• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Я нашел себя в Вышке" (о преподавателях ОП "Филология")

Очень важно оказаться в нужное время в нужном месте. Историями поиска «своего места» поделились сотрудники программы «Филология». О том, как понять, что Вышка – это хорошее место, о корпоративном духе, особенных студентах и перспективах развития расскажут наши преподаватели

Марина Владимировна Цветкова, декан факультета гуманитарных наук


Когда я пришла работать в нижегородскую Вышку после 25 лет работы в другом университете, я обратила внимание на то, что здесь совсем другие студенты, совсем другой корпоративный дух. В Вышке народ очень креативный, открытый и постоянно развивающийся. Это меня сразу подкупило.

Мы с коллегами создавали факультет гуманитарных наук с нуля, и меня приятно поразило, что мы имеем возможность сами составлять и менять учебные планы – обычно их спускает «сверху» министерство. А мы, будучи национальным исследовательским университетом, сами можем решать, исходя из нашего опыта общения со студентами и потребностей рынка труда, какие курсы сегодня необходимы. Благодаря студенческой оценке преподавания (СОП) у нас есть возможность в конце каждого модуля получать  от студентов обратную связь и быстро на нее реагировать.

А еще мне нравится, что в Вышке не получается лениться. Благодаря этому находишься в постоянном тонусе, ощущаешь себя на острие современности, на самом передовом рубеже, и мне ужасно приятно это ощущение. Вышка не дает останавливаться. И это очень важно: ведь жизнь подобна эскалатору, который постоянно движется вниз. Потому, чтобы тебя не сносило вместе с ним назад, надо двигаться с удвоенной, утроенной скоростью, иначе невозможно достигнуть чего-то по-настоящему значительного.

Я считаю важной особенностью жизни на факультете то, что не только студенты учатся у нас, преподавателей, но и мы постоянно учимся у них. Для меня это невероятно ценно, я очень рада, что в Вышку приходят талантливые и мотивированные ребята, с которыми интересно общаться.

А главной нашей заслугой я считаю то, что за годы учебы мы не «убиваем» в наших студентах креатив и интерес к тому, чем они четыре года занимаются! Это особенно заметно во время защит выпускных квалификационных работ. Если бы вы видели, как горят у них глаза, когда они рассказывают о своем исследовании! Многие к этому моменту успевают опубликовать с десяток научный работ и выступить на нескольких «взрослых» конференциях.

А когда дело доходит до выпускного никогда еще не обходилось без слез. Ребятам жалко расставаться друг с другом и с той неповторимой атмосферой, которая создалась на программе стараниями Марии Марковны Гельфонд – бессменного академического руководителя программы «Филология» с момента ее основания, Леонида Юрьевича Большухина  и его театральной филологической мастерской и других преподавателей, работающих на программе, каждый из которых вкладывает в нее часть своей души.

Большую часть жизни мы проводим на работе или за работой. И когда тебе нравится результат – это окрыляет.

Мария Марковна Гельфонд, академический руководитель программы «Филология»


Я пришла работать в Вышку из другого университета, причем так сложилось, что я там много лет вела только занятия для абитуриентов, возможности работы со студентами у меня там не было. В Вышку я просто прислала свое резюме, Валерий Григорьевич Зусман сразу отозвался и пригласил меня на встречу. Программа «Филология» тогда еще не открылась, и мы начали заниматься подготовкой документов для ее открытия. В связи с этим я довольно часто бывала здесь еще до официального перехода. Помню, что меня поразили два момента – абсолютно частных, но очень важных.

Во-первых, я пришла в Вышку из большого вуза, где никто друг друга не знал, и постоянно было ощущение какого-то большого потока. Естественно, к абитуриентам вообще никто не присматривался, поступит - и хорошо, нет - и не надо. А в Вышке меня Наталья Александровна Серова попросила подготовить к Всеросу по литературе одну девочку (она, кстати, потом стала призером заключительного этапа). Она пришла ко мне заниматься, а я в это время что-то обсуждала с Валерием Григорьевичем. И выяснилось, что эта девочка уже выиграла какую-то олимпиаду и не знает, можно ли по ней поступить куда-то, кажется, в Московскую Вышку. И вот Валерий Григорьевич, который был тогда деканом факультета гуманитарных наук, начал звонить по нескольким телефонам в Нижнем и в Москве и узнавать, возьмут ли эту девочку. Это был первый такой момент, связанный с вниманием к каждому человеку, и он меня тогда очень поразил, я поняла, что хочу жить в такой системе отношений – к коллегам, к студентам, к абитуриентам.

А второй момент был связан с тем, что я пришла из вуза, где очень четко была выстроена иерархия. То есть невозможно было себе представить, чтобы ректор и студент ели в одной столовой. А здесь я зашла в столовую и даже растерялась: все стоят в одной очереди, и кто-то из руководства Вышки, каюсь, сейчас уже и не помню, кто именно, пропускает студента вперед, потому что до начала пары осталось пять минут. Этот естественный демократизм без всякой игры, без позы, меня очень порадовал. Конечно, я и до этого мечтала работать в Вышке, но эти два эпизода как-то убедили меня в том, что я пришла в хорошее место, что я здесь останусь. Так и получилось – надеюсь, навсегда.

Леонид Юрьевич Большухин, руководитель департамента литературы и межкультурной коммуникации

Преподавать я начал достаточно рано: уже в 20 лет учил русскому и литературе в одной из нижегородских школ, совмещая преподавание и учебу на филологическом факультете ННГУ. Так получилось, что всю жизнь я занимаюсь одним делом. И, честно сказать, это совершенно не скучно. Безусловно, есть такая проблема как эмоциональное выгорание, но пока что я не чувствую на себе влияние внешних обстоятельств, которые могли бы к нему привести. Одна из причин – смена места работы. Важнейшим обстоятельством смены места преподавания является то, что Вышка открыла новую программу «Филология», которую возглавила Мария Марковна Гельфонд. Произошло то, что должно было произойти – создание факультета гуманитарных наук во ВШЭ позволило выйти на новый уровень: создавать образовательную программу «Филология» с нуля. Мы начали строить факультет на пустом месте – с одной стороны отсутствие истории создавало трудности для молодой образовательной программы, с другой – давало возможность развиваться и творить историю, не отягощенную ничем. Сейчас мой преподавательский стаж более 30 лет, и большая заслуга в этом именно ВШЭ.

Я уверен, что Вышка – последнее место моей работы. Это вполне осознанная позиция. В этом университете мне на данный момент хочется работать. Тому способствуют обстоятельства уникальные: создание факультета, в котором ты чувствуешь себя не просто работником, а полноправным участником всех процессов. Появляется возможность создавать такую структуру образовательного процесса, какую мы  бы хотели видеть. Первые три года работы факультета мы знали всех студентов по именам, и даже сейчас, когда наш факультет значительно вырос, мы стараемся сохранить эту камерную атмосферу. В Вышке я обрел возможность контактировать с большим количеством студентов, которым все нужно и интересно. Благодаря этому появляется возможность делать больше, чем предлагает образовательная программа.

Я очень дорожу доброжелательностью, которая есть в нижегородской Вышке. Создана очень комфортная среда: от столовой, которая является центром притяжения, до грамотно организованного современного учебного пространства. Неоспоримым преимуществом являются четко проговоренные правила игры. Многие вещи определятся благодаря твоей деятельности, а не распоряжением начальника. Научная, педагогическая деятельность будет отмечена более объективно. Студент не должен понравиться преподавателю А или декану Б, чтобы получить высокие баллы. В ВШЭ очень строгая и объективная система фиксации достижений как студентов, так и преподавателей.

Надеюсь, что то хорошее, что мы вложили в ФГН нижегородской Вышки, приумножится с годами. Для меня очень ценно, что мы смогли построить систему, в которой студент с первого курса начинает заниматься наукой по-настоящему, осознанно. Это дает возможность преподавателям и студентам существовать в одном измерении. Я вижу отклик, обратную связь и мне хочется работать дальше.

У нашего факультета есть ощущение будущего. Все вместе мы строим динамическую модель мира, где можно учить, учиться, заниматься наукой, жить.

Ксения Александровна Деменева, доцент департамента литературы и межкультурной коммуникации, руководитель центра по изучению русского языка как иностранного


Если заглянуть совсем глубоко в прошлое, почти за горизонт событий, я мечтала стать журналистом. Хотела писать статьи для какой-нибудь крупной российской газеты. И когда поехала в Вологду на всероссийскую олимпиаду по литературе, рассказала об этой мечте Леониду Юрьевичу Большухину, который сопровождал олимпиадную команду Нижнего. Помню, он тогда процитировал Цветаеву («Глотатели пустот, / Читатели газет!») и сказал, что лучше получить фундаментальное филологическое образование. Слово «фундаментальное» меня впечатлило, я поступила на филологию и неожиданно мечта поменялась – теперь захотелось преподавать. Но все же после выпуска я пошла работать в газету и целый год что-то искала в журналистских дебрях. А потом открылся факультет иностранных студентов в ННГУ, куда меня пригласили преподавать русский язык иностранцам. По специальности я литературовед, поэтому пришлось слегка перековаться. Это был довольно веселый период. Надо было учить иностранцев не только языку, но и выживанию в России. Однажды мы с группой африканцев проезжали по Канавинскому мосту и один из них с удивлением спросил, глядя вниз: «Неужели в России есть пингвины?» Дело было зимой. Под Канавинским мостом густо сидели рыбаки.

Иностранные студенты многому меня научили. Например, тому, что нельзя входить в аудиторию с постной миной. Есть такая дурная привычка, она даже не чисто русская, а такая общепедагогическая. Иностранцы от хмурости окончательно теряли способность изучать русский язык и путались в падежах. Пришлось освоить несколько смежных специальностей: я преподавала иностранцам географию, историю, экономику. А вскоре стала писать учебные пособия по языку. До сих пор это одно из самых любимых моих дел.

Я сразу знала, что приду в Вышку. Когда еще работала в другом вузе, все время думала: «Вот сделаю большой хороший проект и подам резюме!». Не хотелось приходить с пустыми руками. И когда Мария Марковна позвонила и предложила мне вести курс, я поняла, что это судьба.

Именно здесь, в Вышке, я начала делать множество проектов и поняла, насколько важно постоянно двигаться в потоке. Наука – это жизнь в динамике, а преподавание – создание продукта, который должен быть качественным и востребованным. Нельзя один раз написать блок лекций и читать его пятьдесят лет подряд. Студенты имеют право получать только лучшее, за этим они пришли сюда.

А какие у меня замечательные коллеги!

Главное – это ощущение, что ты делаешь то, во что веришь. Можно завязаться в узел и сказать себе: потерплю, работа есть работа. Здесь я совершенно отвыла от такого. Но дело не столько во мне, сколько в том, что я хотела бы сделать для Вышки, для студентов.

Мне хочется, чтобы каждый выпускник имел уверенность в том, что за стенами вуза его ждет работодатель. Мне хочется, чтобы знания и навыки, которые мы даем, делали бы студентов сильнее, помогали видеть мир более сложным и прекрасным. Мне хочется, чтобы каждый, входя в аудиторию – на лекцию, семинар, экзамен – чувствовал поддержку.

Вот что важно. И я готова это делать всегда.

Материал подготовила

Студентка 2 курса ОП «Филология»

Юлия Городничева