Главная технология обучения в школе, как и самонаучения взрослого в течение всей жизни, — «текст как модель»: умение читать, анализируя и соединяя вновь узнанное с уже известным, расширяя тем самым свое знание; находить собственные смыслы в тексте, обрабатывать их и, интерпретируя текст, превращать его в новое знание. Таким образом чтение становится не только источником информации, но и средством генерирования новых знаний.

Лев Любимов

14 июня — день рождения Льва Львовича Любимова. Заслуженного профессора НИУ ВШЭ, экономиста, историка, лингвиста. Человека невероятной эрудиции, незаурядной доброты и отзывчивости, с горячим сердцем и обостренным чувством справедливости, обладавшего даром говорить просто о сложном...

Продолжая традицию, в память о выдающемся учителе, об одном из основателей нижегородского кампуса Высшей школы экономики, о прекрасном человеке, мы проводим Четвертую конференцию «Читающая школа».

Объективная реальность состоит в том, что мы все меньше читаем Пушкина. Этого нельзя изменить ни увеличением часов на его изучение, ни декларированием пушкинской значимости, ни многочисленными повторениями того, что Пушкин — основа национальной культуры. 

Чтобы читать Пушкина, надо заговорить с ним. Открыть в нем того собеседника, с которым бесконечно интересно думать, спорить, следить за его мыслями, радоваться и огорчаться вместе с ним. Пушкин очень современный и очень живой. 

Об этом мы и хотели бы поговорить в рамках нашей конференции «Читающая школа», в разных форматах и в разных ракурсах, а также еще раз вместе поразмышлять о роли учителя, в том числе через рассмотрение его как культурного героя.

Читательские клубы


 

 

Взрослый смысл детских сказок Пушкина

Евгений Онегин: очевидное и неочевидное

 


Пушкин с веником и нимбом  
 

«Читающий директор: читаю Пушкина и не только»
Киноклуб Леонида Клейна «Учитель как культурный герой»

 

Для кого конференция?


 для учителей, воспитателей, психологов и других специалистов сферы образования

 для преподавателей, студентов и старшеклассников

 для руководителей образовательных организаций 

Программа конференции


 

09:30 | Сбор и регистрация участников, приветственный кофе-брейк

10:00 | Открытие конференции

Актовый зал

10:30 | Читательский клуб «Взрослый смысл детских сказок Пушкина»

Актовый зал

Подробнее

11:45 | Работа по клубам

Читательский клуб «Евгений Онегин: очевидное и неочевидное»

Аудитория 210

"Евгений Онегин": видимое и невидимое, фейковые концепции и подлинное понимание

Модератор: Леонид Юрьевич Большухин, руководитель Департамента литературы и межкультурной коммуникации НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, профессор, PhD

Читательский клуб «Пушкин с веником и нимбом»

Аудитория 102

Образ Пушкина в новейшей литературе, или как говорить о Пушкине со старшеклассниками

Модератор: Мария Марковна Гельфонд, доцент Департамента литературы и межкультурной коммуникации НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, к. фил. н.

Читательский клуб «Читающий директор: читаю Пушкина и не только»

Актовый зал

Читательский клуб для руководителей образовательных организаций и управленческих команд

Модератор: Наталья Александровна Серова, заместитель директора НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, к.п.н.

12:45 | Кофе-брейк

Коворкинг, 4 этаж

13:10 | Киноклуб Леонида Клейна «Учитель как культурный герой»

Актовый зал

Подробнее

Читательский клуб «Взрослый смысл детских сказок Пушкина»

10:30 - 11:30
Актовый зал 

Леонид Клейн

филолог, бизнес-лектор, просветитель, преподаватель РАНХиГС, писатель и радиоведущий

Сказки Пушкина известны всем. И с самого раннего возраста. Простые и прекрасные образы сопровождают нас всю жизнь. Сначала нам их читали родители, потом мы изучали их в школе и даже учили отрывки наизусть, затем читали нашим детям перед сном и через несколько лет наблюдали, как наши дети – уже в школьном возрасте – размышляют о жадности старухи и покорности старика. А некоторые из нас читают все те же сказки уже своим внукам…

Нам кажется, что мы понимаем смысл этих сказок: ведь они нравоучительны и почти все хорошо заканчиваются. Сказки известны, выучены наизусть, они – часть нас, но задумывались ли мы всерьез об их смысле, проблематике? Ведь перед нами тексты позднего Пушкина: 1830-1834 годы, и писал их поэт тогда, когда никакой детской литературы не существовало! А если вставить всем известные сюжеты в контекст творчества Пушкина, то станет совсем интересно. 

Во время лекции «Взрослый смысл детских сказок Пушкина» вы убедитесь, что знакомое – это не всегда понятное, а близкое – это не всегда изученное. И «урок», который преподносится «добрым молодцам» не так очевиден, как это кажется. А теперь представьте, насколько вам будет интереснее читать известные строки после того, как вы откроете для себя новые смыслы!

Киноклуб Леонида Клейна «Учитель как культурный герой»

13:10 - 14:30
Актовый зал 

Леонид Клейн

филолог, бизнес-лектор, просветитель, преподаватель РАНХиГС, писатель и радиоведущий

В нашем обществе отношение к учителю абсолютно мифологизировано. Инерция официоза навязывает нам образ «святости», «служения» и высокой миссии профессии, а личный - и почти всегда травматичный опыт реального общения со школой - рисует обратную картину: мы видим работу на износ, профессиональное выгорание, отсутствие уважения со стороны родителей и детей.

Спокойный, взвешенный, глубокий разговор о социальном, личностном и профессиональном портрете учителя необходим всем. Наши дети слишком много времени проводят с преподавателями, школа — это огромный отрезок жизни, и скромная зарплата учителя никак не отражает его огромной значимости для общественной жизни. 

Культура дает ключ к началу такого разговора. Написаны десятки книг и сняты сотни фильмов об учителях. На лекции мы обсудим значимые, на мой взгляд, тексты, и сможем начать смотреть на учителя не снизу (ребенок), не сверху (родитель), а со стороны, чтобы лучше понять того, кто работает в школе.

Аудитория 210


Как построить старшую школу

Читательский клуб для руководителей образовательных организаций, управленческих команд и учителей.

Рустам Байбурин, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ

В этом году Лицею НИУ ВШЭ 10 лет. Лицей - старшая школа, построение которой базируется на мечте о другой школе, где от учащегося будет зависеть не меньше, чем от взрослого; где будет реализована учебная и внеучебная самостоятельность и ответственный выбор ученика; где будет реальное многообразие и равноправие; где образовательные результаты будут не только предметными.

В 2022 году авторский коллектив создателей лицея опубликовал электронную книгу "Лицей НИУ ВШЭ. Десятилетний опыт и возможность масштабирования". 

Предлагаем участникам клуба обсудить, какие образовательные и управленческие технологии Лицея, описанные в книге, могут быть перенесены на реальность других образовательных организаций. Нуждаются ли школы в таких технологиях, при каких условиях считают возможным их реализацию и, в целом, готовы ли сегодня школы к инициативным изменениям для того, чтобы побороться за внимание и интерес старшеклассников? Обратная связь для авторов книги и появление идей о том, какой ещё может быть новая старшая школа, станет хорошим результатом работы клуба.

Лицей НИУ ВШЭ. Десятилетний опыт и возможность масштабирования. - Москва : ВШЭ, 2022. Электронная версия книги.

 

Аудитория 102


Олимпиада по литературе: что читать и как читать

Читательский клуб для учителей литературы, олимпиадных наставников старшеклассников.

Мария Гельфонд (НИУ ВШЭ - Нижний Новгород), доцент Департамента литературы и межкультурной коммуникации

На разных этапах всероссийской олимпиады школьников по литературе и в перечневых олимпиадах участникам нередко предлагаются для интерпретации стихотворения современных авторов. Чаще всего они сильно отличаются и от классических произведений, и даже от тех условно современных стихотворений, которые включаются во вторую часть ЕГЭ по литературе.

Отсутствие заглавных букв, привычной ритмики и строфики, плотный слой аллюзий и реминисценций, невозможность увидеть традиционного лирического героя и отнести стихотворение к какой-то привычной тематике — все это часто пугает неподготовленного читателя. А как его подготовить? Как научиться читать современную поэзию, думать о ней, воспринимать ее?

Обо всем этом мы поговорим, читая и комментируя стихи современных авторов — Льва Лосева, Алексея Цветкова, Тимура Кибирова, Григория Дашевского, Сергея Гандлевского, Марины Бородицкой, Вадима Жука, Полины Барсковой, Германа Лукомникова.

А пока предлагаем участникам клуба подумать об одном стихотворении Сергея Гандлевского:

Стоит одиноко на севере диком

Писатель с обросшею шеей и тиком

Щеки, собирается выть. Один-одинешенек он на дорогу

Выходит, внимают окраины Богу,

Беседуют звезды; кавычки закрыть.

• 1994

Аудитория 113


Современная школа и современная библиотека: новое пространство для чтения

Читательский клуб для библиотекарей, учителей и родителей школьников.

Анна Перевезенцева (НИУ ВШЭ - Нижний Новгород), начальник отдела аспирантуры 

Библиотека XXI века. Какая она?

Реальные и виртуальные книжные и библиотечные ресурсы, облачные технологи, арт-пространства для чтения и неформальной творческой работы, киностудии для создания буктрейлеров, новые образовательные проекты... Здесь можно встретиться с книгами, творческими людьми, посетить выставку современного искусства, обсудить прочитанное, получить рецензию и рекомендации.

Какую помощь и поддержку может оказать библиотека города, района учителям и сотрудникам школьных библиотек? Какими возможностями располагает современная библиотека и что из этого наиболее востребовано в образовательном процессе? Какие форматы работы позволяют глубже погрузиться в текст художественного или научно-популярного произведения, обнаружить заложенные в нем смыслы? Наш читательский клуб посвящен обсуждению запроса со стороны образовательных учреждений и успешной практики библиотек.

Приглашенные гости:
Анна Викторовна Сайченкова, заведующая отелом инновационно-методической и библиографической деятельности НГОДБ им. Т.И.Мавриной, «Инновационные практики продвижения чтения: мультимедийные технологии в библиотеке»

Александра Морунова, главный библиотекарь филиала им. П.И.Мельникова-Печерского МКУК ЦБС Сормовского района, «Творческий вектор в работе с текстом»

Балабанова Наталья Леонидовна, заведующая отделом обслуживания центральной районной библиотеки им. В.Г.Короленко, «Визуалит»: от изображения к тексту»

Скворцова Светлана Петровна, заведующая центральной районной детской библиотекой им. А.М.Горького, «Читаем вместе, читаем по-новому: из опыта работы модельной библиотеки»

Варочкина Ирина Викторовна, главный библиограф методико-библиографического отдела по работе с детьми, МКУК ЦБС Автозаводского района, «Использование артбиблиографических пособий в работе с детьми школьного возраста».

Ул. Звездинка, 5, НГОДБ им. Т.И.Мавриной

14:30 – 16:00

Методическая экскурсия для педагогов и школьных библиотекарей «Инновационные практики продвижения чтения: мультимедийные технологии в библиотеке»

Аудитория 210


Управление разнообразием. О «мальчике, который хотел быть вертолетом»

Читательский клуб для воспитателей дошкольных организаций, учителей, психологов, логопедов и других специалистов, а также для неравнодушных взрослых, работающих с детьми. 

Лада Силина (Владимирская обл., п. Доброград), директор ОАНО «Школа и детский сад «МИР»

Этот читательский клуб мы проводим по книге Вивиан Пейли "Мальчик, который хотел быть вертолетом". Обсуждая отрывки из книги, поговорим о роли учителя, наставника, о профессии, требующей предметной экспертизы и эмоционального интеллекта, любви к детям, искреннего уважения к маленьким людям, которые обладают навыками и умениями, утраченными взрослыми людьми.

Автор книги рассказывает удивительную историю мальчика Джейсона, замкнутого в мире своей игры с вертолетом-игрушкой и упорно не желающего выходить из этого тесного, но надежного мира. Подобные истории случаются с множеством детей, но далеко не всем выпадает счастье встретить чуткого человека, способного без педагогического насилия вывести ребенка на просторы широкого общения с другими людьми. 

Мы приглашаем участников клуба рассказать о своих педагогических историях работы с особыми детьми, технологиях социализации и управления разнообразием.

Пейли Вивиан Гасси. Мальчик, который хотел быть вертолетом / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. / Пер. с англ. под науч. ред. С. Филоновича. - Москва : ВШЭ, 2014. -  с. 
Доступна в интернет-магазинах

 

Контакты


 

Мельникова Ольга Владимировна

Отдел профориентации, олимпиад и конкурсов: Начальник отдела

e-mail: uonn@hse.ru
Телефон: 419 55 17
Серова Наталья Александровна

НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде: Заместитель директора филиала

e-mail: uonn@hse.ru
Телефон: 419 55 17

Новости


 

Поиск новых смыслов в знакомых с детства текстах Пушкина и желание обменяться читательскими предпочтениями объединило участников IV конференции «Читающая школа» в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. Учителя, преподаватели, студенты, старшеклассники, а также руководители образовательных организаций и другие специалисты сферы образования приняли участие в «читательских клубах», а также киноклубе с Леонидом Клейном, где речь шла о роли и образе учителя и его исторической трансформации.
20 июня
В нижегородском кампусе НИУ ВШЭ состоялась III Конференция «Читающая школа» в память о Льве Любимове, одном из основателей нижегородского кампуса Высшей школы экономики, наставнике и выдающемся Учителе.
20 июня, 2023 г.
«Читая «текст жизни», творческие люди переживают его, добавляют свои эмоции, и, преобразуя его в новые знания, выплескивают — художники на холст, музыканты на слушателя, учителя на учеников»: конференция «Читающая школа», посвященная памяти Льва Львовича Любимова - основателя нижегородского кампуса Высшей школы экономики, интеллектуала, который жил духовными интересами российского общества, открылась вернисажем художественной выставки и живым звучанием оперных арий.
20 июня, 2022 г.
Что общего между колобком, репкой и Луной? Какие из персонажей русских сказок существовали на самом деле? Воспитанники детских садов и ученики младших классов приняли участие в соревновании на звание лучшего знатока сказок в конкурсе «Кот ученый». Интерактив провели первокурсники факультета гуманитарных наук в рамках выездной школы начинающего читателя «Совенок». О том, как сказка помогает развить интерес к чтению, рассказывает участница и организатор проекта, студентка первого курса программы «Филология» Софья Гончарова.
24 июня, 2021 г.
«Мы пригласили педагогов, которым близки идеи Льва Львовича Любимова, связанные с развитием детей разных возрастов, чтобы его живое слово, заинтересованность, сопереживание и соучастие в развитии каждого педагога и ребенка имело реальное воплощение сегодня», - в память о выдающемся учителе в Нижнем Новгороде состоялась конференция «Читающая школа», организованная Высшей школой экономики для руководителей, учителей, библиотекарей, воспитателей и психологов дошкольных и общеобразовательных учреждений.
22 июня, 2021 г.