• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Компаративистика и метакомпаративистика

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Программа "Компаративистика и метакомпаративистика" нацелена на формирование у студентов представления об основном круге проблем в изучении литературы в разные исторические периоды, об основных методах литературоведческого исследования, их авторах и терминологии, которой они пользовались. Также, в ходе изучения дисциплины, студенты обучаются умению выбирать для исследования литературного материала наиболее соответствующий ему метод. Программа базируется на знаниях, полученных в ходе изучения курса "Теория литературы", а также коррелирует со знаниями, получаемыми на "Истории русской литературы", "Истории литератур Европы и США", "Ключевых текстах русской литературы", "Ключевых текстах англоязычных литератур", "Ключевых текстах франкоязычных литератур" и "Ключевых текстах немецкоязычных литератур"
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цели освоения курса «Компаративистика и метакомпаративистика» обучить студентов: ‒ знанию основного круга проблем в изучении литературы в разные исторические периоды; ‒ пониманию, как относится теоретическое знание к тексту, как варьируется в разных научных методах круг изучаемых литературоведением проблем и как зависит от избираемого в исследовании ракурса конструируемая в теории модель; ‒ пониманию, какие требования предъявляются к теории, в том числе требования простоты, адекватности и эксплицитности, и уметь критически оценивать, насколько верно моделируется в теории объект во всевозможных рациональных его реконструкциях; ‒ умению установить в исторической перспективе преемственность и разрывы теоретического знания.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • владеет основными понятиями сравнительно-исторического метода
  • Владеет понятиями «литературная эпоха»,«художественное сознание», «литературные контакты»,«текст», «произведение», «дискурс»,«интертекст» .
  • знает основные методы изучения литературы и их представителей
  • знает основные принципы сравнительного изучения литературы и музыки, литературы и кино, литературы и живописи
  • знает основные этапы формирования сравнительно-исторического метода
  • Знает основы компаративного подхода, его связь с философией, сравнительным языкознанием и историей идей.
  • Знает специфику подходов различных ученых и школ к сравнительному изучению литератур.
  • Знает типы художественного сознания, литературных контактов, формы литературного процесса.
  • умеет проводить исследования, используя соответствующий исследуемому материалу метод
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Система «литература» и методы ее изучения
    Понятие «система литература»: автор – произведение – читатель – традиция – реальность. Обзор основных методов изучения литературы. Биографический метод. Культурно-исторический метод. Сравнительно-исторический метод/компаративистика. Социологический метод. Психологические подходы к изучению литературы. Формальный метод. Метод литературной герменевтики. Рецептивная эстетика. Эстетика воздействия. Категория смыла. Концепт в литературе. Литература как дискурс.
  • История сравнительно-исторического метода в литературоведении.Сравнительно-историческое литературоведение и компаративистика.
    Предпосылки сравнительно-исторического изучения литератур в Античности и Средневековье. Гуманитарное знание в эпоху Возрождения. Становление понятий «культура» и «цивилизация» в XVII-XVIII вв. Эстетика Просвещения – источник компаративного понимания системы «литература». Концепция «мировой литературы» И.-В. Гете. Формирование основных понятий сравнительно-исторического метода в период романтизма: творчество Шлегелей, труды де Сталь. Историческая поэтика А.Н. Веселовского.
  • Основные школы компаративных исследований.
    Сравнительно-исторический метод изучения мировой литературы В.М. Жирмунского. Ленинградская школа сравнительного литературоведения: М.П.Алексеев, А.А. Смирнов, Б.Г. Реизов. Метод компаративистики в научных трудах М.М. Бахтина. Понятия «диалог», «диалог культур», «автор», «авторское слово», «свободное слово», стратификации культуры и слова. Сравнительно-сопоставительное исследование литератур в Европе и в США: французская школа, американская школа, немецкая рецептивная эстетика (Ф. Брюнетьер, П. ван Тигем, Ж. Женетт, Х.Р. Яусс, В. Изер, С. Гринблатт). 3.5. Компаративные исследование литератур в ИМЛИ РАН. Концепция «Истории всемирной литературы». Исследования С.С. Аверинцева, Е.М. Мелетинского, А.В. Михайлова, А.Д. Михайлова, М.Л. Гаспарова. Компаративистика в ИМЛИ на современном этапе: интермедиальная компаративистика, «культурный трансфер» (М. Эспань), теория пограничья, цивилизационно-культурный процесс, метакомпаративистика.
  • Компаративистика: предмет и метод.
    Компаративистика в системе в системе современного гуманитарного знания, ее связь с философией, сравнительным языкознанием и историей идей. Изучение сюжетности в компаративистике.
  • Основные понятия и инструментарий компаративистики. Сравнение и сопоставление. Типы литературных связей.
    Понятия «межлитературного процесса» и «транснациональной истории литератур». Периодизации литературного процесса. Диахронные и синхронные литературные системы. Понятие «литературной эпохи». Понятие «художественного сознания». Типы художественного сознания: архаическое/мифопоэтическое; традиционалистское/нормативное, индивидуально-авторское. Формы литературного процесса. Понятие «литературные контакты», их типы. Текст, произведение, дискурс, контекст, интертекст в компаративистских исследованиях. «Текст» и «произведение». Дискурс и текст. Интертекст как инструмент расширения научного поля компаративных исследований
  • метакомпаративистика
    Понятие о метакомпаративистике. Литература и кино. Литература и живопись. Литература и музыка. основные подходы к их сравнительному изучению.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • презентация (неблокирующий)
    . Подготовка реферативного сообщения (не более 3 тыс. слов) и его компьютерная презентация.
  • устный экзамен: собеседование по билетам (неблокирующий)
    Устный экзамен: собеседование по билетам
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * презентация + 0.5 * устный экзамен: собеседование по билетам
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Козлов А. Е.-ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-122-Бакалавр. Академический курс. Модуль-978-5-534-10441-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/literaturovedenie-biografiya-pisatelya-430025
  • Мещеряков В. П., Козлов А. С., Кубарева Н. П., Сербул М. Н. ; Под общ. ред. Мещерякова В.П.-ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-381-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-07660-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/vvedenie-v-literaturovedenie-osnovy-teorii-literatury-431991
  • Минералов Ю. И.-СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (КОМПАРАТИВИСТИКА) 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-328-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-08048-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sravnitelnoe-literaturovedenie-komparativistika-436553

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-0960-3 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/84591
  • Методы изучения литературы : системный подход: учеб. пособие, Зинченко В. Г., Зусман В. Г., Кирнозе З. И., ISBN: 5-89349-361-3, 2002