• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История русской литературы

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В результате усвоения курса студент расширяет и углубляет знания, полученные в ходе изучения курсов «Ключевые тексты русской литературы» и «История русской литературы XI – XVIII веков». Он также взаимодействует с курсом «Истории зарубежной литературы», синхронизированным с ним по изучаемым эпохам, что позволяет студентам создать прочное представление о русской литературе как части всемирной. Вместе с тем курс истории русской литературы XIX века служит фундаментом для дальнейшего изучения русской литературы XX-XXI столетий. Знания, полученные студентами в ходе изучения курса, дополняются также курсом «История русской литературной критики», в значительной части синхронизированной с ним по периодам изучения. В результате освоения дисциплины студент должен: • Знать: наиболее значимые тексты русской литературы XIX веков, особенности жанровой системы в ее динамике, общую литературную ситуацию, свойственную каждому из изучаемых периодов, исторический контекст, биографии изучаемых авторов. • Уметь: адекватно интерпретировать произведения русской литературы XIX века, грамотно соотносить их с историческим, российским и мировым культурным контекстом. • Приобрести опыт: вдумчивого чтения и корректного анализа текстов разных направлений и жанров. • Понимать этапы развития истории русской литературы и закономерности смены культурных парадигм. • Уметь работать с литературными источниками и научной литературой.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения курса «История русской литературы» является получение базовых для студента-филолога знаний по истории русской литературы на протяжении чрезвычайно наиболее сложного и значимого периода - с 1825 по 1917 годы. Логически и хронологически данный курс подразделяется на четыре части, соответствующие четырем модулям, на протяжении каждого из которых подробно изучается временной отрезок, приблизительно равный четверти века. В ходе освоения курса студенты знакомятся как с литературным процессом в целом, его динамикой и взаимодействием с мировой литературой, так и с ключевыми текстами русской литературы классического периода. Основная идея курса состоит в том, чтобы сформировать и систематизировать представления студентов об истории русской литературы (тенденциях, жанровых системах, авторах, их биографиях, произведениях, особенностях поэтики) на протяжении важнейшего этапа ее развития.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю русской литературы указанного периода, биографии авторов, перечисленные далее тексты, исторический контекст
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Русская литература второй четверти XIX века
    Творчество Пушкина (продолжение). Изменение лирического репертуара в годы ссылки в Михайловское. «Борис Годунов»: проблема истории, человека и власти; место трагедии в эволюции Пушкина. Пушкин и декабристы. Политическая лирика конца 1820-х гг. Государственничество Пушкина. Начало петровской темы в романе о «царском арапе»; проблема незавершенности романа. «Полтава». Апология свободной поэзии. Интимная лирика 1828-1829 гг. Роман «Евгений Онегин» как смысловой центр пушкинского творчества. Автор и герой, поэтика жанра и композиции, образ читателя, проблема завершенности. Болдинская осень. Завершение «Евгения Онегина». Болдинские жанровые эксперименты: «Домик в Коломне»; «Повести… Белкина», «Маленькие трагедии». «Медный всадник» - новое решение петровской темы. Жанровое своеобразие, композиция «Медного всадника». «Капитанская дочка»: «вальтер-скоттовский роман» и «преданья русского семейства»; роль исторических, фольклорных и литературных источников. Е.А. Баратынский. Литературный путь Е.А. Баратынского: от элегии частного человека к элегии «всего человечества». Баратынский и развитие жанра элегии. Натурфилософия, психология «современного человека» и историософия в лирике Баратынского. Поздняя лирика Баратынского. «Сумерки» как книга стихов. Баратынский и лирика ХХ века. Лирика поэтов пушкинской плеяды 1830-1840ых годов. Поэзия П.А. Вяземского, Н.М. Языкова. Проза 1820-х – 1830-х гг. Эстетические основы и жанровые разновидности русской повести. Русская фантастическая повесть и русская историческая повесть. Творчество А.А. Бестужева-Марлинского. Повести В.Ф. Одоевского. Роман М.Н. Загоскина «Юрий Милославский, или русские в 1612 году». Романы В.Т. Нарежного. Нравоописательный роман Ф.В. Булгарина. Пушкин и движение русской прозы. Значение прозы 1820-30-х гг. для Н. В. Гоголя и М. Ю. Лермонтова. Творчество М.Ю. Лермонтова. Ранние опыты (лирика, поэмы). Исповедальность и литературность; первые приступы к темам будущих «Демона» и «Мцыри». Жанровый и стилевой эклектизм. Лермонтов и кризис поэзии начала 1830-х гг. Поиски крупной формы для дебюта («Вадим»; «Маскарад»). «Смерть поэта» - неожиданное вхождение в литературу; жанровые особенности; значение стихотворения для судьбы Лермонтова и русской поэзии. Зрелая лирика: новые изводы элегии, баллады, сатиры, стихотворения на случай. «Песня про царя Ивана Васильевича…» и «Тамбовская казначейша»: история и современность в первых «зрелых» поэмах Лермонтова. Особенности историзма. Проблема Запада, Востока и России. «Мцыри» и «Демон» как последние образцы «романтических поэм»; традиция и ее переосмысление. «Герой нашего времени» и проза 1830-х гг. Композиция; жанры повестей, составивших роман; стиль прозы Лермонтова. Стихотворения 1841 г., незавершенная проза. Значение Лермонтова для формирования русской поэзии середины XIX (Н. П. Огарев, А. А. Фет, А. А. Григорьев, Я. П. Полонский, Н. А. Некрасов). Литературный путь Н. В. Гоголя; основные этапы. Бытописание, фольклор и романтические образцы в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Специфика и эволюция фантастики Гоголя. Композиция сборников «Миргород» и «Арабески». История и современность в восприятии Гоголя. Проблема художника. Комедия «Ревизор»: актуальная проблематика и философский план; поэтика; «Ревизор» и традиция высокой комедии. Мертвые души»: замысел; жанр; композиция; проблема современного героя; социальное и философское начала в «Мертвых душах»; особенности повествовательного стиля и их связь с образом автора. Работа над продолжением «Мертвых душ»; новые темы в сохранившихся фрагментах II тома, изменения в сюжетостроении, обрисовке персонажей, стиле; предполагаемый финал поэмы. «Шинель» - последняя повесть Гоголя; сходство и различия с гоголевскими повестями 1830-х гг.
  • Русская литература третьей четверти XIX века
    Поэзия в «прозаическую» эпоху. Ф.И. Тютчев. Архаические и романтические истоки поэзии; фрагментарность, недосказанность и семантическая многоплановость лирики Тютчева; натурфилософская, любовная, и историософско-политическая темы в поэзии Тютчева. А.А. Фет. Концепция поэзии у Фета. Пейзажная, философская, любовная лирика. «Спонтанность» лирического высказывания; «музыкальное» и «пластическое» в поэзии Фета. Канонизация поэзии Тютчева и Фета символистами. Русская поэзия середины XIX века: А.А. Григорьев, Я.П. Полонский и др. Поздние романтики и предвестники символизма: К. К. Случевский, А. Н. Апухтин А. К. Толстой: жанровая система поэзии Толстого; концепция русской истории и политическая позиция Толстого; юмор Толстого и творчество Козьмы Пруткова. Литературный путь Н.А. Некрасова; основные этапы. Проблема и «прозаизации стиха». Романизация и демократизация поэзии. «Бытовые» и «социальные» темы; урбанизм; эволюция крестьянской темы. Утопизм и скептицизм. Раздвоение романтического героя: «рыцарь на час» и революционер-страдалец. Авторефлексия. Лирико-эпический характер поэм Некрасова; фольклорные и литературные мотивы в поэме «Мороз, Красный нос». Замысел, состав и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо». «Последние песни» - подведение жизненных итогов. Новаторство Некрасова-стихотворца. Некрасов и Пушкин. Некрасов и поэты-современники. Некрасов и поэзия ХХ века. Драматургия А.Н. Островского. Быт «натуральный» и быт поэтизированный; язык Островского. Островский и литература 1840-х гг.: «Свои люди – сочтемся». Судьба «Банкрота», место физиологического очерка в становлении художественного мира Островского. Проблема литературной репутации. Пьесы «москвитянинского» периода; фольклорные мотивы в комедии «Бедность не порок»; переосмысление традиционных амплуа. «Доходное место» - пьеса эпохи гласности; испытание героя-резонера. «Гроза» - синтез социальной «пьесы жизни» и трагедии. Проблема жанра: «мещанская трагедия». Социальное и символическое в пьесе. Жанровые разновидности комедий конца 1860-х – начала 1870-х гг. От комедии к психологической драме. Драматургия эпохи Островского: общая характеристика трилогии А.В. Сухово-Кобылина. И.А. Гончаров. Смысловое единство романной трилогии в трактовке автора. «Обыкновенная история» и словесность 1840-х гг.; диалогический конфликт; социокультурное противостояние персонажей. «Обломов»: новый вариант диалогического конфликта. Проблема Востока и Запада в романе «Обломов». «Обрыв» - итоговое произведение Гончарова: современные проблемы. Жанровые особенности «Обрыва». «Обрыв» и антинигилистический роман. Литературный путь И.С. Тургенева; основные этапы. Жанровая, тематическая и стилевая разнородность «Записок охотника». Повести и драматургия первой половины 1850-х гг. Проблема «лишнего человека» и человека «нового». «Рудин» - первый опыт тургеневского проблемного романа. Роман и повесть в жанровой системе Тургенева: «Ася», «Дворянское гнездо», «Накануне». Любовь, страсть, долг, выбор в прозе Тургенева. «Отцы и дети»: позиции автора и героев. Стихия жизни и стихия смерти в романе. Литературные реакции роман. Мистические мотивы в прозе 1860-х гг.. «Дым» и «Новь»: особенности поэтики. «Senilia («Стихотворения в прозе») – опыт авторефлексии и подведения итогов. Тургенев и символизм. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»: история рукописи, идеология, прагматика. Автор, персонажи и потенциальные читатели. Претексты романа «Что делать?». Прошлое, настоящее и будущее в «Что делать?». Чернышевский и Набоков. Н.Г. Чернышевский и становление толстовской художественной оптики. «Разночинская проза» 1860-х гг: общая характеристика.
  • Русская литература последней четверти XIX века
    Проза М.Е. Салтыкова (Щедрина). Своеобразие поэтики: циклизация, соединение бытописания и сатиры, жанровые эксперименты. Щедрин и литература XIX-ХХ в. (А. П. Чехов, М. Горький, Ф. Сологуб, М. А. Булгаков). Литературный путь Ф. М. Достоевского; основные этапы. «Бедные люди»: полемическое переосмысление литературной традиции и новый сентиментализм; автор и герои. Проза конца 1840-х гг.: «Двойник». Проза начала 1860-х. «Записки из Мертвого дома»: социальная критика и поиски идеала. «Униженные и оскорбленные»: жанровое своеобразие и эстетические ориентиры. «Записки из подполья»: формирование образа «подпольного человека». Люди «идей» и их испытания; «газетная» современность, авантюрно-криминальные сюжеты; акцентуация социальных контрастов; обилие персонажей и их взаимоотражения; скрытая фантастичность; «реализм в высшем смысле». Романы "великого пятикнижия". Экспериментальная проза из «Дневника писателя». Литературный путь Л. Н. Толстого: основные этапы. Ориентация на традиции просветительской прозы и сентиментализма (Руссо, Стерн). Дневники как источники прозы. Остранение (В.Б. Шкловский) – неизменный принцип Толстого. Индивидуальное и обобщающее начала в «автобиографической» трилогии. Человек на войне в кавказских и севастопольских рассказах; психологическая сложность персонажей. Проблема «цивилизации»; поиски естественной жизни: «Люцерн», «Два гусара», «Три смерти», «Казаки». Поиски «большой формы»: «Казаки», «Семейное счастье». Незавершенность «Казаков» и «Декабристов». «Война и мир» и литература 1860-х гг. Жанровое своеобразие и сюжетная организация книги; мысль народная и мысль семейная; иерархия персонажей; история и частная жизнь; поиски и отказы от поисков; дом, род, круг, нация, мир; концепция войны и философия истории; полемика с Гегелем, образ Наполеона в контексте европейской историософии. Поиски Толстого начала 1870-х: народные рассказы; замысел романа о Петре и др. «Анна Каренина» - акцентировано современный роман. Семья – модель общества. Композиция: сюжетные линии и смысловое взаимодействие; общественно-политические темы в «семейном романе»; религия, церковь и поиски истины; значение VIII части; обретенная истина и открытый финал; «Исповедь» и «Анна Каренина». Отрицание сложившейся культуры и запрет осуждения как основы позднего творчества Толстого. Народные рассказы 1880-х гг. («Чем люди живы?», «Много ли человеку земли нужно?»). «Смерть Ивана Ильича». Тема безумия семейной жизни («Крейцерова соната», «Дьявол»). Мотив ухода из обыденной жизни: «Отец Сергий», «Посмертные записки старца Федора Кузмича», «Живой труп». «Воскресение»: соединение главных тем позднего Толстого в смысловое целое; значимость всякого случайного поступка; возможность воскресения; непротивление злу – ложное и истинное. Поздняя драматургия Толстого; отрицание традиционного и нового театра и освоение их уроков. Герои «воли» в конфликте с государством и обществом: Федя Протасов, Хаджи-Мурат. Особенности повествования позднего Толстого; жанровые эксперименты. Толстой и литература ХХ века. Н. С. Лесков. Разнообразие русской жизни в прозе Лескова. Доминирование малых повествовательных форм, циклизация. Литературная репутация Н.С. Лескова в 1860ые годы: роман «На ножах». Исторический факт, чужой текст, анекдот, предание, слух как источники сюжетов и повествовательной поэтики. Сказ, установка на звучащее слово. Стилистические эксперименты Н.С. Лескова и их трансформация в прозе ХХ века. Проза В.М. Гаршина. Испытания героя-идеалиста; человек и война; тема безумия. Гаршин и Чехов.
  • Русская литература начала ХХ века
    Литературный путь А. П. Чехова; основные этапы. Тематический диапазон и «предметный мир» ранней прозы. Влияние Л.Н. Толстого и спор с ним. «Остров Сахалин». Ироничная оценка идеологических доктрин, сословных и направленческих ценностей («Дом с мезонином», «Моя жизнь»). Поиски идеала и сомнения («Студент»). Принципиальная неопределенность авторской позиции, скептическая оценка персонажей. Поэтика финалов. Символика и подтекст. Итоговые рассказы. Поэтика прозы Чехова. Драматургия А.П. Чехова. Жанровая неопределенность «Чайки». Чехов и Художественный театр. Будущее и его недостижимость в «Трех сестрах»; общность и различие сестер Прозоровых. «Вишневый сад» как итог и предвестие; возможность социально-исторического и символического прочтений. Поэтика драматургии Чехова. Творчество Л.Н. Андреева. Натурализм и символизм. Символистские драмы. Андреев и революционные события 1900-х гг. Тема провокации в рассказе «Иуда Искариот». «Рассказ о семи повешенных» и проблема смертной казни. А.И. Куприн. Внимание к экзотическим «мирам» («народному», «одесскому», «военному»). Соединение натурализма и поэтичности. Литературный путь М. Горького до революции; основные этапы. Ницшеанство и натурализм в ранней прозе. Поэтизация босяков и отвержение «обывателей». Антиномия «ложь»/ «правда». «Мещане». «На дне». Поиски новой религии; социализм. «Мать»; евангельская символика; проблема вынужденного насилия. Многообразие русской жизни в цикле «По Руси» и автобиографической трилогии. Ориентация на трилогию Толстого. «Детство» и традиция изображения детства. Становление модернизма. Сборники «Русские символисты». Первые поэтические книги В.Я. Брюсова и К.Д. Бальмонта. Начало литературной деятельности Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, В. В. Розанова, Федора Сологуба. Значение философии и поэзии В.С. Соловьева для новой словесности. Рост известности «декадентов» в 1890-е – начале 1900-х гг. Старшие символисты в 1900-1910-е гг. Поэзия Брюсова: эстетическая и мировоззренческая отзывчивость; освоение западноевропейского литературного опыта; эстетизм; риторическое и версификаторское мастерство. Младшие символисты: А. А. Блок, Андрей Белый (Б. Н. Бугаев), В.И. Иванов. Роль поэзии, философии и личности В.С. Соловьева в творчестве Блока и Белого. Литературный путь Андрея Белого. Первые «Симфонии». Сборник «Золото в лазури». Белый и Блок. Андрей Белый и революция 1905 г. Сборники «Пепел» и «Урна». Белый и революция 1917 года; поэма «Христос Воскрес». Творчество Белого 1920-х – начала 1930-х гг.. Символистский роман: трилогия Мережковского «Христос и Антихрист»; «Огненный ангел» Брюсова, «Серебряный голубь» и «Петербург» Андрея Белого; «Мелкий бес» Ф. Сологуба. Литературный путь Блока. Трилогия «вочеловечивания». Лирический герой, его литературные и фольклорные проекции. «Стихи о Прекрасной Даме». Композиция и поэтика второго тома: урбанизм, демонизм и ирония. Драмы «Балаганчик» и «Незнакомка», их связь с лирикой второго тома. Блок и революция 1905 г. Состав третьего тома. Россия в поэтической мифологии Блока; история и современность. «Двенадцать» и статьи Блока о революции. Смерть Блока как литературный факт. Блок и поэзия ХХ века. Поэзия И.Ф. Анненского. Состав и композиция книги «Кипарисовый ларец», основные мотивы; Анненский и постсимволистская поэзия «Кризис символизма». Постсимволистские поэтические течения. Акмеизм. Литературный путь Н. С. Гумилева. «Огненный столп»; состав и композиция; семантическая многоплановость и система реминисценций. Смерть Гумилева как литературный факт. Поэзия М.А. Кузмина.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Модульная работа - 1
    При обнаружении плагиата (более 10%) модульные работы не проверяются; возможность пересдачи исключается
  • неблокирующий Модульная работа - 2
    При обнаружении плагиата (более 10% заимствований) модульные работы не проверяются; возможность пересдачи исключается
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен сдается в устной форме и представляет собой развернутый ответ студента на два вопроса по истории литературы изучаемого периода. Ответу предшествует устный тест на знание текста произведений. В случае, если тексты произведений не прочитаны, ответ на вопрос оценивается неудовлетворительно. Оценка ниже 4 округлению не подлежит.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Модульная работа - 1 + 0.25 * Модульная работа - 2 + 0.5 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Модульная работа - 1 + 0.25 * Модульная работа - 2 + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Егоров Б. Ф. - ОТ ХОМЯКОВА ДО ЛОТМАНА. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 272с. - ISBN: 978-5-534-07230-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ot-homyakova-do-lotmana-istoriya-russkoy-literatury-i-kultury-442158
  • Кривонос В.Ш. - История русской литературы XIX века (1800-1830): учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 424с. - ISBN: 978-5-9765-2311-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/70444
  • Под ред. Кормилова С.И. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА: ПРОЗА 1920-1940-Х ГГ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 174с. - ISBN: 978-5-534-07056-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-hh-veka-proza-1920-1940-h-gg-434276

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Линков В. Я. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА) 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 262с. - ISBN: 978-5-9916-9419-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-vtoraya-polovina-xix-veka-434145
  • Минералов Ю. И., Минералова И. Г. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1870-1890-Е ГОДЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 441с. - ISBN: 978-5-534-10686-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-1870-1890-e-gody-431289
  • Недзвецкий В. А., Полтавец Е. Ю. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1840-1860-Х ГОДОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 322с. - ISBN: 978-5-534-09544-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-1840-1860-h-godov-434120
  • Соколов А. Г. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА 5-е изд. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 501с. - ISBN: 978-5-9916-2810-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-konca-xix-nachala-xx-veka-425272