Главная технология обучения в школе, как и самонаучения взрослого в течение всей жизни, — «текст как модель»: умение читать, анализируя и соединяя вновь узнанное с уже известным, расширяя тем самым свое знание; находить собственные смыслы в тексте, обрабатывать их и, интерпретируя текст, превращать его в новое знание. Таким образом чтение становится не только источником информации, но и средством генерирования новых знаний.

Лев Любимов

14 июня — день рождения Льва Львовича Любимова. Заслуженного профессора НИУ ВШЭ, экономиста, историка, лингвиста. Человека невероятной эрудиции, незаурядной доброты и отзывчивости, с горячим сердцем и обостренным чувством справедливости, обладавшего даром говорить просто о сложном...

Продолжая традицию, в память о выдающемся учителе, об одном из основателей нижегородского кампуса Высшей школы экономики, о прекрасном человеке, мы проводим Пятую конференцию «Читающая школа».

 

В современном мире человек постоянно оказывается в центре информационных потоков, сопряженных с необходимостью делать выбор и принимать, временами очень важные, решения. Кажется, что справиться с этим поможет скорость обработки информации и реакции на происходящее, и мы всеми силами стараемся эту скорость увеличить.

В рамках нашей конференции «Читающая школа» мы хотим предложить замедлиться и вместе поразмышлять о смыслах и контекстах, о ценностных решениях и выборах, которые мы делаем. Читательские клубы позволят взглянуть на эти вопросы в разных форматах и с разных ракурсов, поделиться и обсудить важное.

Читательские клубы


 

 

Медленное чтение - путь к пониманию смыслов

 

"О призвании, профессии и самом учителе"
по книге Б. Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз"
"Игра в радость"
по роману Элинор Портер «Поллианна»

Киноклуб Леонида Клейна

 

Для кого конференция?


 для учителей, преподавателей, воспитателей, психологов и других специалистов сферы образования

 для студентов и старшеклассников

 для руководителей образовательных организаций 

Программа конференции


 

09:30 | Сбор и регистрация участников, приветственный кофе-брейк

10:30 | Открытие конференции

Актовый зал

10:45 - 11:45 | Читательский клуб «Медленное чтение - путь к пониманию смыслов»

Актовый зал

Подробнее

12:00 - 13:20 | Читательский клуб «О призвании, профессии и самом учителе» по книге Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

 

Подробнее

12:00 - 13:20 | Читательский клуб «Игра в радость» по роману Э. Портер «Полианна»

 

Подробнее

13:20 - 13:30 | Кофе-брейк

13:30 - 14:30 | Киноклуб Леонида Клейна

Читательский клуб «Игра в радость» по роману Э. Портер «Полианна»

«Когда привыкнешь искать, чему бы порадоваться, иногда находишь словно само собой. Если постараться, почти во всем можно отыскать что-нибудь радостное или хорошее». Книга знакомит читателя с удивительной историей девочки-сироты Поллианны, которую взяла на воспитание ее строгая тетка Полли. Маленькая героиня произведения обладает поразительной способностью радоваться жизни при любых обстоятельствах. Она учит многих взрослых своей «игре в радость», и все, кто начинает играть в нее, забывают о своих бедах и горестях! 

Модератор: Наталья Павловна Ильина, директор ОЧУ «Школа - интернат «Абсолют», Андрей Николаевич Семенов, методист ОЧУ «Школа - интернат «Абсолют»

Читательский клуб «Медленное чтение - путь к пониманию смыслов»

10:45 - 11:45
Актовый зал 

Гельфонд Мария Марковна

Департамент литературы и межкультурной коммуникации: Доцент

В современном мире человек постоянно оказывается в центре информационных потоков. Кажется, что справиться с ними поможет скорость обработки информации, и мы всеми силами стараемся ее увеличить: проверяем скорость чтения в начальной школе, записываем детей на курсы скорочтения, листаем новостные ленты, параллельно прослушивая аудиокнигу.

Филологи же тем временем все чаще говорят о "медленном чтении" как совокупности тех приемов, которые помогут не просто усвоить информацию, а понять смысл. На программе "Филология" нижегородской Вышки "медленное чтение" художественных и научных текстов на трех языках стало фундаментом образования.

Мы поговорим о том, зачем и как нужно замедлиться и как попытаться спроецировать этот опыт на школу.

Киноклуб Леонида Клейна

13:30 - 14:30
Актовый зал 

Леонид Клейн

филолог, бизнес-лектор, просветитель, преподаватель РАНХиГС, писатель и радиоведущий

Как построить старшую школу

Читательский клуб для руководителей образовательных организаций, управленческих команд и учителей.

Рустам Байбурин, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ

В этом году Лицею НИУ ВШЭ 10 лет. Лицей - старшая школа, построение которой базируется на мечте о другой школе, где от учащегося будет зависеть не меньше, чем от взрослого; где будет реализована учебная и внеучебная самостоятельность и ответственный выбор ученика; где будет реальное многообразие и равноправие; где образовательные результаты будут не только предметными.

В 2022 году авторский коллектив создателей лицея опубликовал электронную книгу "Лицей НИУ ВШЭ. Десятилетний опыт и возможность масштабирования". 

Предлагаем участникам клуба обсудить, какие образовательные и управленческие технологии Лицея, описанные в книге, могут быть перенесены на реальность других образовательных организаций. Нуждаются ли школы в таких технологиях, при каких условиях считают возможным их реализацию и, в целом, готовы ли сегодня школы к инициативным изменениям для того, чтобы побороться за внимание и интерес старшеклассников? Обратная связь для авторов книги и появление идей о том, какой ещё может быть новая старшая школа, станет хорошим результатом работы клуба.

Лицей НИУ ВШЭ. Десятилетний опыт и возможность масштабирования. - Москва : ВШЭ, 2022. Электронная версия книги.

 

Олимпиада по литературе: что читать и как читать

Читательский клуб для учителей литературы, олимпиадных наставников старшеклассников.

Мария Гельфонд (НИУ ВШЭ - Нижний Новгород), доцент Департамента литературы и межкультурной коммуникации

На разных этапах всероссийской олимпиады школьников по литературе и в перечневых олимпиадах участникам нередко предлагаются для интерпретации стихотворения современных авторов. Чаще всего они сильно отличаются и от классических произведений, и даже от тех условно современных стихотворений, которые включаются во вторую часть ЕГЭ по литературе.

Отсутствие заглавных букв, привычной ритмики и строфики, плотный слой аллюзий и реминисценций, невозможность увидеть традиционного лирического героя и отнести стихотворение к какой-то привычной тематике — все это часто пугает неподготовленного читателя. А как его подготовить? Как научиться читать современную поэзию, думать о ней, воспринимать ее?

Обо всем этом мы поговорим, читая и комментируя стихи современных авторов — Льва Лосева, Алексея Цветкова, Тимура Кибирова, Григория Дашевского, Сергея Гандлевского, Марины Бородицкой, Вадима Жука, Полины Барсковой, Германа Лукомникова.

А пока предлагаем участникам клуба подумать об одном стихотворении Сергея Гандлевского:

Стоит одиноко на севере диком

Писатель с обросшею шеей и тиком

Щеки, собирается выть. Один-одинешенек он на дорогу

Выходит, внимают окраины Богу,

Беседуют звезды; кавычки закрыть.

• 1994

Современная школа и современная библиотека: новое пространство для чтения

Читательский клуб для библиотекарей, учителей и родителей школьников.

Анна Перевезенцева (НИУ ВШЭ - Нижний Новгород), начальник отдела аспирантуры 

Библиотека XXI века. Какая она?

Реальные и виртуальные книжные и библиотечные ресурсы, облачные технологи, арт-пространства для чтения и неформальной творческой работы, киностудии для создания буктрейлеров, новые образовательные проекты... Здесь можно встретиться с книгами, творческими людьми, посетить выставку современного искусства, обсудить прочитанное, получить рецензию и рекомендации.

Какую помощь и поддержку может оказать библиотека города, района учителям и сотрудникам школьных библиотек? Какими возможностями располагает современная библиотека и что из этого наиболее востребовано в образовательном процессе? Какие форматы работы позволяют глубже погрузиться в текст художественного или научно-популярного произведения, обнаружить заложенные в нем смыслы? Наш читательский клуб посвящен обсуждению запроса со стороны образовательных учреждений и успешной практики библиотек.

Приглашенные гости:
Анна Викторовна Сайченкова, заведующая отелом инновационно-методической и библиографической деятельности НГОДБ им. Т.И.Мавриной, «Инновационные практики продвижения чтения: мультимедийные технологии в библиотеке»

Александра Морунова, главный библиотекарь филиала им. П.И.Мельникова-Печерского МКУК ЦБС Сормовского района, «Творческий вектор в работе с текстом»

Балабанова Наталья Леонидовна, заведующая отделом обслуживания центральной районной библиотеки им. В.Г.Короленко, «Визуалит»: от изображения к тексту»

Скворцова Светлана Петровна, заведующая центральной районной детской библиотекой им. А.М.Горького, «Читаем вместе, читаем по-новому: из опыта работы модельной библиотеки»

Варочкина Ирина Викторовна, главный библиограф методико-библиографического отдела по работе с детьми, МКУК ЦБС Автозаводского района, «Использование артбиблиографических пособий в работе с детьми школьного возраста».

Ул. Звездинка, 5, НГОДБ им. Т.И.Мавриной

14:30 – 16:00

Методическая экскурсия для педагогов и школьных библиотекарей «Инновационные практики продвижения чтения: мультимедийные технологии в библиотеке»


Управление разнообразием. О «мальчике, который хотел быть вертолетом»

Читательский клуб для воспитателей дошкольных организаций, учителей, психологов, логопедов и других специалистов, а также для неравнодушных взрослых, работающих с детьми. 

Лада Силина (Владимирская обл., п. Доброград), директор ОАНО «Школа и детский сад «МИР»

Этот читательский клуб мы проводим по книге Вивиан Пейли "Мальчик, который хотел быть вертолетом". Обсуждая отрывки из книги, поговорим о роли учителя, наставника, о профессии, требующей предметной экспертизы и эмоционального интеллекта, любви к детям, искреннего уважения к маленьким людям, которые обладают навыками и умениями, утраченными взрослыми людьми.

Автор книги рассказывает удивительную историю мальчика Джейсона, замкнутого в мире своей игры с вертолетом-игрушкой и упорно не желающего выходить из этого тесного, но надежного мира. Подобные истории случаются с множеством детей, но далеко не всем выпадает счастье встретить чуткого человека, способного без педагогического насилия вывести ребенка на просторы широкого общения с другими людьми. 

Мы приглашаем участников клуба рассказать о своих педагогических историях работы с особыми детьми, технологиях социализации и управления разнообразием.

Пейли Вивиан Гасси. Мальчик, который хотел быть вертолетом / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. / Пер. с англ. под науч. ред. С. Филоновича. - Москва : ВШЭ, 2014. -  с. 
Доступна в интернет-магазинах

 

Читательский клуб «О призвании, профессии и самом учителе» по книге Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

 Книжный клуб приглашает управленческие команды, преподавателей, учителей, тьюторов и психологов. В формате встречи неформального педагогического сообщества обсудим смыслы учительского дневника Бел Кауфман, поговорим о сложном в образовании, о призвании, профессии и, конечно, о самом учителе.

Модераторы: Наталья Усова, руководитель кафедры гуманитарных наук, учитель словесности ОАНО «Школа и детский сад МИР», Анна Аршинова, руководитель отдела качества образования,  учитель словесности ОАНО «Школа и детский сад МИР»

Книги к прочтению

 

* Е.А. Баратынский "Пироскаф"

* Н.В. Гоголь "Записки сумасшедшего"

* Б.Л. Пастернак "Сказка"

* Ю.В. Трифонов "Голубиная гибель"

* Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

* Э. Портер «Поллианна»

Контакты


 

Мельникова Ольга Владимировна

Отдел профориентации, олимпиад и конкурсов: Начальник отдела

e-mail: uonn@hse.ru
Телефон: 419 55 17
Серова Наталья Александровна

НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде: Заместитель директора по организации приема

e-mail: uonn@hse.ru

Новости


 

Поиск новых смыслов в знакомых с детства текстах Пушкина и желание обменяться читательскими предпочтениями объединило участников IV конференции «Читающая школа» в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. Учителя, преподаватели, студенты, старшеклассники, а также руководители образовательных организаций и другие специалисты сферы образования приняли участие в «читательских клубах», а также киноклубе с Леонидом Клейном, где речь шла о роли и образе учителя и его исторической трансформации.
20 июня, 2024 г.
В нижегородском кампусе НИУ ВШЭ состоялась III Конференция «Читающая школа» в память о Льве Любимове, одном из основателей нижегородского кампуса Высшей школы экономики, наставнике и выдающемся Учителе.
20 июня, 2023 г.
«Читая «текст жизни», творческие люди переживают его, добавляют свои эмоции, и, преобразуя его в новые знания, выплескивают — художники на холст, музыканты на слушателя, учителя на учеников»: конференция «Читающая школа», посвященная памяти Льва Львовича Любимова - основателя нижегородского кампуса Высшей школы экономики, интеллектуала, который жил духовными интересами российского общества, открылась вернисажем художественной выставки и живым звучанием оперных арий.
20 июня, 2022 г.
Что общего между колобком, репкой и Луной? Какие из персонажей русских сказок существовали на самом деле? Воспитанники детских садов и ученики младших классов приняли участие в соревновании на звание лучшего знатока сказок в конкурсе «Кот ученый». Интерактив провели первокурсники факультета гуманитарных наук в рамках выездной школы начинающего читателя «Совенок». О том, как сказка помогает развить интерес к чтению, рассказывает участница и организатор проекта, студентка первого курса программы «Филология» Софья Гончарова.
24 июня, 2021 г.
«Мы пригласили педагогов, которым близки идеи Льва Львовича Любимова, связанные с развитием детей разных возрастов, чтобы его живое слово, заинтересованность, сопереживание и соучастие в развитии каждого педагога и ребенка имело реальное воплощение сегодня», - в память о выдающемся учителе в Нижнем Новгороде состоялась конференция «Читающая школа», организованная Высшей школой экономики для руководителей, учителей, библиотекарей, воспитателей и психологов дошкольных и общеобразовательных учреждений.
22 июня, 2021 г.