• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кем работает филолог? Филологом!

«Филолог – это тот, кто работает  с текстами. Сейчас вся наша реальность состоит из них, поэтому, чтобы быть успешным сегодня, нужно понимать, что такое текст, как он создаётся, из таких частей состоит», - так считает Ксения Александровна Деменева, преподаватель ОП «Филология». Доказательство того, что филологическое образование сегодня – это ключ к работе в различных и очень интересных сферах – истории наших выпускников. После выпуска наши студенты могут реализовать себя в самых разных профессиях -  от учёного и преподавателя до SMM-специалиста, PR–менеджера, сотрудника пресс-службы. Разбираемся, в чём преимущество каждого вида деятельности и вдохновляемся рассказами о карьере после выпуска.

1.   Учёный- филолог

Фундаментальное филологическое образование может направить Вас на путь академической карьеры. Она строится через несколько ступеней образования – бакалавриат, магистратура, аспирантура. Учёный-филолог занимается написанием научных работ, проводит исследования, выступает на конференциях и нередко совмещает это с преподаванием в университете. Академическая карьера может стать не просто интересной деятельностью, но и обернуться для Вас настоящим путешествием. Например,   Вы можете обучаться в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ, затем поступить в магистратуру в Москве, а потом стать аспирантом в Англии, как это сделала наша выпускница Анна Масленова.

Анна Масленова: В течение последнего года магистратуры в Московской Вышке преподаватели периодически присылали нам предложения отечественных и зарубежных университетов об аспирантских и PhD программах. Одним из них было приглашение Университета Эксетера (University of Exeter) для участия в проекте RusTrans «The Dark Side of Translation». Я подала заявку,  меня пригласили на интервью, и в результате – в  сентябре 2019 года я переехала в Англию. Моя основная «обязанность» – писать мою работу (PhD thesis). Я занимаюсь историей перевода на английский русских текстов, которые были сделаны в эпоху так называемого ‘Russian Fever’ или ‘Russian Vogue’ . Моя задача как историка литературы - приблизиться к более глубокому пониманию глобальных историко-культурных трендов в отношениях между Россией и Британией через частные истории отдельных переводчиков.  Также я пишу академические статьи и участвую в конференциях . Кроме того, в декабре 2020 года, вместе с Пушкинским Домом в Лондоне я организовала серию лекций, посвященную истории русско-английских культурных связей.

2.   Преподаватель

Учитель школы, гимназии или лицея, педагог в образовательном центре, репетитор и, конечно же, преподаватель в университете. Для филологов Вышки возможности работы в сфере преподавания очень многогранны. Более того, Вы сможете преподавать не только русский язык и литературу, но и иностранные языки, читать лекции по зарубежной литературе, а самая приятная возможность – остаться в любимой Вышке, сменив статус студента на статус преподавателя, как сделала наша выпускница Анастасия Власенко (она же - староста нашего первого выпуска Настя Сенченко).

Анастасия Власенко: Я преподаю в московском кампусе НИУ ВШЭ  в Школе иностранных языков. Работаю с лингвистами, веду дисциплины «Английский для академических целей», «История лингвистики», «Практика речи», «Академическое письмо на английском языке». Я работаю непосредственно по специальности: как филолог, как лингвист, как человек, который знает основные принципы строения языков, текстов. Вышка показала мне «золотой стандарт» преподавания: как всё должно быть устроено, как должны взаимодействовать преподаватели со студентами, насколько требовательными они должны быть с точки зрения экзаменов и зачетов.

 

3.   PR-менеджер

PR-менеджер – это специалист по связям с общественностью. Как правило, он работает в конкретной компании и создаёт имидж бренда. PR-менеджер взаимодействует со СМИ, пишет пресс-релизы, обзоры, даёт официальные комментарии от лица организации. Филологическое образование вырабатывает навыки работы с текстом, умение искать и отбирать нужную информацию, учит эффективной коммуникации, поэтому, безусловно, будет полезно для специалиста данной сферы. Это доказывает история нашей выпускницы Юлии Полковниковой.

Юлия Полковникова: Я работаю в отделе по связям с общественностью в НИУ ВШЭ Нижний Новгород. Мы являемся официальным голосом университета для СМИ, выпуская официальные заявления и пресс-релизы, общаясь с журналистами по вопросам предоставления экспертных комментариев от наших специалистов и через СМИ рассказывая городу и стране об исследованиях, которые проводятся в стенах университета. Также мы занимаемся продвижением образовательных программ нижегородского кампуса с помощью различных маркетинговых инструментов, участвуем в организации Дней открытых дверей и других мероприятий (имиджевых, просветительских, образовательных), занимаемся разработкой сувенирной продукции и представляем нижегородскую Вышку на всех открытых интернет-ресурсах о вузах, ведем соцсети кампуса, наполняем официальный сайт контентом: пишем новости, делаем репортажи с общеуниверситетских событий, берем и пишем интервью с выпускниками, профессорами, работодателями, обрабатываем и размещаем новости факультетов, оформляем все страницы сайта - в общем, делаем все, чтобы коммуникация между Вышкой и нашей аудиторией была легкой и комфортной.
Я как рядовой сотрудник делаю все это понемногу, но есть и обязанности, которые "закреплены" только за мной: например, техническая работа с конструктором сайта, email-рассылки, представительство на интернет-ресурсах, посвященных образованию, и работа с документами (неромантично, но тоже нужно и важно).

4.   SMM-специалист

SMM-специалист – это специалист по продвижению бренда в социальных сетях. Он взаимодействует с аудиторией, пишет посты, выкладывает сториз, придумывает разные активности, чтобы поддерживать интерес подписчиков к бренду в Instagram и VK. Здесь  важно не только обладать навыками создания контента, визуального оформления, но и нестандартно мыслить, грамотно и непринужденно общаться с подписчиками, генерировать свежие идеи, как это делает наша выпускница Анастасия Лазарева.

Анастасия Лазарева: Мне очень хотелось работать именно на ТНТ, и я искала любые возможности туда попасть. И вот однажды всё сложилось: на ТНТ открылась вакансия smm-менеджера, а у меня был собран весь необходимый опыт и набор навыков на эту должность. Мне объяснили, что от меня требуется, а дальше я сама начала нащупывать, что нужно нашей аудитории, что лучше собирает охват, что работает на вовлечение. Сейчас я шучу, что вывела формулу идеального мема - это такой мем, который точно соберёт большие охваты. На мой взгляд,  smm –специалист - это человек, который создаёт и поддерживает имидж бренда в соцсетях. Например, если ТНТ - это прежде всего про юмор, то smm-менеджер ТНТ наполняет ленту шутками, мемами, весёлыми активациями, играми с уклоном в юмор и т.д. Этот человек делает всё, чтобы в соцсетях ТНТ было весело и смешно, а какую форму он для этого выберет, зависит от конкретного проекта и актуального инфоповода.

 

5.   Сотрудник пресс-службы

Пресс-служба – это отдел в организации, который работает со СМИ, налаживает внутренние и внешние коммуникации компании. Сотрудник пресс-службы пишет обзоры и пресс-релизы, ведет сайт компании, общается с журналистами, поддерживает положительную репутацию компании в СМИ. Кроме того он может создавать контент для различных медиа организации, как это делает наш выпускник Даниил Максюков.

Даниил Максюков: С лета 2018 года я работаю в пресс-службе одной из ресурсоснабжающих компаний Нижнего Новгорода. Для меня это возможность  применить в деле не только основной навык, полученный во время обучения на филологии — навык работы с текстами — но и свое давнее увлечение — фотографию.
Как специалист управления общественных связей я участвую в издании корпоративной газеты (пишу статьи, фотографирую, вычитываю тексты, вношу правки к верстке) и выпуске корпоративного телевидения (в роли оператора и корреспондента), подготовке контента для социальных сетей, администрировании сайта компании и внутрикорпоративного портала. Делаю мониторинг вышедших в СМИ публикаций, оформляю презентации и листовки.  Больше всего мне нравится делать истории непосредственно про людей, которые выбрали делом всей своей жизни непростой труд в сфере ЖКХ. 

В Англии, Нижнем Новгороде или Москве – наши выпускники найдут применение своим знаниям и навыкам в любом месте, потому что, готовы поспорить,  – Вы не вспомните ни одного дня за последние 5 лет, проведенного без чтения или написания текстов. Да, считается всё – от постов VK до интересных книг.

Материал подготовила: студентка 3 курса ОП «Филология» Юлия Власова