Главная технология обучения в школе, как и самонаучения взрослого в течение всей жизни, — «текст как модель»: умение читать, анализируя и соединяя вновь узнанное с уже известным, расширяя тем самым свое знание; находить собственные смыслы в тексте, обрабатывать их и, интерпретируя текст, превращать его в новое знание. Таким образом чтение становится не только источником информации, но и средством генерирования новых знаний.
Лев Любимов
14 июня — день рождения Льва Львовича Любимова. Заслуженного профессора НИУ ВШЭ, экономиста, историка, лингвиста. Человека невероятной эрудиции, незаурядной доброты и отзывчивости, с горячим сердцем и обостренным чувством справедливости, обладавшего даром говорить просто о сложном...
Продолжая традицию, в память о выдающемся учителе, об одном из основателей нижегородского кампуса Высшей школы экономики, о прекрасном человеке, мы проводим Пятую конференцию «Читающая школа».
В современном мире человек постоянно оказывается в центре информационных потоков, сопряженных с необходимостью делать выбор и принимать, временами очень важные, решения. Кажется, что справиться с этим поможет скорость обработки информации и реакции на происходящее, и мы всеми силами стараемся эту скорость увеличить.
В рамках нашей конференции «Читающая школа» мы хотим предложить замедлиться и вместе поразмышлять о смыслах и контекстах, о ценностных решениях и выборах, которые мы делаем. Читательские клубы позволят взглянуть на эти вопросы в разных форматах и с разных ракурсов, поделиться и обсудить важное.
Читательские клубы
Медленное чтение - путь к пониманию смыслов
"О призвании, профессии и самом учителе"
по книге Б. Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз"
"Игра в радость"
по роману Элинор Портер «Поллианна»
Киноклуб Леонида Клейна
Для кого конференция?
для учителей, преподавателей, воспитателей, психологов и других специалистов сферы образования
для студентов и старшеклассников
для руководителей образовательных организаций
Программа конференции
09:30 | Сбор и регистрация участников, приветственный кофе-брейк
10:30 | Открытие конференции
Актовый зал
10:45 - 11:45 | Читательский клуб «Медленное чтение - путь к пониманию смыслов»
Актовый зал
13:20 - 13:30 | Кофе-брейк
13:30 - 14:30 | Киноклуб Леонида Клейна
Читательский клуб «Игра в радость» по роману Э. Портер «Полианна»
«Когда привыкнешь искать, чему бы порадоваться, иногда находишь словно само собой. Если постараться, почти во всем можно отыскать что-нибудь радостное или хорошее». Книга знакомит читателя с удивительной историей девочки-сироты Поллианны, которую взяла на воспитание ее строгая тетка Полли. Маленькая героиня произведения обладает поразительной способностью радоваться жизни при любых обстоятельствах. Она учит многих взрослых своей «игре в радость», и все, кто начинает играть в нее, забывают о своих бедах и горестях!
Модератор: Наталья Павловна Ильина, директор ОЧУ «Школа - интернат «Абсолют», Андрей Николаевич Семенов, методист ОЧУ «Школа - интернат «Абсолют»
Читательский клуб «Медленное чтение - путь к пониманию смыслов»
10:45 - 11:45
Актовый зал
Департамент литературы и межкультурной коммуникации: Доцент
В современном мире человек постоянно оказывается в центре информационных потоков. Кажется, что справиться с ними поможет скорость обработки информации, и мы всеми силами стараемся ее увеличить: проверяем скорость чтения в начальной школе, записываем детей на курсы скорочтения, листаем новостные ленты, параллельно прослушивая аудиокнигу.
Филологи же тем временем все чаще говорят о "медленном чтении" как совокупности тех приемов, которые помогут не просто усвоить информацию, а понять смысл. На программе "Филология" нижегородской Вышки "медленное чтение" художественных и научных текстов на трех языках стало фундаментом образования.
Мы поговорим о том, зачем и как нужно замедлиться и как попытаться спроецировать этот опыт на школу.
Киноклуб Леонида Клейна
13:30 - 14:30
Актовый зал

филолог, бизнес-лектор, просветитель, преподаватель РАНХиГС, писатель и радиоведущий
Как построить старшую школу
Читательский клуб для руководителей образовательных организаций, управленческих команд и учителей.
Рустам Байбурин, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ
В этом году Лицею НИУ ВШЭ 10 лет. Лицей - старшая школа, построение которой базируется на мечте о другой школе, где от учащегося будет зависеть не меньше, чем от взрослого; где будет реализована учебная и внеучебная самостоятельность и ответственный выбор ученика; где будет реальное многообразие и равноправие; где образовательные результаты будут не только предметными.
В 2022 году авторский коллектив создателей лицея опубликовал электронную книгу "Лицей НИУ ВШЭ. Десятилетний опыт и возможность масштабирования".
Предлагаем участникам клуба обсудить, какие образовательные и управленческие технологии Лицея, описанные в книге, могут быть перенесены на реальность других образовательных организаций. Нуждаются ли школы в таких технологиях, при каких условиях считают возможным их реализацию и, в целом, готовы ли сегодня школы к инициативным изменениям для того, чтобы побороться за внимание и интерес старшеклассников? Обратная связь для авторов книги и появление идей о том, какой ещё может быть новая старшая школа, станет хорошим результатом работы клуба.
Лицей НИУ ВШЭ. Десятилетний опыт и возможность масштабирования. - Москва : ВШЭ, 2022. Электронная версия книги.
Олимпиада по литературе: что читать и как читать
Читательский клуб для учителей литературы, олимпиадных наставников старшеклассников.
Мария Гельфонд (НИУ ВШЭ - Нижний Новгород), доцент Департамента литературы и межкультурной коммуникации
На разных этапах всероссийской олимпиады школьников по литературе и в перечневых олимпиадах участникам нередко предлагаются для интерпретации стихотворения современных авторов. Чаще всего они сильно отличаются и от классических произведений, и даже от тех условно современных стихотворений, которые включаются во вторую часть ЕГЭ по литературе.
Отсутствие заглавных букв, привычной ритмики и строфики, плотный слой аллюзий и реминисценций, невозможность увидеть традиционного лирического героя и отнести стихотворение к какой-то привычной тематике — все это часто пугает неподготовленного читателя. А как его подготовить? Как научиться читать современную поэзию, думать о ней, воспринимать ее?
Обо всем этом мы поговорим, читая и комментируя стихи современных авторов — Льва Лосева, Алексея Цветкова, Тимура Кибирова, Григория Дашевского, Сергея Гандлевского, Марины Бородицкой, Вадима Жука, Полины Барсковой, Германа Лукомникова.
А пока предлагаем участникам клуба подумать об одном стихотворении Сергея Гандлевского:
Стоит одиноко на севере диком
Писатель с обросшею шеей и тиком
Щеки, собирается выть. Один-одинешенек он на дорогу
Выходит, внимают окраины Богу,
Беседуют звезды; кавычки закрыть.
• 1994
Современная школа и современная библиотека: новое пространство для чтения
Читательский клуб для библиотекарей, учителей и родителей школьников.
Анна Перевезенцева (НИУ ВШЭ - Нижний Новгород), начальник отдела аспирантуры
Библиотека XXI века. Какая она?
Реальные и виртуальные книжные и библиотечные ресурсы, облачные технологи, арт-пространства для чтения и неформальной творческой работы, киностудии для создания буктрейлеров, новые образовательные проекты... Здесь можно встретиться с книгами, творческими людьми, посетить выставку современного искусства, обсудить прочитанное, получить рецензию и рекомендации.
Какую помощь и поддержку может оказать библиотека города, района учителям и сотрудникам школьных библиотек? Какими возможностями располагает современная библиотека и что из этого наиболее востребовано в образовательном процессе? Какие форматы работы позволяют глубже погрузиться в текст художественного или научно-популярного произведения, обнаружить заложенные в нем смыслы? Наш читательский клуб посвящен обсуждению запроса со стороны образовательных учреждений и успешной практики библиотек.
Приглашенные гости:
Анна Викторовна Сайченкова, заведующая отелом инновационно-методической и библиографической деятельности НГОДБ им. Т.И.Мавриной, «Инновационные практики продвижения чтения: мультимедийные технологии в библиотеке»
Александра Морунова, главный библиотекарь филиала им. П.И.Мельникова-Печерского МКУК ЦБС Сормовского района, «Творческий вектор в работе с текстом»
Балабанова Наталья Леонидовна, заведующая отделом обслуживания центральной районной библиотеки им. В.Г.Короленко, «Визуалит»: от изображения к тексту»
Скворцова Светлана Петровна, заведующая центральной районной детской библиотекой им. А.М.Горького, «Читаем вместе, читаем по-новому: из опыта работы модельной библиотеки»
Варочкина Ирина Викторовна, главный библиограф методико-библиографического отдела по работе с детьми, МКУК ЦБС Автозаводского района, «Использование артбиблиографических пособий в работе с детьми школьного возраста».
Ул. Звездинка, 5, НГОДБ им. Т.И.Мавриной
14:30 – 16:00
Методическая экскурсия для педагогов и школьных библиотекарей «Инновационные практики продвижения чтения: мультимедийные технологии в библиотеке»
Управление разнообразием. О «мальчике, который хотел быть вертолетом»
Читательский клуб для воспитателей дошкольных организаций, учителей, психологов, логопедов и других специалистов, а также для неравнодушных взрослых, работающих с детьми.
Лада Силина (Владимирская обл., п. Доброград), директор ОАНО «Школа и детский сад «МИР»
Этот читательский клуб мы проводим по книге Вивиан Пейли "Мальчик, который хотел быть вертолетом". Обсуждая отрывки из книги, поговорим о роли учителя, наставника, о профессии, требующей предметной экспертизы и эмоционального интеллекта, любви к детям, искреннего уважения к маленьким людям, которые обладают навыками и умениями, утраченными взрослыми людьми.
Автор книги рассказывает удивительную историю мальчика Джейсона, замкнутого в мире своей игры с вертолетом-игрушкой и упорно не желающего выходить из этого тесного, но надежного мира. Подобные истории случаются с множеством детей, но далеко не всем выпадает счастье встретить чуткого человека, способного без педагогического насилия вывести ребенка на просторы широкого общения с другими людьми.
Мы приглашаем участников клуба рассказать о своих педагогических историях работы с особыми детьми, технологиях социализации и управления разнообразием.
Пейли Вивиан Гасси. Мальчик, который хотел быть вертолетом / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. / Пер. с англ. под науч. ред. С. Филоновича. - Москва : ВШЭ, 2014. - с.
Доступна в интернет-магазинах
Читательский клуб «О призвании, профессии и самом учителе» по книге Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»
Книжный клуб приглашает управленческие команды, преподавателей, учителей, тьюторов и психологов. В формате встречи неформального педагогического сообщества обсудим смыслы учительского дневника Бел Кауфман, поговорим о сложном в образовании, о призвании, профессии и, конечно, о самом учителе.
Модераторы: Наталья Усова, руководитель кафедры гуманитарных наук, учитель словесности ОАНО «Школа и детский сад МИР», Анна Аршинова, руководитель отдела качества образования, учитель словесности ОАНО «Школа и детский сад МИР»
Книги к прочтению
* Е.А. Баратынский "Пироскаф"
* Н.В. Гоголь "Записки сумасшедшего"
* Б.Л. Пастернак "Сказка"
* Ю.В. Трифонов "Голубиная гибель"
* Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»
* Э. Портер «Поллианна»
Контакты
Отдел профориентации, олимпиад и конкурсов: Начальник отдела
Телефон: 419 55 17
НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде: Заместитель директора по организации приема
Новости




