• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История русского языка

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Задачей курса «История русского языка» является создание целостного представления об истории и эволюции русского языка, формирование необходимого видения динамики его современного состояния. История языка, представленная как теория его развития, прослеживается на большом отрезке времени, и в рамках курса мы изучаем тысячелетнюю историю древнерусского – старорусского – современного русского языка в последовательном развертывании его категорий и форм. Значение курса «История русского языка» состоит в системном представлении изменений языковых форм и преобразований грамматических категорий, которые определялись как внутрисистемным развитием самого языка, так и влиянием условий социальной, культурной и духовной жизни народа. Курс также знакомит с процессами, связанными с происхождением русского литературного языка, основными этапами его формирования, становления и функционирования. Материалы курса являются основой для понимания системы и для изучения современного русского, родственных славянских языков, формируют способности к интерпретации и филологическому анализу текстов, а также умению объяснять факты современного русского литературного языка с историко-лингвистических позиций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Систематизация знаний, полученных в курсе "Старославянский язык и историческая грамматика русского языка", понимание системы предметов историко-лингвистического цикла и важности их общей задачи. Формирование базовых знаний для осознанного освоения динамических процессов, происходивших и происходящих в системе русского литературного языка на различных этапах его развития.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание основных терминов истории русского языка как науки в системе предметов историко-лингвистического цикла
  • понимание особенностей фонетической системы и грамматического строя русского языка на различных этапах его развития
  • знание источников изучения истории русского языка, знание датированных рукописей и видение их как отражения системы развития языка, знание других источников изучения (сравнение с родственными языками, сопоставление с неродственными языками, особенности языка и произношения в русских говорах, история заимствований)
  • знание ключевых терминов и понятий истории русского литературного языка как науки
  • знание периодизации и основных концепций происхождения РЛЯ
  • знать особенности и жанрово-стилистические разновидности литературного языка различных эпох и периодов
  • Знать основные тенденции развития русского литературного языка и факторы, влияющие на это развитие
  • знать основные изменения в графике в процессе развития русского языка
  • уметь анализировать текст с точки зрения языковых средств создания выразительности на лексическом (церковнославянизмы, народно-разговорные слова) и грамматическом (словообразование, морфология, синтаксис) уровнях
  • уметь анализировать тексты различных исторических этапов и выявлять в них признаки того или иного времени
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Повторение основных понятий и тем курса Старославянский язык и историческая грамматика русского языка.
    Что такое старославянский язык (когда и как появился и куда исчез)? Как он связан с древнерусским? Кириллица и глаголица. Фонетическая система (эволюция системы гласных фонем, изменения согласных). Падение редуцированных. Система частей речи, особенности склонений имен, классов глаголов и времен.
  • Тема 2. Система предметов историко-лингвистического цикла.
    Чем отличаются друг от друга эти странные одинаковые предметы, уровни изучения истории языка. Общая задача цикла и основные его термины (старославянский язык, церковнославянский язык, древнерусский язык, русский язык, современный русский язык). Синхронный и диахронный подходы.
  • Тема 3. Источники изучения истории русского языка.
    Старославянские, древнерусские рукописи и средневековые тексты. Основные датированные рукописи как отражение системы развития языка. Другие источники изучения (сравнение с родственными языками, сопоставление с неродственными языками, особенности языка и произношения в русских говорах, история заимствований).
  • Тема 4. Праславянский язык.
    Зачем реконструировать слова? Исторически однокоренные слова, слоговой плавный, монофтонгизация дифтонгов, палатализация, полногласие / неполногласие.
  • Тема 5. Ключевые термины и понятия истории русского литературного языка как науки.
    Что такое литературный язык? Норма и стабильность. Чем язык литературы отличается от литературного языка? Как происходят изменения литературного языка?
  • Тема 6. Периодизация истории русского литературного языка и основные концепции его происхождения.
    Выделение периодов / кризисы литературного языка., Проблема происхождения русского литературного языка (концепции А.А. Шахматова, С.П. Обнорского, В.В. Виноградова).
  • Тема 7. Литературный язык восточнославянской народности (XI - XIV вв.)
    Русский литературный язык Киевской Руси (XI - XII вв.). Жанрово-стилистические разновидности литературного языка эпохи Киевской Руси. Церковно-книжный, деловой, собственно-литературный стили, древнерусская летопись (лексико-грамматические особенности).
  • Тема 8. Русский литературный язык Московского государства (конец XIV-сер. XVII вв.)
    Образование великорусской народности и ее языка. «Второе южнославянское влияние». Начало книгопечатания. Первые «словеньские грамматики» («Грамматика словенска …» Лаврентия Зизания, «Аделфотис»). Проблема двуязычия в этот период. Жанрово-стилистические разновидности языка Московского государства (церковно-книжный, деловой, собственно-литературный стили). Обогащение стилей. Появление публицистики. Новое в норме русского литературного языка великорусской народности (демократизация, формирование фонетической, морфологической, синтаксической нормы).
  • Тема 9. Русский литературный язык Петровской эпохи и первой половины XVIII века
    Открытие Российской Академии наук. Реформа графики. Появление новых жанров. Указ «О введении новой гражданской азбуки». Судьба церковно-книжного стиля. Грамматические и словарные работы («Грамматики» Мелетия Смотрицкого и Федора Максимова, «Лексикон треязычный» Федора Поликарпова). Мода на иностранные слова. Стилистическая неупорядоченность языка (европеизация лексики и проникновение народно-речевых элементов в письменный язык, распад книжного стиля). Первые попытки нормализации русского литературного языка (А.Д. Кантемир и В.К. Тредиаковский, их филологические труды и идеи об основе литературного языка). Ломоносовский период в истории русского литературного языка. Теория трех стилей, её плюсы и минусы. Решение проблемы стилистической нормы на лексическом, фонетическом и морфологическом уровнях («Российская грамматика»), а также синтаксическом уровнях («Российская грамматика», «Краткое руководство к риторике», «Краткое руководство к красноречию»).
  • Тема 10. Южнославянские влияния, их причины и роль в истории русского литературного языка.
    Первое южнославянское влияние (10 век). Второе южнославянское влияние (15 век, Москва – Третий Рим). Третье южнославянское влияние (17 век)
  • Тема 11. Формирование русского литературного языка эпохи нации (середина XVII - XXI вв.). Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка.
    А.С. Пушкина как основоположника современного русского литературного языка. Лексико-фразеологический состав речи, морфологические и синтаксические изменения. Отношение к церковнославянизмам и заимствованиям.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий • контрольная работа (основные термины и понятия предметов историко-лингвистического цикла)
  • неблокирующий • тест (в классе, источники изучения)
  • неблокирующий • проверочная работа (анализ текста, разные эпохи)
  • неблокирующий • проверочная работа (анализ текста – историческое комментирование фактов современного языка)
  • неблокирующий • устный ответ
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * • контрольная работа (основные термины и понятия предметов историко-лингвистического цикла) + 0.2 * • проверочная работа (анализ текста – историческое комментирование фактов современного языка) + 0.2 * • проверочная работа (анализ текста, разные эпохи) + 0.1 * • тест (в классе, источники изучения) + 0.3 * • устный ответ
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Войлова К. А., Леденёва В. В. - ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 432с. - ISBN: 978-5-534-06543-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkogo-literaturnogo-yazyka-411966
  • Захарова М. В. - ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 261с. - ISBN: 978-5-534-01519-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkogo-literaturnogo-yazyka-432862
  • Леденёва В. В., Маркелова Т. В. - ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 246с. - ISBN: 978-5-534-08699-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkogo-literaturnogo-yazyka-praktikum-426155

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Захарова М.В. - Старославянский, древнерусский и история русского литературного языка в вопросах и ответах: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 112с. - ISBN: 978-5-9765-2242-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91038
  • Сергеева Е.В. - История русского литературного языка - Издательство "ФЛИНТА" - 2013 - 272с. - ISBN: 978-5-9765-1361-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/13054