• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Философия

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс представляет собой введение в философию, приглашение к совместной рефлексии над вопросами о происхождении мира, о сущности бытия и человека. От фундаментальных философских вопросов о том, что такое знание, познание, понимание, какова природа чисел, что считать прекрасным, а что безобразным, что такое свобода воли и т.д., мы перейдем к вопросам, которые остро встают в связи с бурным развитием технологий, - вопросам, связанным с цифрой, с мышлением машин, с природой коммуникации и информации, этическими проблемами биотехнологий и экологии. По ходу изучения материала, студенты познакомятся с основными вехами в истории философии, ключевыми философскими идеями и авторами, чьи концепции радикальным образом повлияли на трансформацию представлений человека о мире и о самом себе. ДОЦ "Философия" предполагает кластерность, то есть программа курса варьируется от одной группы образовательных программ к другой, объединенных по принципу тематического родства. Структура курса для каждого отдельного кластера включает базовую и вариативную части. Базовая часть едина и обязательна для студентов всех входящих в конкретный кластер образовательных программ. Содержание вариативной части зависит от специфики направлений подготовки конкретной семинарской группы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создание теоретической базы для формирования гуманистически ориентированного современного мировоззрения.
  • Уяснение методологической роли философского знания.
  • Ознакомление с основными философскими проблемами, как традиционными, так и современными.
  • Повышение логической культуры, развитие навыков критического мышления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает историю возникновения и основные этапы развития философии.
  • Студент знает основные категории философии, формы и методы познания, их эволюцию.
  • Студент знает основные методологические подходы, сложившиеся в философской области знания.
  • Студент знает основные направления современной философии.
  • Студент знает основные положения наиболее значимых философских концепций.
  • Студент понимает смысл и назначение философии, ее место и роль в обществе.
  • Студент умеет распознавать философские проблемы и стратегии их разработки.
  • Студент способен критически оценивать явления социальной реальности.
  • Студент способен корректно использовать полученные знания для формирования личностной стратегии духовно-интеллектуального развития, в различных формах деятельности и межкультурной коммуникации, в своей профессиональной сфере.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Кластер "Математика" (онлайн-курс: "Философия: расширенный курс"; ОП: "Математика, Совместный бакалавриат НИУ ВШЭ и ЦПМ")
    Семинар 1. Историческое и методологическое введение Проблема первоначала в античной философии. Платон – онтология и теория познания. Аристотель – критика теории идей, физика (учение мире, движении, элементах) и теология (неподвижный движитель). Средние века – преодоление аристотелевской научной парадигмы (Роберт Гроссетест, Николай Орем). Семинар 2. Особенности эпохи Возрождения. Антропоцентризм Хронологические рамки и характеристики эпохи Возрождения. Значение терминов «гуманизм», «Возрождение». Появление нового типа европейского интеллектуала. Учение о человеке как об общественном животном. Философский синтез Пико делла Мирандола (1453—1494). Учение Пико делла Мирандола о достоинстве человека. Семинар 3. Политическая философия эпохи Возрождения Трансформация классического учения о политике в политической философии эпохи Возрождения. Политический реализм Макиавелли. «Утопия» Томаса Мора. Концепция государства как инструмента принуждения. Семинар 4. Философское значение Реформации и Контрреформации Мартин Лютер (1483—1546) и его доктрина оправдания верой (sola fide), возвращение к Священному Писанию (sola scriptura). Спор Лютера с Эразмом Роттердамским о свободе воли. Семинар 5. Новоевропейский скептицизм «Пирронистский кризис» XVI в. «Апология Раймунда Сабундского» Монтеня и его защита скептицизма в философии. Семинар 6. Развитие экспериментального и математического естествознания Характеристика Научной революции как исторического периода. Этапы Научной революции: астрономическая революция XVI в., математическое естествознание Галилея и Декарта, эмпиризм Бэкона, математическая физика Ньютона. Математизация природы. Научный эксперимент и его отличие от наблюдения и обыденного опыта. Семинар 7. Философия Р. Декарта Учение Декарта о методе. Проблема методического сомнения. Формула cogito ergo sum. Концепция мышления. Учение об идеях. Проблема существования. Душа и тело в философской системе Декарта. Учение об аффектах и этика. Семинар 8. Рационализм XVII века Философский синтез Бенедикта Спинозы (1632—1677). Учение о Боге, или субстанции. Субстанция и ее познаваемые атрибуты. Учение Спинозы о человеке. Проблема свободы и необходимости в философии Спинозы. Философский синтез Лейбница (1646—1716). Учение Лейбница о Боге и идея творения. Учение о Боге как теодицея. Учение о монадах. Семинар 9. Теория познания в учении Локка, Беркли и Юма Учение Локка о чувственном опыте. Структура человеческого опыта. «Внутренний» и «внешний» опыт, «идеи» простые и сложные. Учение Локка о личности, о значении языка. Номинализм Беркли. Идеи как объекты знания. Проблема существования материального мира. Принцип esse est percipi. Радикальный эмпиризм и скептицизм Юма. Структура чувственного опыта: впечатления и идеи. Критика понятия субстанции. Семинар 10. Теории общественного договора Теория общественного договора. Сходства и различия теории ОД у Т. Гоббса и Дж. Локк. «Левиафиан» и «Два трактата о правлении». Договорный характер власти. Теория разделения властей у Дж. Локка. Семинар 11. Философия французского Просвещения Руссо. Философия Просвещения, ее основные идеи: разум и природа, эмансипация человеческой природы, популяризация научных знаний. Либерализм и деизм. Утверждение идеи всемирно-исторического прогресса. Кризис Просвещения. Семинар 12. Философия немецкого Просвещения. Иммануил Кант «Критика чистого разума». Как возможна метафизика в качестве науки? Синтетические суждения a priori. «Коперниканский переворот». Чувственное созерцание и рассудочное мышление. Категории рассудка. Трансцендентальная дедукция категорий. Трансцендентальный схематизм. Трансцендентальная апперцепция. Идеи чистого разума. Антиномии чистого разума. Критика практического разума. Критика способности суждения.
  • Кластер "Естественные науки" (онлайн-курс: "Основы философии: о чем спорят философы сегодня"; ОП: "Клеточная и молекулярная биология")
    Семинар 1. Индукция. Теория и эксперимент. Научный метод Проблема индукции и ее решение К. Поппером. Верификация и фальсификация. Проблема демаркации научного знания. Функции и структура научной теории. Наблюдения, измерение и эксперимент. Эмпирические объекты и теоретические понятия. Теоретическая нагруженность наблюдений. Гипотетико-дедуктивная модель. Недоопределенность теории опытом. Семинар 2. Научное объяснение. Научный реализм Эмпиризм и рационализм об источниках достоверного знания. Тезисы позитивизма. Проблема реальности ненаблюдаемых объектов. Три тезиса научного реализма и их критика. Пессимистическая мета-индукция. Дедуктивно-номологическая модель. Модели физические и математические. Семинар 3. Эволюция научного познания. Конкуренция теорий Сравнение моделей эволюции науки. Теория научных революций Куна. Парадигма или дисциплинарная матрица. Несоизмеримость парадигм и теорий. Эволюция философских оснований физических парадигм: механистической, классического поля, релятивисткой и квантовой. Критерии выбора конкурирующих теорий. Критерии научности и псевдонаука. Большие данные и научный метод. Семинар 4. Философия биологии Происхождение жизни. Сущность жизни. Целесообразность в развитии форм жизни. Витализм и его критика. Биология как мост к социальным и гуманитарным наукам. Семинар 5. Философия медицины Взаимосвязь философии и медицины. Философствующие врачи и врачи-философы. Особенности врачевания в Древнем мире. Доказательная медицина и клиническое мышление. Философские категории в медицине (сущность и явление, общее и единичное, структура и функция, причина и следствие, качество и количество). Системный подход в медицине. Проблемы нормы, здоровья и болезни. Различные трактовки здоровья. Семинар 6. Биоэтика Причины возникновения биоэтики. Статус биоэтики. Два направления в биоэтике (экологическое и медицинское). Основные вопросы биоэтики (генетическая инженерия, клонирование, аборты, эвтаназия, права пациентов, модицикации человеческого тела (конструирование человека), усиление возможностей человеческого организма (human enhancement), донорство органов и т.д.), основные принципы (автономия, творение добра, справедливость, человеческое достоинство и т.д.). Семинар 7. Социобиология Предмет социобиологии. Эусоциальность сообществ живых организмов. Выгоды социального образа жизни. Семинар 8. Философские проблемы пространства Эволюция философских представлений о пространстве и эфире. Локальность, принципы дальнодействия и близкодействия. Принципы относительности А. Эйнштейна и влияние Э. Маха. Поле вместо тяготения. Смысл уравнения Эйнштейна. Отличия философских оснований СТО и ОТО от механистической парадигмы. Семинар 9: Философские проблемы времени Характеристики времени: длительность, направленность, однородность, делимость, вечность. Презентизм, этернализм и блок-вселенная. Обратимость законов физики и необратимость явлений. Проблема направленности различных «стрел времени». Разное понимание времени в специальной и общей теории относительности, в квантовой теории, в космологии и термодинамике. Семинар 10. Как квантовая механика меняет наше отношение к реальности? Что такое квантовое состояние. Смысл постулатов квантовой механики. Корпускулярно-волновой дуализм. Проблема измерения и «коллапса» волновой функции. Спор Эйнштейна и Бора о природе квантовой реальности. Природа квантовой нелокальности и запутанности. ЭПР-парадокс и «Кот Шредингера». Три проблемы квантовой причинности. Семинар 11. Математика и физика Соотношения моделей математических и физических. Отличие чистой математики, прикладной математикой и физики. Апории Зенона и бесконечная делимость пространства, времени и материи. Необъяснимая эффективность математики в естественных науках. Семинар 12. Философские проблемы математики Философские программы в математике. Разные взгляды на реальность математических объектов. Проблема бесконечности и теория множеств
  • Кластер "Юристы, социологи, политологи, ГМУ, психологи" (онлайн-курс: "Философия: расширенный курс"; ОП: "Социология", "Юриспруденция", "Юриспруденция: частное право", "ГМУ")
    Семинар 1. Что такое философия? Предмет и назначение философии Сущность и назначение философии. Предмет философии. Природа философского знания. Соотношение философии и мировоззрения. Соотношение философии и науки. Философия как особый тип знания и особый тип духовной деятельности. Семинар 2. Философия Древнего Востока Начала философского мышления: путь от мифа к логосу. Человек в культуре Древнего Востока. Философия Древней Индии. Основные философские школы. Конфуций и конфуцианство, Лао-Цзы и даосизм, буддизм. Семинар 3. Античная философия. Платон и Аристотель Философия Платона: мир идей и мир вещей. Платоновское учение о государстве. Аристотель как энциклопедист античности. Учение о четырех причинах. Человек как общественное животное. Учение о государстве. Семинар 4. Средневековая философия. Проблема веры и знания. Проблема доказательства бытия Бога. Стоицизм Средневековая европейская философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. Два типа ортодоксальной философии: Августин Блаженный и Фома Аквинский. Спор об универсалиях: номинализм и реализм. Семинар 5. Макиавелли как политический философ Проблема установления нового политического порядка в философии Никколо Макиавелли. Макиавелли как политический философ. Добродетели государя. Проблема власти и насилия, цели и средств ее осуществления Идеальные формы правления. Проблема общего блага и блага государства. Семинар 6. Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм Спор эмпириков (Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм) и рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза, Ф.В.Г. Лейбниц). Фрэнсис Бэкон как родоначальник английского материализма и опытной науки Нового времени. Р. Декарт и его учение о методе. Дуализм. Семинары 7-8. Политическая философия Нового времени и Просвещения Проблема отношения личности и государства и развитие теории общественного договора. Теория естественного права и общественного договора в работе Т. Гоббса «Левиафан». Социально-политическая концепция Дж. Локка. Семинар 9. Философия Канта. Просветительские идеи и этика Докритический и критический периоды творчества Канта. Вещь-в-себе. Априорное и апостериорное. Трансцендентальное и трансцендентное. Пространство и время как априорные формы чувственности. Рассудок и разум. Антиномии чистого разума. Этика долга. Кант как просветитель. Семинар 10. Политическая философия марксизма Контекст жизни и деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксизм как практическая философия. Материалистическое понимание истории. Классы и классовая борьба. Коммунистический проект. Пролетарская революция. Движение к бесклассовому обществу. Семинар 11. Философия иррационализма. Философия жизни Философия жизни как стремление философии постичь иррациональное: волю, веру, жизнь. Учение А. Шопенгауэра о мире как воле и представлении. Иррационализм А. Шопенгауэра. Этика Шопенгауэра. Философия жизни Ф. Ницше. Воля к жизни и к самоутверждению как начало существования. Идея сверхчеловека. Критика христианства. Интуитивизм А. Бергсона. Концепция жизни как целостности. Семинар 12. Философская антропология XX века Философская антропология как течение западноевропейской мысли XX века: М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен, Э. Кассирер. Место человека в космосе. Проблема духа. Родовая сущность человека и его цивилизационные типы. Семинар 13. Экзистенциализм Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю) о сущности и существовании, преодоления отчуждения и обретения смысла бытия. «Подлинное» и «неподлинное» существование, «пограничная ситуация», проблема свободы Семинар 14. Философия XX века Разнообразие течений философии XX века (психоаналитическая философия, философия прагматизма, феноменология, герменевтика, постмодернизм, структурализм, новый гуманизм). Психоаналитическая философия. Фрейдизм и неофрейдизм (К. Юнг, А. Адлер, К.Х орни, Э. Фромм). Социальный гуманизм Э.Фромма. Постмодернизм 80-90-х годов ХХ века и поиски новой модели рациональности. Мультикультурализм. Семинар 15. Проблемы российского политического сознания Гуманистические и либеральные идеи в общественно-политическом дискурсе XIX-XX веков (Б.Н. Чичерин, С.Л. Франк, Ф.А. Степун, П.Р. Милюков, А.И. Солженицын, А.Д. Сахаров и др.)
  • Кластер "Реклама, медиа, дизайн, урбанисты" (онлайн-курс: "Философия: расширенный курс"; ОП: "Реклама и связи с общественностью", "Журналистика", "Медиаком", "Мода", "Дизайн", "Современное искусство")
    Семинар 1. Дизайн и философия: постановка проблемы Дизайн с точки зрения философии. Что такое «проект»? «Проективный» и «подчиняющий» дизайн (фон Боррис). Философия дизайна В. Флюссера. Дизайн мира и дизайн себя. Роль дизайна в современной культуре. Политическое и моральное измерения дизайна. Семинар 2. Что значит мыслить политически? Политическое измерение дизайна (продолжение). Концепция (проект) идеального города от Платона от сегодняшнего дня. Власть и легитимность. Утопия и эмансипация. Феминизм. Кейс 1: феминизм в рекламном дизайне. Кейс 2: «Паноптикон» Бентама, философские и политические принципы его дизайна (по М. Фуко). Семинар 3. Стоицизм и вопрос о смысле жизни Жизнь как проект. Вопрос о моральном отношении к себе, к другим и к миру. Кейс: Марк Аврелий, «Размышления». Что такое стоическое отношение к жизни? Является ли душевное равновесие этическим идеалом? Понятие судьбы. Идеал (проект) бесстрастия. Место человека в космосе. План жизни и космический план. Семинар 4. «Время – деньги»: капиталистический идеал личности и общества Капитализм: основные черты. Существуют ли капиталистические добродетели? Частные это добродетели или общественные? Идеалы личного труда, общественного прогресса и свободного рынка. Кейс 1: «Моральные добродетели» Бенджамина Франклина и его лозунг «время – деньги». Кейс 2: лозунг “do what you love”, его политические и этические стороны. Семинар 5. Марксизм и отчуждение Анализ отчужденного труда у Маркса в контексте промышленной революции и фабричного труда 19 века. Экзистенциальное толкование отчуждения у Фромма. Отчуждение от труда и от себя сегодня. Кейс: дизайн фабричного и офисного пространства 19-21 вв. Семинар 6. Фрейд и фрейдизм в культуре 20-21 вв. Понятие бессознательного и анализ сновидений. Структура психики по Фрейду: «Я», «сверх-Я» и «Оно». Что считать «мной»? «Оговорка по Фрейду». Понятие табу. Эдипов комплекс. Кейсы: фрейдистские темы в современной поп-культуре, кино и т.п. Семинар 7. Этика и политика искусственного интеллекта Проблема слежки (surveillance): этические и политические аспекты. Искусственный интеллект и проблема неравенства. Кейсы: этичность использования ИИ в повседневном городском пространстве для выявления «подозрительных» лиц. Всеобщая автоматизация и безусловный базовый доход. Желателен ли мир без труда? Трансгуманизм как этическая проблема. Семинар 8. Антропоцен и экологическая онтология и этика Этика окружающей среды как философское направление. Понятие антропоцена и вопрос о месте человека на планете в современной мысли. Может ли лес мыслить? Почему важно сохранить антропологическое разнообразие и биоразнообразие? Каким должно быть отношение человека к Земле и к многообразию человеческой жизни на земле? Ресурсное мышление как проблема. «Экологичность» мышления, «экологичность» среды.
  • Кластер "Гуманитарии и востоковеды" (онлайн-курс: "Философия: расширенный курс"; ОП: "История искусств", "Востоковедение", "Культурология", "Филология", "Фундаментальная и компьютерная лингвистика")
    Семинар 1. Предмет, функции и структура философского знания Возникновение философии, основные этапы ее развития. Этимология слова "философия". Возможные подходы к определению философии. Основные разделы философии. Функции философии. Отличие философии от науки, религии, искусства. Ценность философии. Семинар 2. Восточные (незападные) философии Что такое предфилософия? Западная философия и восточные философии. Соотношение восточных философий с локальными религиозно-мифологическими системами. Предфилософские вопрошания. Ведийский корпус и зарождение индийской мысли. Упанишады. Брахманизм. Карма, сансара, освобождение как ключевые понятия древнеиндийской мысли. Ортодоксальные "брахманские" и неортодоксальные "кшатрийские" школы (буддизм и джайнизм). Зарождение китайской мысли и даосизм. Конфуцианство. Семинар 3. Досократики Проблема начала сущего. Натурфилософия милетской школы. Гераклит: учение о логосе. Пифагор и пифагорейцы: учение о числе и культурная традиция. Парменид: учение о бытии. Апории Зенона. Семинар 4. Платон Антропологический поворот: смещение интереса от бытия к человеку. Этический рационализм Сократа. Онтология Платона: мир эйдосов и мир вещей. Миф о пещере. Проблема познания (анамнесис). Знание и мнение. Учение о душе. Концепция идеального государства. Семинар 5. Аристотель Критика онтологии Платона. Учение о четырех причинах. Движение, его источник и цель. Учение о перводвигателе. Телеологизм. Учение о душе. Этика. Семинар 6. Декарт Рационализм и эмпиризм. Интеллектуальное становление Декарта и его отношение к предшествующей традиции. Радикальное сомнение и его методическое предназначение. Cogito ergo sum. Учение о двух субстанциях. Доказательства существования Бога. Аргументация в пользу возможности иметь достоверное знание о мире. Семинар 7. Гоббс, Локк, Руссо Понятие естественного состояния. Понятие гражданского состояния. Учения Гоббса, Локка, Руссо о естественном и гражданском состояниях. Семинар 8. Кант "Коперниканский переворот". Пробуждение от догматического сна, роль Юма. Понятия априорного и апостериорного, синтетического и аналитического. Чистая математика, чистое естествознание. "Критика чистого разума" как обоснование возможности априорных синтетических суждений. Пространство и время как априорные формы чувственности. Категории рассудка. Идеи чистого разума. Антиномии чистого разума. Критика доказательств существования Бога. Формулировки категорического императива. Отличие категорического императива от золотого правила нравственности.
  • Кластер "Программисты и инженеры" (онлайн-курс: "Основы философии: о чем спорят философы сегодня"; ОП: "Компьютерная безопасность")
    Семинар 1. Понятие науки, особенности научного знания Наука как предмет философского исследования; основные признаки научного знания. Наука как система методов и процедур. Дедукция в научном исследовании. Проблема истинных посылок; техники и процедуры логического вывода. Индуктивная логика и статистика. Вероятность и научная методология. Эксперимент в научном исследовании. Использование гипотез в научном исследовании. Наиболее распространенные ошибки в аргументации и умозаключениях. Факт, проблема, гипотеза и теория как формы научного знания. Семинар 2. Наука в системе культуры Соотношение естественно-научной и гуманитарной культур. Наука и миф, наука и религия, наука и мораль, наука и искусство, наука и общество, наука и техника. Семинар 3. Классические и современные концепции философии науки Позитивизм Огюста Конта («первый позитивизм»). Ключевые понятия: позитивное знание, позитивная философия, классификация научных дисциплин, научно-технический прогресс как условие социального прогресса, закон трёх стадий исторического развития. Философия науки в неопозитивизме (= аналитическая философия, логический атомизм). Ключевые понятия: верифицируемость высказываний, атомарный факт и протокольное высказывание, различение "осмысленных" и "бессмысленных" суждений; языковые игры. Философия науки в пост-позитивизме: Карл Раймунд Поппер. Ключевые понятия: фальсифицируемость как принцип демаркации научных и ненаучных высказываний, пробабилизм, фаллибилизм, "эпистемологический дарвинизм". Философия науки Томаса Куна. Ключевые понятия: научная парадигма, научное сообщество, научная революция; «нормальная» и «аномальная» наука, роль «аномальных фактов» в развитии научного знания. Философия науки Имрё Лакатоса. Ключевые понятия: научно-исследовательская программа; структурные компоненты научно-исследовательской программы: твёрдое ядро, негативная эвристика, позитивная эвристика; критерии успешности научно-исследовательской программы, по Лакатосу. Философия науки Поля Фейерабенда. Критика концепции научного метода. Принцип пролиферации идей и метод контриндукции. Принцип anything goes. Анализ соотношения науки и мифа, науки и политики, науки и системы образования в современном мире. Выводы Фейерабенда. Бруно Латур: акторно-сетевой метод анализа научных сообществ. Семинар 4. История науки и исторические типы научной рациональности: Древний мир Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции. Наука и прото-наука в цивилизациях Древнего Востока: математические и астрономические знания в Египте и древнем Междуречье. Древняя Греция и формирование культуры рационально-критического мышления: Пифагорейский союз и рождение теоретической математики; Аристотель и его классификация наук, проблема возможности математического естествознания; принципы аристотелевской физики, космологическая модель Аристотеля и Клавдия Птолемея, значение этих принципов для естествознания античности, средневековья и раннего Нового времени, «математический реализм» в античности и в науке раннего Нового времени; Архимед, Герон Александрийский и развитие античной механики; александрийский Мусейон как одна из первых форм организации полидисциплинарного научного сообщества; биологические и медицинские знания в античности: школы Гиппократа и Галена. Семинар 5. Философия и история науки Нового Времени Френсис Бэкон, программа эмпирических наук и индуктивная методология. Рене Декарт: четыре метода научного познания и дедуктивная методология науки. Галилео Галилей, разрушение аристотелевской картины мира и создание математизированного естествознания. Классическая механика Исаака Ньютона как аксиоматическая научная теория. Семинар 6. От классического типа научной рациональности к неклассическому Кризис научного естествознания на рубеже XIX-XX вв. Каковы его причины? Как повлияли на этот кризис результаты экспериментов Майкельсона и Морли, открытие рентгеновских лучей, фотоэффекта, аномального смещения перигелия Меркурия, доказательство фотометрического парадокса? Появление неклассических научных теорий (1892(89)-1905 гг.). Сокращения Лоренца и Фицджеральда и специальная теория относительности Эйнштейна. Макс Планк и понятие «элементарного кванта действия». В чём принципиальная новизна этих теорий? Чем отличается трактовка пространства, времени и материи, принятая современной релятивистской наукой, от классико-механистической? Каковы теоретические принципы и эмпирические основания общей теории относительности? Что такое гравитационная нестационарность А.А. Фридмана и как жить во Фридмановской Вселенной? Некоторые «странности» квантовой механики. Что такое принцип дополнительности Нильса Бора и принцип соотношения неопределённостей Вернера Гейзенберга? Как трактуются понятия детерминированности и случайности в квантовой механике? Чем тип научной рациональности, предложенный квантовой механикой, принципиально отличается от классического?
  • Кластер "Экономика, менеджмент" (онлайн-курс: "Философия: расширенный курс"; ОП: "Мировая экономика")
    Семинар 1. Специфика философского знания. Философия в системе картин мира человечества Философия в системе культуры. Философская картина мира и научная картина мира: родство и различие; научно и вненаучно ориентированные типы философии, проблема научности философского мировоззрения. Философия и нравственность. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и политика. Семинар 2. Становление философской проблематики. Философия античного мира. Досократики Античное общество и его культура. Основные школы древнегреческой философии и круг решаемых ими проблем. Основные категории античной мысли: Космос, Логос, Эйдос, Душа, Судьба. Первые попытки исследовать природу: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Пифагориеизм и числовая символика в истории культуры. От Ксенофана до Гераклита. Апории Зенона, или Почему наблюдаемая реальность расходится с принципами мышления? Первая атомистическая теория. Как к ней можно было прийти? Софисты - учителя красноречия и философы. Семинар 3. Классический период Античной философии. Эллинизм Сократовская традиция. Учение Платона об эйдосах. Смысл «мифа о пещере». Социально-политические взгляды Платона. Аристотель: Логика и учение о сущности, этика и риторика. Философия эллинизма и поздней античности. Киники. Скептики. Эпикурейцы. Стоики. Философия в Древнем Риме. Семинар 4. Философия Средних веков Эпоха Средневековья и ее отражение в философской мысли. Теология и филосо¬фия. Креационизм и принцип откровения. "Патристика" - учение Августина о Боге, мире, человеке, знании и вере, добре и зле, грехе и спасении, смысле истории. Основные проблемы схоластической философии - вера и разум, универсалии, доказательства бытия Бога. Номинализм и реализм. Философско-теоретический синтез Фомы Аквинского. Семинар 5. Философия Возрождения Философия Возрождения: понятие, периодизация, основные черты. Макрокосм: развитие представлений о Вселенной. Микрокосм: развитие представлений о человеке. Пико дела Мирандолла о свободе и достоинстве человека. Социально – утопические учения Т. Мора и Т. Кампанеллы. Политическое учение Н. Макиавелли. Семинар 6. Основная проблематика философии Нового времени Эпоха Нового времени: механистическая картина мира и автономизация философского знания. Философия природы и учение о субстанции. Субъективный идеализм Дж.Беркли. Гносеология проблематика: субъект и объект, опыт и разум, индукция и дедукция, анализ и синтез. Программа эмпиризма и рационализма. Становление идей европейского либерализма ("автономия личности", "неотчуждаемые права и свободы человека", "правовое государство" и "гражданское общество"). Семинар 7. Немецкая классическая философия Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской классики. Главные проблемы и задачи, их решение. Трансцендентализм философии И.Канта. Морально-практическая философия И.Канта. Влияние философии Канта на мыслителей XIX - XX вв. И.Г. Фихте: три основоположения философии как наукоучения. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика как универсальная теория и метод познания "Дух", "разум", "мышление", "идея" как фундамен¬тальные понятия. Создание диалектической логики как диалектики самодвижения понятий. Проблемы морали, права, гражданского общества и государства в философии истории Г.Ф.Г. Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Семинар 8. Философия ХIХ и ХХ века: основные направления Специфика неклассической философии и ее основные направления. Философия жизни как стремление философии постичь иррациональное. Иррационализм и философия жизни. А.Шопенгауэр и С.Кьеркегор - основоположники иррационализма. Программа "переоценки всех ценностей" Ф.Ницше, проблема "воли к власти" и идеала "сверхчеловека". Учение о творческой эволюции А.Бергсона. Экзистенциализм о сущности и существовании, преодолении отчуждения и обретении смысла бытия. Феноменология как метод анализа интенциональных структур чистого сознания. Семинар 9. Развитие философской мысли в России Основные этапы и типологические особенности русской философии ХIХ-ХХ века. Русский религиозно-философский ренессанс начала ХХ века. В.С.Соловьев: философия всеединства, идея "богочеловечества". Софиология. Русский космизм. Экзистенциально-религиозная философия Н.А.Бердяева и Л. Шестова. Философия М. Мамардашвили и А.М. Пятигорского. Современное состояние философской мысли в России. Семинар 10. Этика Этика, мораль, нравственность. Добродетель и знание. Субъективизм и объективизм в этике: как мы познаем моральные ценности? Проблема несовпадения сущего и должного. Можно ли рационально обосновать моральные ценности? Моральный релятивизм. Гедонизм и утилитаризм. Возможен ли альтруизм? Современные направления в этике.
  • Семинар 11 (только экономисты). Философия экономики: предмет, задачи, история Что есть философия экономики: философия хозяйства, экономическая методология, или философские проблемы экономики? Философия экономики как научное междисциплинарное направление, исследующее наиболее фундаментальные, базисные, метафизические вопросы развития экономики. Задачи философии экономики. Философия экономики и экономические науки: экономическая теория, политическая экономия, история экономики и другие. Краткая история экономической мысли: основные школы и идеи. Семинар 12 (только экономисты). Марксистское учение о способе производства и теория стадий экономического роста Понятие способ производства в экономическом и социально-философском учении К. Маркса. Структура способа производства: производительные силы и производственные отношения. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Теория стадий экономического роста. Основные особенности перехода от аграрного к индустриальному обществу и от индустриального – к постиндустриальному обществу. Проблема информационного общества. Сравнительный анализ учения о способе производства и теории стадий экономического роста: оценка роли в развитии экономики политики, права и науки. Семинар 13 (только экономисты). Теория общественно-экономических формаций К. Маркса Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – ключевое понятие марксистской политэкономии и философии истории. Структура ОЭФ: базис и надстройка, отношения между ними. Проблемы смены одной ОЭФ другой, специфика перехода от капиталистической к коммунистической ОЭФ по К. Марксу и В.И. Ленину. Основные достоинства и недостатки теории ОЭФ. Степень соответствия этой теории развитию мировой экономики и истории человеческого общества. Изживает ли себя капитализм? Коммунистическое общество – далекая перспектива развития человечества или очередная утопия об устроении «царства божьего» на земле? Семинар 14 (только экономисты). Теория локальных цивилизаций и мир-системный анализ истории Понятие цивилизации, ее критерии. Учение о локальных цивилизациях как альтернатива представлениям об универсальном характере мировой истории. Роль экономики в развитии цивилизаций. Основные достоинства и недостатки теории локальных цивилизаций. Будущее человечества: создание глобальной цивилизации, взаимодействие региональных цивилизаций или столкновения между ними? Мир-системный подход к истории, его специфика. Понятия мини-системы и мир-системы, мир-экономики и мир-империи. Структура мир-системы: ядро, полупериферия и периферия. Основные достоинства и недостатки мир-системного анализа. Где будет находиться экономический центр Мир-Системы в XXI веке?
  • Семинар 11 (только менеджеры). Философское учение о бытии Проблема бытия. Онтология как учение о бытии. Главные характеристики бытия. Бытие и ничто. Проблема реальности. Представления о пространственно-временной структуре реальности. Эволюция представлений о пространстве и времени. Существование внешнего мира. Семинар 12 (только менеджеры). Человек, его природа и смысл бытия Учение о человеке в системе философского знания. Человеческое бытие. Проблема Другого. Духовно-экзистенциальные и ценностные аспекты и проблемы чело-веческого бытия: жизни и смерти, эроса и танатоса, добра и зла, судьбы, любви, одиночества, счастья, смысла жизни. Семинар 13 (только менеджеры). Философия сознания. Проблема искусственного интеллекта: может ли машина мыслить? Проблема сознание – тело и основные подходы к ее решению. Теория тождества, физикализм. Функционализм и искусственный интеллект. Семинар 14 (только менеджеры). Философия морали. Этические проблемы в профессиональной деятельности менеджера Природа и сущность этики, проблемы и возможности формирования нравственного поведения. Этика пользы (теория утилитаризма И.Бентама). Этика долга (деонтическая этика, категорический императив И.Канта). Этика справедливости: понимание справедливости (эгалитаризм, «капиталистическая» справедливость, «коммунистическая» справедливость, теория справедливости Дж.Ролза). Роль нравственного климата в фирме. Этика власти и подчинения. Корпоративная и профессиональная этика.
  • Примечание: преподаватели могут менять содержание и очередность представленных тем, исключать те или иные из представленных тем, а также добавлять новые темы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    0,4 оценки - работа на семинарах, включая устную и письменные части, на усмотрение преподавателей; 0,3 оценки - итоговая контрольная работа, состоящая из (1) тестовых заданий по всему курсу, включая онлайн-курсы базовой и вариативной части, а также материал “живых” лекций в тех случаях, где они предусмотрены, а также, на усмотрение преподавателя, мини-эссе, и/или (2) одного большого или двух мини-эссе по темам курса.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Античная философия : энцикл. слов., Гайденко, П. П., 2008
  • Антология мировой философии. Т.1, Ч.1: Философия древности и средневековья, Соколов, В. В., 1969
  • Антология мировой философии. Т.2: Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения, Соколов, В. В., 1970
  • Антология мировой философии. Т.3: Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в., Нарский, И. С., 1971
  • Антология мировой философии. Т.4: Философская и социологическая мысль народов СССР XIX в., Богатов, В. В., 1972
  • Введение в философию, Джеймс, У., 2000
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., Кротов, А. А., 2008
  • История философии. Кн.1: Древний мир. Античность, Грядовой, Д. И., 2009
  • История философии. Кн.2: Средние века. Возрождение. Новое время, Грядовой, Д. И., 2014
  • История философии. Кн.3: Европейское просвещение. Иммануил Кант, Грядовой, Д. И., 2014
  • Как я понимаю философию, Мамардашвили, М. К., Сенокосова, Ю. П., 1992
  • Предположения и опровержения : рост научного знания, Поппер, К. Р., Никифорова, А. Л., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Западная философия от истоков до наших дней. Кн.1: Античность, Реале, Д., Антисери, Д., 1994
  • Западная философия от истоков до наших дней. Кн.2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли), Реале, Д., Антисери, Д., 1994
  • Западная философия от истоков до наших дней. Кн.3: Новое время (От Леонардо до Канта), Реале, Д., Антисери, Д., 1996
  • История философии Древнего мира : учебник для вузов, Чанышев, А. Н., 2005
  • Наша математическая Вселенная : в поисках фундаментальной природы реальности, Тегмарк, М., Сергеева, А., 2017
  • Немецкая классическая философия, Гулыга, А. В., 2001
  • Путь к реальности, или Законы, управляющие Вселенной, Пенроуз, Р., Логунова, А. Р., 2007
  • Что такое философия?, Ортега-и-Гассет, Х., Киссель, М. А., 1991