Главная технология обучения в школе, как и самонаучения взрослого в течение всей жизни, — «текст как модель»: умение читать, анализируя и соединяя вновь узнанное с уже известным, расширяя тем самым свое знание; находить собственные смыслы в тексте, обрабатывать их и, интерпретируя текст, превращать его в новое знание. Таким образом чтение становится не только источником информации, но и средством генерирования новых знаний.
Лев Любимов
14 июня — день рождения Льва Львовича Любимова. Заслуженного профессора НИУ ВШЭ, экономиста, историка, лингвиста. Человека невероятной эрудиции, незаурядной доброты и отзывчивости, с горячим сердцем и обостренным чувством справедливости, обладавшего даром говорить просто о сложном...
Продолжая традицию, в память о выдающемся учителе, об одном из основателей нижегородского кампуса Высшей школы экономики, о прекрасном человеке, мы проводим Четвертую конференцию «Читающая школа».
Объективная реальность состоит в том, что мы все меньше читаем Пушкина. Этого нельзя изменить ни увеличением часов на его изучение, ни декларированием пушкинской значимости, ни многочисленными повторениями того, что Пушкин — основа национальной культуры.
Чтобы читать Пушкина, надо заговорить с ним. Открыть в нем того собеседника, с которым бесконечно интересно думать, спорить, следить за его мыслями, радоваться и огорчаться вместе с ним. Пушкин очень современный и очень живой.
Об этом мы и хотели бы поговорить в рамках нашей конференции «Читающая школа», в разных форматах и в разных ракурсах, а также еще раз вместе поразмышлять о роли учителя, в том числе через рассмотрение его как культурного героя.
Читательские клубы
Взрослый смысл детских сказок Пушкина
Евгений Онегин: очевидное и неочевидное
Пушкин с веником и нимбом
«Читающий директор: читаю Пушкина и не только»
Киноклуб Леонида Клейна «Учитель как культурный герой»
Для кого конференция?
для учителей, воспитателей, психологов и других специалистов сферы образования
для преподавателей, студентов и старшеклассников
для руководителей образовательных организаций
Программа конференции
09:30 | Сбор и регистрация участников, приветственный кофе-брейк
10:00 | Открытие конференции
Актовый зал
11:45 | Работа по клубам
Читательский клуб «Евгений Онегин: очевидное и неочевидное»
Аудитория 210
"Евгений Онегин": видимое и невидимое, фейковые концепции и подлинное понимание
Модератор: Леонид Юрьевич Большухин, руководитель Департамента литературы и межкультурной коммуникации НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, профессор, PhD
Читательский клуб «Пушкин с веником и нимбом»
Аудитория 102
Образ Пушкина в новейшей литературе, или как говорить о Пушкине со старшеклассниками
Модератор: Мария Марковна Гельфонд, доцент Департамента литературы и межкультурной коммуникации НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, к. фил. н.
Читательский клуб «Читающий директор: читаю Пушкина и не только»
Актовый зал
Читательский клуб для руководителей образовательных организаций и управленческих команд
Модератор: Наталья Александровна Серова, заместитель директора НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, к.п.н.
12:45 | Кофе-брейк
Коворкинг, 4 этаж
Читательский клуб «Взрослый смысл детских сказок Пушкина»
10:30 - 11:30
Актовый зал
филолог, бизнес-лектор, просветитель, преподаватель РАНХиГС, писатель и радиоведущий
Сказки Пушкина известны всем. И с самого раннего возраста. Простые и прекрасные образы сопровождают нас всю жизнь. Сначала нам их читали родители, потом мы изучали их в школе и даже учили отрывки наизусть, затем читали нашим детям перед сном и через несколько лет наблюдали, как наши дети – уже в школьном возрасте – размышляют о жадности старухи и покорности старика. А некоторые из нас читают все те же сказки уже своим внукам…
Нам кажется, что мы понимаем смысл этих сказок: ведь они нравоучительны и почти все хорошо заканчиваются. Сказки известны, выучены наизусть, они – часть нас, но задумывались ли мы всерьез об их смысле, проблематике? Ведь перед нами тексты позднего Пушкина: 1830-1834 годы, и писал их поэт тогда, когда никакой детской литературы не существовало! А если вставить всем известные сюжеты в контекст творчества Пушкина, то станет совсем интересно.
Во время лекции «Взрослый смысл детских сказок Пушкина» вы убедитесь, что знакомое – это не всегда понятное, а близкое – это не всегда изученное. И «урок», который преподносится «добрым молодцам» не так очевиден, как это кажется. А теперь представьте, насколько вам будет интереснее читать известные строки после того, как вы откроете для себя новые смыслы!
Киноклуб Леонида Клейна «Учитель как культурный герой»
13:10 - 14:30
Актовый зал
филолог, бизнес-лектор, просветитель, преподаватель РАНХиГС, писатель и радиоведущий
В нашем обществе отношение к учителю абсолютно мифологизировано. Инерция официоза навязывает нам образ «святости», «служения» и высокой миссии профессии, а личный - и почти всегда травматичный опыт реального общения со школой - рисует обратную картину: мы видим работу на износ, профессиональное выгорание, отсутствие уважения со стороны родителей и детей.
Спокойный, взвешенный, глубокий разговор о социальном, личностном и профессиональном портрете учителя необходим всем. Наши дети слишком много времени проводят с преподавателями, школа — это огромный отрезок жизни, и скромная зарплата учителя никак не отражает его огромной значимости для общественной жизни.
Культура дает ключ к началу такого разговора. Написаны десятки книг и сняты сотни фильмов об учителях. На лекции мы обсудим значимые, на мой взгляд, тексты, и сможем начать смотреть на учителя не снизу (ребенок), не сверху (родитель), а со стороны, чтобы лучше понять того, кто работает в школе.
Аудитория 210
Как построить старшую школу
Читательский клуб для руководителей образовательных организаций, управленческих команд и учителей.
Рустам Байбурин, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ
В этом году Лицею НИУ ВШЭ 10 лет. Лицей - старшая школа, построение которой базируется на мечте о другой школе, где от учащегося будет зависеть не меньше, чем от взрослого; где будет реализована учебная и внеучебная самостоятельность и ответственный выбор ученика; где будет реальное многообразие и равноправие; где образовательные результаты будут не только предметными.
В 2022 году авторский коллектив создателей лицея опубликовал электронную книгу "Лицей НИУ ВШЭ. Десятилетний опыт и возможность масштабирования".
Предлагаем участникам клуба обсудить, какие образовательные и управленческие технологии Лицея, описанные в книге, могут быть перенесены на реальность других образовательных организаций. Нуждаются ли школы в таких технологиях, при каких условиях считают возможным их реализацию и, в целом, готовы ли сегодня школы к инициативным изменениям для того, чтобы побороться за внимание и интерес старшеклассников? Обратная связь для авторов книги и появление идей о том, какой ещё может быть новая старшая школа, станет хорошим результатом работы клуба.
Лицей НИУ ВШЭ. Десятилетний опыт и возможность масштабирования. - Москва : ВШЭ, 2022. Электронная версия книги.
Аудитория 102
Олимпиада по литературе: что читать и как читать
Читательский клуб для учителей литературы, олимпиадных наставников старшеклассников.
Мария Гельфонд (НИУ ВШЭ - Нижний Новгород), доцент Департамента литературы и межкультурной коммуникации
На разных этапах всероссийской олимпиады школьников по литературе и в перечневых олимпиадах участникам нередко предлагаются для интерпретации стихотворения современных авторов. Чаще всего они сильно отличаются и от классических произведений, и даже от тех условно современных стихотворений, которые включаются во вторую часть ЕГЭ по литературе.
Отсутствие заглавных букв, привычной ритмики и строфики, плотный слой аллюзий и реминисценций, невозможность увидеть традиционного лирического героя и отнести стихотворение к какой-то привычной тематике — все это часто пугает неподготовленного читателя. А как его подготовить? Как научиться читать современную поэзию, думать о ней, воспринимать ее?
Обо всем этом мы поговорим, читая и комментируя стихи современных авторов — Льва Лосева, Алексея Цветкова, Тимура Кибирова, Григория Дашевского, Сергея Гандлевского, Марины Бородицкой, Вадима Жука, Полины Барсковой, Германа Лукомникова.
А пока предлагаем участникам клуба подумать об одном стихотворении Сергея Гандлевского:
Стоит одиноко на севере диком
Писатель с обросшею шеей и тиком
Щеки, собирается выть. Один-одинешенек он на дорогу
Выходит, внимают окраины Богу,
Беседуют звезды; кавычки закрыть.
• 1994
Аудитория 113
Современная школа и современная библиотека: новое пространство для чтения
Читательский клуб для библиотекарей, учителей и родителей школьников.
Анна Перевезенцева (НИУ ВШЭ - Нижний Новгород), начальник отдела аспирантуры
Библиотека XXI века. Какая она?
Реальные и виртуальные книжные и библиотечные ресурсы, облачные технологи, арт-пространства для чтения и неформальной творческой работы, киностудии для создания буктрейлеров, новые образовательные проекты... Здесь можно встретиться с книгами, творческими людьми, посетить выставку современного искусства, обсудить прочитанное, получить рецензию и рекомендации.
Какую помощь и поддержку может оказать библиотека города, района учителям и сотрудникам школьных библиотек? Какими возможностями располагает современная библиотека и что из этого наиболее востребовано в образовательном процессе? Какие форматы работы позволяют глубже погрузиться в текст художественного или научно-популярного произведения, обнаружить заложенные в нем смыслы? Наш читательский клуб посвящен обсуждению запроса со стороны образовательных учреждений и успешной практики библиотек.
Приглашенные гости:
Анна Викторовна Сайченкова, заведующая отелом инновационно-методической и библиографической деятельности НГОДБ им. Т.И.Мавриной, «Инновационные практики продвижения чтения: мультимедийные технологии в библиотеке»
Александра Морунова, главный библиотекарь филиала им. П.И.Мельникова-Печерского МКУК ЦБС Сормовского района, «Творческий вектор в работе с текстом»
Балабанова Наталья Леонидовна, заведующая отделом обслуживания центральной районной библиотеки им. В.Г.Короленко, «Визуалит»: от изображения к тексту»
Скворцова Светлана Петровна, заведующая центральной районной детской библиотекой им. А.М.Горького, «Читаем вместе, читаем по-новому: из опыта работы модельной библиотеки»
Варочкина Ирина Викторовна, главный библиограф методико-библиографического отдела по работе с детьми, МКУК ЦБС Автозаводского района, «Использование артбиблиографических пособий в работе с детьми школьного возраста».
Ул. Звездинка, 5, НГОДБ им. Т.И.Мавриной
14:30 – 16:00
Методическая экскурсия для педагогов и школьных библиотекарей «Инновационные практики продвижения чтения: мультимедийные технологии в библиотеке»
Аудитория 210
Управление разнообразием. О «мальчике, который хотел быть вертолетом»
Читательский клуб для воспитателей дошкольных организаций, учителей, психологов, логопедов и других специалистов, а также для неравнодушных взрослых, работающих с детьми.
Лада Силина (Владимирская обл., п. Доброград), директор ОАНО «Школа и детский сад «МИР»
Этот читательский клуб мы проводим по книге Вивиан Пейли "Мальчик, который хотел быть вертолетом". Обсуждая отрывки из книги, поговорим о роли учителя, наставника, о профессии, требующей предметной экспертизы и эмоционального интеллекта, любви к детям, искреннего уважения к маленьким людям, которые обладают навыками и умениями, утраченными взрослыми людьми.
Автор книги рассказывает удивительную историю мальчика Джейсона, замкнутого в мире своей игры с вертолетом-игрушкой и упорно не желающего выходить из этого тесного, но надежного мира. Подобные истории случаются с множеством детей, но далеко не всем выпадает счастье встретить чуткого человека, способного без педагогического насилия вывести ребенка на просторы широкого общения с другими людьми.
Мы приглашаем участников клуба рассказать о своих педагогических историях работы с особыми детьми, технологиях социализации и управления разнообразием.
Пейли Вивиан Гасси. Мальчик, который хотел быть вертолетом / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. / Пер. с англ. под науч. ред. С. Филоновича. - Москва : ВШЭ, 2014. - с.
Доступна в интернет-магазинах
Контакты
Отдел профориентации, олимпиад и конкурсов: Начальник отдела
Телефон: 419 55 17
НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде: Заместитель директора филиала
Телефон: 419 55 17
Новости