Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 603093, Н.Новгород, ул. Родионова 136, к. 307
Телефон: (831) 4361752
Email: management.nn@hse.ru
13.02.2024 в Высшей школе экономики стартует конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. Заявки принимаются до 12:00 21 марта.
Конкурс ППС НИУ ВШЭ - Нижний Новгород
Приказ о порядке подготовки и проведения конкурса на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу НИУ ВШЭ – Нижний Новгород:
Приказ Конкурс ППС НИУ ВШЭ - НН
Факультет менеджмента был образован в 2001 году для подготовки высококвалифицированных специалистов и будущих лидеров в различных областях бизнеса и менеджмента. Первые студенты были зачислены в 1996 г.
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Kutsenko E., Gokhberg L., Boos V. et al.
M.: ISSEK HSE, 2024.
Чилипенок Ю. Ю., Гапонова О. С., Гапонова Н. С. и др.
Женщина в российском обществе. 2024. № 3. С. 114-122.
Сироткина Надежда Геннадьевна, Павловская Светлана Владимировна, Зуева Елена Евгеньевна.
In bk.: Современные вызовы образования и психология формирования личности. Cheboksary: 2024. Ch. 7. P. 89-104.
Kutsenko E., Islankina E., Abashkin V. et al.
Science, Technology and Innovation. WP BRP. Высшая школа экономики, 2020
ОАО «РЖД» является ярким и успешным представителем предприятий, реализующих концепцию «бережливого производства».
Экскурсия стартовала при входе на территорию моторовагонного депо. Перед входом в моторовагонное депо Горький – Московский стоят «три сторожа» - электричка, поезда Ласточка и Сапсан. На предприятии отдают дань уважения традициям и труду прошлых лет. Об этом свидетельствует экспозиция музея, расположенного в здании депо. Программа оптимизации позволила высвободить площадь склада одного из цехов, на территории которого было решено создать музей.
Безусловно, одному человеку очень трудно поднять такой объем работ. Кроме того, у изменений со временем сложилась негативная репутация. Все программы изменений переживают первоначальное падение. И только поддержка со стороны руководства и сотрудничество рядовых сотрудников дают вторую жизнь (новое дыхание) для новой попытки изменений. Такой же сценарий развития событий прошло и моторовагонное депо. Одним из первых реализаторов программы изменений в депо стал Алексей Лисин – заместитель начальника моторовагонного депо ОАО «ГЖД». С 2011 года в депо были применены такие элементы «бережливого производства» как 5 S, СМК, TPM, кайдзен, канбан, ячеечное производство, визуализация и стандартизация. Сложность изменений состояла в том, что самим реализаторам приходилось самообучаться премудростям концепции, изучать практику иностранных предприятий самостоятельно.
Наличие практики внедрения, а самое главное реальные результаты увидели и оценили студенты 4 курса, факультета менеджмента НИУ ВШЭ. Из наблюдений Карины Мысиной:
«Компания «РЖД» - это крупное предприятие с богатой историей. На сегодняшний день компания уже внедрила систему бережливого производства, применяя такие инструменты управления качеством, как «5S», «андон», «канбан», «пока-ёкэ» и другие. Внедрение данных инструментов позволило компании снизить издержки и облегчить работу сотрудников. Проведённые изменения не потребовали большого количества финансовых вложений, так как улучшение производилось усилиями и трудом рабочих. В цехах можно нередко встретить стенды, визуализирующие состояние предприятия «до» и «после» организационных изменений, что подчёркивает гордость сотрудников за проделанную работу. На мой взгляд, экскурсия в Депо Моторно-подвижного состава РЖД была очень увлекательной и познавательной».
ГЖД – полувоенное, полугосударственное предприятие. Свободных финансовых средств не имеет. Благодаря выстраиванию производственного процесса по принципу бережливости, депо ведет активную работу по борьбе с основными видами производственных потерь, включая нереализацию человеческого потенциала. Программа рационализаторских предложений работает по всему депо. В каждом цехе есть почтовые ящики для писем и предложений по улучшению.
Александра Шарина, студентка 4 курса факультета менеджмента НИУ ВШЭ также поделилась своим мнением о значимости совместного участия руководителей и сотрудников в процессе изменений:
«История ГЖД способна увлечь молодых специалистов своим опытом, поскольку, казалось бы, крупное предприятие с огромным опытом, с таким большим рынком, получающее государственную поддержку, вряд ли задается вопросом мелких изменений, но на деле же можно увидеть, что менеджмент данного предприятия способен и имеет желание находить пути к эффективности даже в небольших улучшениях. Очень важным является понимание менеджеров, работающих с крупными финансовыми потоками, находить рычаги незначительных, но многочисленных снижений затрат, видеть возможность к развитию в постоянных мелких преобразованиях без существенных вливаний. Когда данный принцип подтверждается работой всех менеджеров, в том числе и главных руководителей, он способен стать частью корпоративной культуры. Без этого же усилия могут быть тщетными, поскольку опыт ГЖД показал, что основная проблема - это неготовность сотрудников, специалистов в своем деле менять правила, к которым привыкли за многие годы работы. И самый эффективный метод решения данной проблемы - подавать пример своим подчиненным с себя. А также необходимо иметь терпение и готовность разъяснять необходимость к поддержке изменений сотрудникам, а не избавляться от противников изменений, поскольку даже самый ярый противник перемен может стать передовиком после правильных бесед и мер. Поразило и то, как желание, усердие и навыки менеджеров помогли с нуля изучить новую технологию и внедрить на своем предприятии. Это подтверждает и четкое следование цели, дисциплину на предприятии. Постоянные совершенствования, казалось бы, требуют постоянных финансовых вливаний. Скорее всего, так оно и есть, если менеджеры и сотрудники не обладают изобретательностью. Как показала практика ГЖД, применение старых ветхих материалов для конструирования новых полезных элементов может быть весьма полезным и поможет сэкономить существенные суммы на усовершенствование рабочей среды. Интересным стал и момент визуализации основных идей постоянных изменений, который постоянно напоминает сотрудникам об основных правилах и ответственностях. Нововведенная возможность получения вознаграждений (весомых) сотрудниками за инициативу по внедрению улучшений представляется весьма эффективной, поскольку, во-первых, именно те, кто напрямую работает с устройствами, способен указать на важные минусы и плюсы, во-вторых, каждый сотрудник может почувствовать свою вовлеченность в процесс модернизации всего производства и важность».
Применяя методики, удалось более грамотно и рационально разместить участки и задействовать те площади, которые ранее не использовались. Например, стали использоваться балконы второго этажа цеха по ремонту сидений и токосъемников для подачи краном со стоянки вагонов в доке. Это позволило сократить одновременно несколько видов потерь: время на изготовление заказа, лишнее перемещение, ожидание, хранение, транспортировка.
При проектировании рабочих зон были использованы картирование, выстраивание цепочки ценностей, график Ганта для выстраивания производственного процесса и выявления узких мест.
Результат программы изменений в моторовагонном депо говорит сам за себя – удалось снизить потери производительности труда, увеличить качество продукции с наименьшими вложениями денежных средств и человеческих ресурсов. По приводимым во время экскурсии фактическим сведениям экономический эффект можно оценить в 3 млн. сэкономленных рублей.
Особое внимание РЖД уделяет системе безопасности движения поездов. Очень важным является процесс расшифровки кассеты действий машиниста в момент управления поездом. Данный процесс также претерпел изменения. Благодаря второму монитору для просмотра кассет и размещению операторских мест по кругу позволило сократить данную операцию вдвое.
Поразил факт того, что прядка 1000 человек обслуживают один электропоезд. Это люди – «невидимки». Сколько раз ездила поездами, но никогда не задумывалась, сколько работы и труда за этим стоит. Работа, казалось бы, их незаметна, но очень важна. Работа машиниста или работника дороги считается одной из самых напряженных. В депо предусмотрены комнаты релаксации и спортивный зал. Приятной неожиданностью оказалось наличие зеленых уголков и аквариумов с рыбками. Сразу видно, что это инициировано самими сотрудниками.
Подводя итог нашей экскурсии, можно с уверенностью сказать, что результаты программы изменений ощутимы, руководители и сотрудники депо не останавливаются на достигнутом, а главное, есть куда развиваться.
Своими впечатлениями поделились и другие участники экскурсии:
«Утро среды вновь оказалось насыщенным, интересным и познавательным. В первую очередь поразила огромная территория ГЖД. Наше путешествие по ГЖД началось с музея, в котором сотрудники попытались собрать всевозможные экспонаты, свидетельствующие об истории ГЖД. Затем меня удивило то, что сотрудники ГЖД знакомы с теорией менеджмента и успешно, как сказали, применяют ее на практике. Честно говоря, никак не ожидала, что на данном предприятии, где работают люди всю свою жизнь по 30 лет в среднем, готовы к переменам. Как мне показалось, никто из сотрудников не противостоял организационным изменениям. Везде встречаются мотивационные плакаты, лозунги, призывы. От сотрудников даже исходит собственная инициатива изменений. "Бережливое производство" на ГЖД - образ жизни, если так можно сказать. На территории идеальный порядок, чистота. За каждым сотрудником четко закреплено рабочее место, на котором висит его фотография и его обязанности. На самом деле в двух словах и не передать все эмоции, полученные за эту экскурсию. Одним словом - мне понравилось!». – Татьяна Гашкова, студентка 4 курса факультета менеджмента НИУ ВШЭ.
«Экскурсия была очень интересной. Понравилось, как налажены технологические процессы и система качества в компании. Было здорово наблюдать результаты внедрения системы 5S. Также мы ознакомились с историей компании. Очень здорово, что компания, чтя историю, идет в ногу со временем. Большое спасибо за экскурсию!». –Илья Головин, студент 4 курса факультета менеджмента НИУ ВШЭ.
Хочу выразить благодарность Алексею Лисину и сотрудникам моторовагонного депо Горький – Московский за проведение экскурсии. В каждом цехе нам уделяли внимание и проявляли участие. Спасибо!
Организатор экскурсии,
Сафронова Ксения Олеговна,
преподаватель кафедры Общего и стратегического менеджмента