• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Научно исследовательский семинар нацелен на формирование у студентов, работающих над ВКР, знаний продвинутого уровня в области теории литературы, а также на формирование у студентов выпускного курса навыков применения полученных теоретических знаний в работе с материалом их выпускной квалификационной работы. Курс опирается на знания, полученные студентами на первом курсе по теории литературы, а также непосредственно связан с такими дисциплинами, как "История русской литературы", "История литературы Европы и США", "Ключевые тексты русской литературы", "Ключевые тексты англоязычных литератур", "Ключевые тексты немецкоязычных литератур", "Ключевые тексты франкоязычных литератур".
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов, работающих над ВКР, знаний продвинутого уровня в области теории литературы сформировать у студентов навыки применения полученных теоретических знаний в работе с материалом их выпускной квалификационной работы
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • знает основные термины, связанные с категорией литературности
  • знает основные положения "Поэтики" Аристотеля.
  • имеет представление о специфике художественного образа
  • имеет представление о модусах художественности
  • знает виды словесного изображения и умеет их определять в тексте
  • знает основные подходы к категории "автор" в лирике, драме, эпосе
  • знает основные подходы к категории "читатель"
  • имеет представление о литературных родах и жанрах и их специфике
  • умеет определять род литературного произведения и выделять его жанровые доминанты
  • Знает родовые черты эпоса и эпические жанры
  • умеет определять эпические жанры
  • знает родовые черты лирики
  • умеет определять лирические жанры
  • знает родовые черты драмы
  • умеет определять драматические жанры
  • Имеет представление о таких категориях, как форма и содержание и их соотношении.
  • имеет представление о таких категориях, как художественное целое, художественный мир
  • Имеет представление о понятии "хронотоп" и умеет определять его в художественном произведении
  • имеет представление о понятиях "фабула","сюжет" и "композиция". и умеет определять их в тексте произведения
  • Имеет представление о том, что такое художественная речь и стиль и умеет анализировать их в тесте произведения
  • Знает основные понятия стиховедения: метр, ритм, система стихосложения, стихотворный размер и умеет применить свои знания к поэтическому тексту
  • Знает литературные направления, их признаки и умеет применить свои знания к конкретному художественному произведению
  • знает основные методы и школы в литературоведении
  • умеет использовать подходы различных школ при работе с литературным материалом
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Литература как вид искусства.
    Литература как вид искусства.Литература и «литературность». «Поэтика», «внутренний мир» художественного произведения.
  • Эстетическое и художественное. Виды образов.
    Эстетическое и художественное.«Поэтика» Аристотеля. Теория подражания. Художественный образ. Виды образов. Временной и пространственный тип искусства. Образ и понятие, образ и знак.
  • Модусы художественности.
    Модусы художественности. Типология художественности. Героика. Сатира. Трагизм. Художественность литературного произведения как проблема исторической поэтики. Идиллика. Ирония. Элегический драматизм.Комизм. Смех. Понятие смеховой культуры. Юмор.
  • Виды словесного изображения.
    Виды словесного изображения. Жизнеподобное и условное в литературе. Характер и тип. Условные формы изображения: аллегория, гротеск, символ. Малые образные структуры и тропы: художественная деталь, эпитет, сравнение, метафора.
  • Автор и его присутствие в произведении.
    Автор и его присутствие в произведении. Основные значения понятия «автор»: биографическое лицо и творец словесно-художественного текста. Концепция М. Бахтина об отношениях автора и героя в разных родах литературы. Понятие «образ автора» (концепция В. Виноградова). Автор в лирике, драме, эпосе. Автор, повествователь, рассказчик. Понятие «лирического героя».
  • Восприятие литературы.
    Восприятие литературы. Автор и читатель. Присутствие читателя в произведении. Реальный читатель. Историко-функциональное изучение литературы. Литературные иерархии и репутации.
  • Литературные роды и жанры.
    Литературные роды и жанры. Принципы деления на три рода. «Поэтика» Аристотеля: способ и предмет подражания. Концепция Гегеля. Белинский о родах и видах литературы. Границы понятий эпичность, лиризм, драматизм. Внеродовые и межродовые формы, Вопрос о происхождении эпоса, лирики и драмы; теория А.Н. Веселовского. Жанр: определение, типологии, эволюция.
  • Эпос и эпические жанры.
    Эпос и эпические жанры. Понятия «повествователь» и «повествование». Объективное и субъективное в повествовании. Эпос и роман. Концепция М.М. Бахтина. История романа. Повесть. Рассказ. Новелла.
  • Лирика как род литературы.
    Лирика как род литературы. Предмет лирики. Лирический герой, лирический субъект, лирический персонаж. Автопсихологическая и ролевая лирика. Отношения понятий «лирика», «поэзия», «стих». Основные лирические жанры: ода, элегия, послание. Твердые жанровые формы. Дискуссия о внежанровой природе лирики в ХХ веке.
  • Драма как род литературы.
    Драма как род литературы. Основной и побочный текст. Время действия и сценическое время. Понятие о драматической условности. Драма как литературное произведение и сценическое прочтение драмы. Трагедия, драма, комедия.
  • Художественный мир произведения.
    Художественный мир произведения. Форма и содержание, их понимание в работах «формальной школы». Художественное целое. Произведение, цикл, фрагмент. Рама и компоненты рамочного текста (заглавие, эпиграф, посвящение и т.д.)
  • Время и пространство в литературном произведении.
    Время и пространство в литературном произведении. Абстрактное и конкретное пространство и время; разграничение времени изображенного и времени изображения. Время завершенное и незавершенное, циклическое и линейное. Понятие хронотопа. Культурологические концепции времени
  • Сюжет и композиция.
    Сюжет и композиция. Категории «фабула» и «сюжет» в работах формальной школы. Типы сюжетов. Термин «композиция» и его понимание формалистами, структуралистами, деконструктивистами. Композиция и архитектоника. «Точка зрения» как инструмент анализа композиции. Концепция Б. Успенского.
  • Художественная речь. Стиль.
    Художественная речь. Стиль. Понимание категории стиля в истории эстетики, лингвистики, искусствознания, литературоведения. Стиль как свойство художественной формы. Сингуляристская и плюралистская концепции стиля. Стилевые доминанты.
  • Стиховедение.
    Стиховедение. Основные понятия стиховедения: метр, ритм, система стихосложения, стихотворный размер. Из истории русского стиха: силлабический, стопный (силлабо-тонический), тонический, несиллабо-тонический. Верлибр. Акцентный стих. Рифмовка. Строфика. Поэтический синтаксис. Фоника. Семантический ореол метра (М.Л. Гаспаров). Анализ поэтического текста.
  • Литературный процесс.
    Стадиальное развитие литературы. Литературные направления, их признаки. История литературы в свете исторической поэтики: поэтика эпохи синкретизма, стадия риторической поэтики, стадия поэтики художественной модальности. Системно-динамическая модель «формальной школы» (В. Шкловский, Ю. Тынянов).
  • Литературоведение как наука.
    Литературоведение как наука. Основные методы и школы. Биографический метод и культурно–историческая школа в литературоведении: основные положения, представители, работы. Сравнительно-исторический метод. Компаративистика.«Историческая поэтика» А.Н. Веселовского.Работы В.М. Жирмунского. Современные тенденции компаративистики. «Формальная школа»: основные положения, представители, работы. Структурализм и семиотика:основные положения, представители, работы. Постструктурализм: основные положения, представители, работы.Герменевтика как методологическая основа гуманитарных наук. Понимание, диалогичность, интерпретация, смысл. Основные работы по герменевтике. Рецептивная эстетика: Х-Р. Яусс, Р. Ингартен, В. Изер.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий устный экзамен
    устный экзамен, билет состоит из двух вопросов
  • неблокирующий сообщение-презентация
    Каждый участник семинара готовит сообщение-презентацию по одному из предложенных вопросов по своему выбору.
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий анализ фрагмента литературного текста
    анализ фрагмента литературного текста, служащего материалом ВКР с точки зрения теоретических вопросов, рассматриваемых в ходе курса. Объем задания - не более 0.25 п.л.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * анализ фрагмента литературного текста + 0.25 * домашнее задание + 0.25 * сообщение-презентация + 0.25 * устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. — Литература и методы ее изучения. Системно-синергетический подход: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-9765-0907-8 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/100025
  • - Кременцов Л.П. — Теория литературы. Чтение как творчество: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-89349-482-2 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/109558
  • - Крупчанов Л.М. — Теория литературы: учебник - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-9765-1315-0 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/100036
  • - Плешкова О.И. — Теория литературы и практика читательской деятельности: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-2214-5 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/106819
  • - Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-0960-3 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/84591
  • - Томашевский Б.В. — Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - ISBN: 978-5-9765-3575-6 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/119092
  • - Эсалнек А.Я. — Теория литературы - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-0716-6 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/84587

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мещеряков В. П., Козлов А. С., Кубарева Н. П., Сербул М. Н. ; Под общ. ред. Мещерякова В.П.-ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-381-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-07660-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/vvedenie-v-literaturovedenie-osnovy-teorii-literatury-431991