создании научно-популярных текстов по теме своих изысканий. Результаты этой работы молодые исследователи представили во второй день школы во время мастер-класса «Как рассказать об исследовании в области нейронаук».
«Аудитория нейрошколы оказалась совершенно замечательной — умные, а главное, мотивированные люди. Мы много обсуждали дальнейшие проекты, например, статьи в журнал "Кот Шрёдингера" и мастерскую нейролингвистики на “Летней школе” (многие ее помнят, как летнюю школу “Русского репортера”). А еще обсуждали, как популяризировать нейролингвистику среди старшеклассников, например, через вовлечение в проекты научного волонтерства. Хочется верить, что эта школа поможет развить популяризацию нейролингвистики в стране, все-таки она куда менее развита, чем, скажем, популярная астрофизика или антропология».
Во время лекции Даниила Кузнецова «Научная новость как основной инструмент продвижения исследования: особенности, структура, базовые правила написания» участники узнали, как и когда лучше всего начать взаимодействие с научными коммуникаторами и редакциями бренд-медиа в своем вузе, чтобы их исследование было вовремя и эффективно освещено в СМИ. Кроме того, «школяры» разобрались, каким образом их большая и подробная научная статья может превратиться в короткую новостную заметку, а также почему важны креативные и привлекательные заголовки.
Даниил Кузнецов
Мне было очень важно, чтобы наши молодые учёные смогли поставить себя на место журналиста, влезть в его шкуру и посмотреть на научный процесс и функционирование медиа его глазами. В большинстве случаев такой опыт снимает в дальнейшем различные блоки и предрассудки в работе со СМИ. Исследователи понимают, почему медийщики делают те или иные вещи, а значит и могут им помочь создать увлекательные, но при этом фактически достоверные материалы. Предложенное мной небольшое упражнение — за полчаса прочитать научную статью из незнакомой области и сформулировать на её основе короткий рассказ об исследовании — оказалось непростой задачей, но позволило в полной мере проникнуться ежедневной рутинной работой научного новостника.
Григорий Тарасевич, Даниил Кузнецов и ученые Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Нина Здорова и Алина Миннигулова стали участниками круглого стола «Опыт взаимодействия ученых и СМИ». В результате горячей дискуссии, большинство участников согласились, что ученым и журналистам широкого профиля необходимы посредники – научные коммуникаторы.
«Открытая дискуссия вызвала очень много эмоций, – прокомментировала советник директора НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Екатерина Сергеева. – Такие мероприятия оставляют яркое впечатление у участников и позволяют посмотреть молодым ученым на свои исследования под другим углом». Она поддержала предположение Григория Тарасевича о том, что современным ученым нужно обсуждать свои научные достижения со школьниками, объяснять все максимально доступным языком. Широкое распространение такого «научного волонтерства», по мнению Екатерины Сергеевой, позволит поднять средний уровень образованности общества, что положительно повлияет на компетентность научных журналистов и подготовит молодых людей к осознанному выбору науки делом своей жизни.
В рамках школы прошла постерная сессия, где были представлены результаты 15 исследований в области психо- и нейролингвистики. Параллельной интерактивной программой во время постерной сессии стало использование специальных видеоокулографических очков, которые позволяют записывать движения глаз при просмотре постера.
Нина Здорова
Мы записали, как просматривали постеры люди из трёх различных профессиональных сфер: лингвист, программист и журналист. Полученные данные были затем проанализированы и представлены в рамках доклада «Движение глаз при оценке научного постера». Это получился, конечно, псевдоэксперимент, так как в выборке было лишь по одному человеку и материал – 1 постер. Но потенциально его можно «докрутить», например, мы планируем провести исследование о том, как распределяется внимание зрителей при просмотре сериалов с субтитрами и без них.
Капитолина Унтила, стажер-исследователь Центра языка и мозга, говорит, что было здорово попробовать посмотреть на научные достижения глазами не ученого, а журналиста, ведь это два совершенно разных подхода. «Постоянно во время мероприятий Школы мы возвращались к оживленной дискуссии о том, какова доля научного в науч-попе и как ее правильно преподносить. До этого я никогда не задумывалась о том, как сложно сохранить баланс между научной точностью и медийной привлекательностью. В общем, много впечатлений, много пищи для размышлений», - отметила она.
В рамках школы также прошел показ фильма о будущем глазами ученых НИУ ВШЭ: «Мир 2052. Увидеть будущее». Участникам его представила Людмила Мезенцева, начальник отдела научных коммуникаций НИУ ВШЭ. Этот фильм стал лауреатом главного отечественного конкурса научных журналистов, коммуникаторов и популяризаторов — IX Всероссийской премии «За верность науке» Министерства науки и высшего образования РФ в номинации «Специальный приз за популяризацию отечественных разработок». В фильме 15 экспертов Вышки поделились своими прогнозами об изменениях в экономике и обществе, рассказали о форсайте и научном прогнозировании, об исследованиях в нейронауках, применении искусственного интеллекта, повсеместном внедрении цифровых технологий, в том числе в гуманитарных науках и праве.
Кузнецов Даниил Александрович
Управление корпоративных медиа: Шеф-редактор
Мезенцева Людмила Викторовна
Начальник отдела научных коммуникаций
Сергеева Екатерина Александровна
НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде: Советник
Унтила Капитолина Витальевна
Центр языка и мозга: Стажер-исследователь
Худякова Мария Викторовна
Центр языка и мозга: Директор центра